Молочная кухня Архангельской области
В ближайшее время нас может ждать очередной виток цен на молочную продукцию местного производства. Причина проста. По нашим данным, сельхозпроизводители обратились к переработчикам с предложением - повысить закупочные цены на сырье. Естественно, что в итоге это спровоцирует рост розничных цен. Но не будем торопиться с обвинениями в адрес аграриев. Ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.
В ближайшее время нас может ждать очередной виток цен на молочную продукцию местного производства. Причина проста. По нашим данным, сельхозпроизводители обратились к переработчикам с предложением - повысить закупочные цены на сырье. Естественно, что в итоге это спровоцирует рост розничных цен. Но не будем торопиться с обвинениями в адрес аграриев. Ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.
Обеспечить своих граждан возможностью приобретать качественные и доступные по цене «местные» продукты, при этом не ограничивать искусственно развитие как сельхозпроизводителей, так и переработчиков. Именно в этом сам смысл бюджетного дотирования агропромышленного комплекса. Не важно, какой страны, кстати говоря. Таким путем идут практически все промышленно развитые страны.
Разбивая цепь
Как показывает практика, особенно события осени, в нашем регионе механизм дотирования никак на рост цен на продукты не влияет. Складывается ощущение, что процессы протекают параллельно и абсолютно не связаны друг с другом. Либо, власть не может или не хочет увязать их.
Напомним, что резкий рост цен на продовольствие начался осенью. Официальных объяснений причин подорожания было высказано немало. Не место и не время в них углубляться. Но вот заглянуть в события, предшествующие этим событиям, стоит.
Еще в августе 2007 года директор департамента АПК Валентин Гинтов настоятельно рекомендует переработчикам поднять закупочные цены на молоко. Цель, как водится, благая - помочь производителям. Вот только забота выходит несколько однобокая: за счет каких средств переработчики смогут это сделать, Гинтов не объясняет. Но, учитывая огромный опыт работы Валентина Викторовича, вряд ли он не понимает, к каким последствиям может привести реализации его идеи. Справедливо ли оплачивать вполне законную заботу о местных товаропроизводителях за счет переработчиков и, в конечном итоге, из кошельков потребителей? На наш взгляд, такой подход - путь тупиковый. Так как ведет к элементарному снижению конкурентоспособности местной продукции на рынке.
Другой вопрос, что внимание областного департамента агропрома к производителям и некое игнорирование проблем сектора переработки - тенденция давняя. Явное свидетельство отсутствия стратегического мышления как основного фактора при принятии управленческих решений. Ведь производители и переработчики в Агропроме - звенья одной цепи, на которой и держится продовольственная безопасность региона. Стоит ли рассказывать, что будет, если эти звенья разбить?
Изобилие в цифрах
Достаточно беглого взгляда на многочисленные программные выступления и торжественные отчеты Валентина Викторовича, чтобы понять - развитие производства для его департамента является приоритетным. Производство мяса и удои, количество яиц и вес выращенной картошки - это святое, этими цифрами Гинтов оперирует охотно, с откровенным удовольствием. Именно к этому сектору и приковано внимание департамента АПК.
Правда, даже если поверить в наметившийся на селе рост, возникает вполне закономерный вопрос: как этот продукт «донести» до конечного потребителя? Рядового жителя области? Подобный вопрос возник еще года два назад, когда Валентин Викторович в «апельсиновом зале» обладминистрации делился с журналистами своими амбициозными планами - тогда начиналась подготовка масштабной программы развития АПК региона, которая, в конечном итоге, «потянула» на 24 миллиарда рублей. Опять же, внимание программы сосредоточено именно на развитии сельхозтоваропроизводителей.
