Горячая тема
«Сложно, очень сложно, динамично, интересно». Что говорят участники молочного рынка об итогах 2023 года и планах на будущее
Комментарий эксперта
Ильдар Файзуллин, генеральный директор «Уфагормолзавод» :
— Каким был 2023 год для вашей компании? Опишите 3 словами.
— Креативный (приходилось выпутываться из разных ситуаций), успешный (несмотря ни на что, мы живы), раскрепощенный (существенно расширили ассортимент бренда «Молочная крепость»).
— Какое событие 2023 года оказало наибольшее влияние на вашу компанию?
— Научились сами делать бутылки для молока, а заодно, и для йогуртов «Два котенка», «Молочная крепость».
— С какими трудностями столкнулись в 2023 году? Как удалось их преодолеть?
— Самым трудным, помимо проблем с оборудованием и комплектующими, было выбрать новые вкусы для йогуртов. Ничего, справились. В одном случае, соединили чернослив и злаки, в другом – добавили семена чиа в виноград.
— Каким достижением 2023 года вы гордитесь больше всего? Что больше всего разочаровало в 2023 году?
— Мы гордимся тем, что, буквально, втиснули две новые огромные емкости для приемки молока, увеличив приемку молока почти до 300 тонн в сутки. Разочарование в том, что этого пока достаточно.
— Какой совет вы бы дали себе в начале 2023 года?
— Как в фильме «Берегись автомобиля»: «В разгончик, в разгончик…». Всегда хочется (да и нужно) все делать быстрее.
— С каким финансовым результатом вы завершили 2023 год? Соответствовал ли он вашим планам и ожиданиям?
— Пока еще не завершили, финансовая отчетность будет месяца через три. Финансы никогда не соответствуют ожиданиям, хочется всегда побольше. Но, если сравнивать план с прогнозом, то вполне соответствует.
— Удалось ли нарастить объемы производства в 2023 году? Если да, на какую величину? Если нет, то, что помешало?
— Нарастили объемы творожных десертов, увеличили поставки в Оренбургскую и Челябинскую области, стали первыми в Башкортостане по цельномолочной продукции.
— Чего вы ждете от 2024 года? Какие цели ставите?
— 2024 год будет сложнее и еще интереснее. Хотим стать лидерами в десертах с йогуртами в ПЭТ упаковке под торговой маркой «Молочная крепость» и «Два котенка».
— Какие тренды будут определять развитие молочной индустрии в России и/или Беларуси в 2024 году?
— Сейчас такое время, что я бы не стал оперировать понятиями «тренды». Молочка – это жизнь. Кто-то сожмется в комочек, а кто-то расправит плечи. Молочные продукты потребляют более 90% населения, поэтому рекомендую не ориентироваться на определенные направления, а жить полной жизнью, в том числе ездить в гости к белорусам, и принимать их у себя как гостей (одно дело делаем).
— Как вы оцениваете перспективы молочного экспорта из России и/или Беларуси в 2024 году?
— В этом году был в Китае. Это партнер, который может принять весь экспорт молочной продукции из России и Беларуси.
— Какие технологии вы считаете ключевыми для повышения эффективности молочного бизнеса в 2024 году?
— Я бы выделил глубокую переработку сыворотки и цифровизацию.
— Какие качества потребуются компаниям и лидерам в 2024 году, чтобы сохранить положение на рынке и преуспеть?
—Нужно сделать упор на персонал (мотивацию, обучение, лучшие условия труда), причем не только в 2024 году, но и в перспективе на много лет.