Стратегия дотирования
- Я принципиально считаю, что государственный служащий должен быть заинтересован в развитии переработки в регионе, - говорит гендиректор ОАО «Молоко» Владимир Петров. - Даже с точки зрения налогов - в переработке возникает наибольшая добавленная стоимость. Однако есть целый набор фактов, который свидетельствует об обратном - об ангажированности региональных чиновников. Называя вещи своими именами, скажу, что нашему предприятию просто мешают нормально работать, нормально платить налоги, расплачиваться с поставщиками, практически вынуждая повышать отпускные цены на продукцию.
Чем вызвана столь жесткая реакция руководителя крупнейшего и старейшего в регионе предприятия-переработчика? Попробуем разобраться.
Еще не так давно дотации облбюджета производителям молока состояли из двух частей: собственно за производство, примерно полтора рубля за литр и 50-70 копеек на литр в качестве компенсации транспортных расходов. Логика в таком разделении была проста: основная масса продукции производится в южных районах области, а перерабатывающие предприятия расположены на севере. Чтобы стимулировать производителей на преодоление этих семи сотен километров и была введена «транспортная дотация».
Однако в 2005 году дотацию «переформатировали» - теперь она равна просто 2 рублям за килограмм, без всяких упоминаний о транспортной составляющей. Фактически же исчез стимул, который побуждал аграриев, скажем, Устьянского или Вельского районов сдавать сырье в Архангельск. Зачем? Вологда ближе.
Мина замедленного действия сработала этой осенью. Дефицит сырья в Европе вынудил переработчиков федерального масштаба искать поставщиков в регионах. По подсчетам того же Петрова, практически всю осень из области вывозилось 600-800 тонн молока-сырья ежемесячно. При этом, как ни странно, департамент АПК ситуацию не отследил. «Дотирование производителей из облбюджета продолжалось. На деле получается, что чиновники не выполнили свою контролирующую функцию - ведь по закону они не должны были выплачивать дотации на вывоз молока-сырья из области. Однако эти выплаты при попустительстве аграрных чиновников производились», - отмечает Владимир Сергеевич. По факту, за счет наших налогов оплачивалось благополучие московских и питерских переработчиков.
Результатом стало снижение поставок сырья местным переработчикам. Дефицит сырья привел к росту закупочных цен. Местные переработчики были вынуждены на это пойти. Но конкурировать с монстрами федерального масштаба они не в силах. Итогом стало вынужденное повышение отпускных цен на свою продукцию. И снижение рентабельности. Так, на Архангельском молкомбинате она упала в 3 раза по сравнению с началом года!
Естественно, что рост цен на молоко - товар социально важный - вызвал негативную реакцию у рядовых жителей области. Более того, косвенно это был и удар по имиджу губернатора. В области хорошо помнят, какой пост занимал Николай Киселев, прежде, чем возглавить регион.
- Конечно, проблема стоит весьма остро, - говорит депутат областного Собрания Тамара Миронова. - Возможно, дело в том, что уже после повышения дотации начался рост цен на горюче-смазочные материалы. И эти два рубля были просто «съедены» инфляцией. В итоге производители еле-еле сводят концы с концами. Считаю, что к вопросу дотаций мы еще вернемся. Возможно, что дополнительные доходы у бюджета появятся. Думаю, что в этом случае вопрос поддержки местных сельхозтоваропроизводителей будет приоритетным. Иначе люди нас просто не поймут. И не только сельчане, но и горожане, которые вынуждены приобретать постоянно дорожающие продукты.
Взгляд вперед
Итак, что мы имеем? Подстегнутые ростом собственных доходов и предложениями федеральных сетей, производители требуют и дальнейшего повышения закупочных цен. Однако региональные переработчики не могут повышать их до бесконечности, если хотят удержаться на тонкой грани между рентабельностью и конкурентоспособностью.
Конечно, самый простой выход - закупить где-нибудь за кордоном сухое молоко, разбавить его водой и пустить в продажу получившуюся белую жидкость по низкой цене под названием «напиток молочный». Вот только Владимир Петров такой подход категорически отвергает: снижение качества, как он отмечает, приведет к проигрышу в конкурентной борьбе. «Сейчас же люди знают, что под нашим брендом они гарантировано получают свежую и качественную продукцию. И снижать эту планку мы не намерены», - говорит он.
Впрочем, на наш журналистский взгляд, выходом из ситуации могло бы стать изменение стратегии дотирования. Может быть, имеет смысл подумать о дотировании именно переработчиков, чтобы позволить им, сохранив собственную рентабельность, повысить закупочные цены на сырье.
- Это приемлемая схема, - говорит председатель Приморского районного Собрания Михаил Очкусь, сам не в недавнем прошлом руководитель аграрного предприятия. - Ведь если переработчики будут все свои расходы вкладывать в себестоимость, то розничная цена в конечном итоге окажется просто неподъемной для покупателей. О какой здоровой нации в таком случае вести речь? Государственное регулирование необходимо - оставлять все на откуп рынку было бы стратегически неправильно. Я вам напомню, что в советские времена закупочная цена на молоко составляла 40 копеек, а розничная - 28. Разницу заводам компенсировало государство. И цена эта годами не менялась!
Правда, у Владимира Петрова эта идея большого энтузиазма не вызывает: «Это интересно, но я все же скажу «нет». Прежде всего, потому, что я патриот области и думаю, что если на региональный бюджет еще и такую нагрузку возложить, то он просто рухнет!»
Сам Петров уверен, что необходимо увеличить эффективность и прозрачность использования уже выделенных средств. Кстати говоря, немалых - в этом году департамент АПК получил 900 миллионов рублей, почти в два раза больше, чем в прошлом. Вот только со степенью рациональности траты этих средств постоянно возникают вопросы.
Возможно, что наше предложение покажется наивным. Но в любом случае, необходимо искать решение проблемы, а не загонять ее вглубь, не закрывать на нее глаза. Можно сколь угодно долго и красиво жонглировать цифрами, но рост цен «камланием» не остановить.
Очевидно, что пришло время всем заинтересованным сторонам отбросить ненужные амбиции и сесть за стол переговоров. Чтобы найти стратегическое решение вопроса.
Источник: Фонд "Перспектива"
Обеспечить своих граждан возможностью приобретать качественные и доступные по цене «местные» продукты, при этом не ограничивать искусственно развитие как сельхозпроизводителей, так и переработчиков. Именно в этом сам смысл бюджетного дотирования агропромышленного комплекса. Не важно, какой страны, кстати говоря. Таким путем идут практически все промышленно развитые страны.
Разбивая цепь
Как показывает практика, особенно события осени, в нашем регионе механизм дотирования никак на рост цен на продукты не влияет. Складывается ощущение, что процессы протекают параллельно и абсолютно не связаны друг с другом. Либо, власть не может или не хочет увязать их.
Напомним, что резкий рост цен на продовольствие начался осенью. Официальных объяснений причин подорожания было высказано немало. Не место и не время в них углубляться. Но вот заглянуть в события, предшествующие этим событиям, стоит.
Еще в августе 2007 года директор департамента АПК Валентин Гинтов настоятельно рекомендует переработчикам поднять закупочные цены на молоко. Цель, как водится, благая - помочь производителям. Вот только забота выходит несколько однобокая: за счет каких средств переработчики смогут это сделать, Гинтов не объясняет. Но, учитывая огромный опыт работы Валентина Викторовича, вряд ли он не понимает, к каким последствиям может привести реализации его идеи. Справедливо ли оплачивать вполне законную заботу о местных товаропроизводителях за счет переработчиков и, в конечном итоге, из кошельков потребителей? На наш взгляд, такой подход - путь тупиковый. Так как ведет к элементарному снижению конкурентоспособности местной продукции на рынке.
Другой вопрос, что внимание областного департамента агропрома к производителям и некое игнорирование проблем сектора переработки - тенденция давняя. Явное свидетельство отсутствия стратегического мышления как основного фактора при принятии управленческих решений. Ведь производители и переработчики в Агропроме - звенья одной цепи, на которой и держится продовольственная безопасность региона. Стоит ли рассказывать, что будет, если эти звенья разбить?
Изобилие в цифрах
Достаточно беглого взгляда на многочисленные программные выступления и торжественные отчеты Валентина Викторовича, чтобы понять - развитие производства для его департамента является приоритетным. Производство мяса и удои, количество яиц и вес выращенной картошки - это святое, этими цифрами Гинтов оперирует охотно, с откровенным удовольствием. Именно к этому сектору и приковано внимание департамента АПК.
Правда, даже если поверить в наметившийся на селе рост, возникает вполне закономерный вопрос: как этот продукт «донести» до конечного потребителя? Рядового жителя области? Подобный вопрос возник еще года два назад, когда Валентин Викторович в «апельсиновом зале» обладминистрации делился с журналистами своими амбициозными планами - тогда начиналась подготовка масштабной программы развития АПК региона, которая, в конечном итоге, «потянула» на 24 миллиарда рублей. Опять же, внимание программы сосредоточено именно на развитии сельхозтоваропроизводителей.
Стратегия дотирования
- Я принципиально считаю, что государственный служащий должен быть заинтересован в развитии переработки в регионе, - говорит гендиректор ОАО «Молоко» Владимир Петров. - Даже с точки зрения налогов - в переработке возникает наибольшая добавленная стоимость. Однако есть целый набор фактов, который свидетельствует об обратном - об ангажированности региональных чиновников. Называя вещи своими именами, скажу, что нашему предприятию просто мешают нормально работать, нормально платить налоги, расплачиваться с поставщиками, практически вынуждая повышать отпускные цены на продукцию.
Чем вызвана столь жесткая реакция руководителя крупнейшего и старейшего в регионе предприятия-переработчика? Попробуем разобраться.
Еще не так давно дотации облбюджета производителям молока состояли из двух частей: собственно за производство, примерно полтора рубля за литр и 50-70 копеек на литр в качестве компенсации транспортных расходов. Логика в таком разделении была проста: основная масса продукции производится в южных районах области, а перерабатывающие предприятия расположены на севере. Чтобы стимулировать производителей на преодоление этих семи сотен километров и была введена «транспортная дотация».
Однако в 2005 году дотацию «переформатировали» - теперь она равна просто 2 рублям за килограмм, без всяких упоминаний о транспортной составляющей. Фактически же исчез стимул, который побуждал аграриев, скажем, Устьянского или Вельского районов сдавать сырье в Архангельск. Зачем? Вологда ближе.
Мина замедленного действия сработала этой осенью. Дефицит сырья в Европе вынудил переработчиков федерального масштаба искать поставщиков в регионах. По подсчетам того же Петрова, практически всю осень из области вывозилось 600-800 тонн молока-сырья ежемесячно. При этом, как ни странно, департамент АПК ситуацию не отследил. «Дотирование производителей из облбюджета продолжалось. На деле получается, что чиновники не выполнили свою контролирующую функцию - ведь по закону они не должны были выплачивать дотации на вывоз молока-сырья из области. Однако эти выплаты при попустительстве аграрных чиновников производились», - отмечает Владимир Сергеевич. По факту, за счет наших налогов оплачивалось благополучие московских и питерских переработчиков.
Результатом стало снижение поставок сырья местным переработчикам. Дефицит сырья привел к росту закупочных цен. Местные переработчики были вынуждены на это пойти. Но конкурировать с монстрами федерального масштаба они не в силах. Итогом стало вынужденное повышение отпускных цен на свою продукцию. И снижение рентабельности. Так, на Архангельском молкомбинате она упала в 3 раза по сравнению с началом года!
Естественно, что рост цен на молоко - товар социально важный - вызвал негативную реакцию у рядовых жителей области. Более того, косвенно это был и удар по имиджу губернатора. В области хорошо помнят, какой пост занимал Николай Киселев, прежде, чем возглавить регион.
- Конечно, проблема стоит весьма остро, - говорит депутат областного Собрания Тамара Миронова. - Возможно, дело в том, что уже после повышения дотации начался рост цен на горюче-смазочные материалы. И эти два рубля были просто «съедены» инфляцией. В итоге производители еле-еле сводят концы с концами. Считаю, что к вопросу дотаций мы еще вернемся. Возможно, что дополнительные доходы у бюджета появятся. Думаю, что в этом случае вопрос поддержки местных сельхозтоваропроизводителей будет приоритетным. Иначе люди нас просто не поймут. И не только сельчане, но и горожане, которые вынуждены приобретать постоянно дорожающие продукты.
Взгляд вперед
Итак, что мы имеем? Подстегнутые ростом собственных доходов и предложениями федеральных сетей, производители требуют и дальнейшего повышения закупочных цен. Однако региональные переработчики не могут повышать их до бесконечности, если хотят удержаться на тонкой грани между рентабельностью и конкурентоспособностью.
Конечно, самый простой выход - закупить где-нибудь за кордоном сухое молоко, разбавить его водой и пустить в продажу получившуюся белую жидкость по низкой цене под названием «напиток молочный». Вот только Владимир Петров такой подход категорически отвергает: снижение качества, как он отмечает, приведет к проигрышу в конкурентной борьбе. «Сейчас же люди знают, что под нашим брендом они гарантировано получают свежую и качественную продукцию. И снижать эту планку мы не намерены», - говорит он.
Впрочем, на наш журналистский взгляд, выходом из ситуации могло бы стать изменение стратегии дотирования. Может быть, имеет смысл подумать о дотировании именно переработчиков, чтобы позволить им, сохранив собственную рентабельность, повысить закупочные цены на сырье.
- Это приемлемая схема, - говорит председатель Приморского районного Собрания Михаил Очкусь, сам не в недавнем прошлом руководитель аграрного предприятия. - Ведь если переработчики будут все свои расходы вкладывать в себестоимость, то розничная цена в конечном итоге окажется просто неподъемной для покупателей. О какой здоровой нации в таком случае вести речь? Государственное регулирование необходимо - оставлять все на откуп рынку было бы стратегически неправильно. Я вам напомню, что в советские времена закупочная цена на молоко составляла 40 копеек, а розничная - 28. Разницу заводам компенсировало государство. И цена эта годами не менялась!
Правда, у Владимира Петрова эта идея большого энтузиазма не вызывает: «Это интересно, но я все же скажу «нет». Прежде всего, потому, что я патриот области и думаю, что если на региональный бюджет еще и такую нагрузку возложить, то он просто рухнет!»
Сам Петров уверен, что необходимо увеличить эффективность и прозрачность использования уже выделенных средств. Кстати говоря, немалых - в этом году департамент АПК получил 900 миллионов рублей, почти в два раза больше, чем в прошлом. Вот только со степенью рациональности траты этих средств постоянно возникают вопросы.
Возможно, что наше предложение покажется наивным. Но в любом случае, необходимо искать решение проблемы, а не загонять ее вглубь, не закрывать на нее глаза. Можно сколь угодно долго и красиво жонглировать цифрами, но рост цен «камланием» не остановить.
Очевидно, что пришло время всем заинтересованным сторонам отбросить ненужные амбиции и сесть за стол переговоров. Чтобы найти стратегическое решение вопроса.
Источник: Фонд "Перспектива"
Популярные темы
07.08.2024
DairyNews.ru собрал комментарии участников молочного рынка, чтобы понять, почему растет цена на сливочное масло в РФ, кому это выгодно, ожидается ли существенный рост цен на молоко-сырье. Эксперты издания проанализировали ситуацию и поделились своими прогнозами на дальнейшее развитие событий.
Читать полностью