Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Как увеличить долю продуктов местного производства в торговых сетях Сибири?

Источник: rg.ru
EN RU
В Кузбассе доля продукции местных производителей в торговых сетях за год выросла всего на один процент - с 20% до 21%, а по некоторым позициям даже снизилась. "90% местных товаров в торговых сетях относятся к продовольственной группе. Но 1% прироста - не то, к чему мы стремимся. Наша задача - довести показатель до 50%, - подчеркнул заместитель председателя правительства Кузбасса - глава областного минпромторга Леонид Старосвет на конференции производителей и ретейлеров. - В Кемеровской области почти 19 тыс. торговых объектов, и лишь чуть более 30% составляют локальные торговые сети. Если доля хлебобулочных изделий местного производства еще недавно достигала 86%, то сегодня всего 56".
Как увеличить долю продуктов местного производства в торговых сетях Сибири?

Может, всему виной сокращение объемов производства? Например, сливочного масла и масляных паст - на 28% за последние пять лет, колбасных изделий - на 20%, безалкогольных напитков - почти на 40%, жидкого обработанного молока - на 10,4%. Сыра и сырных продуктов в Кузбассе сегодня выпускают почти в восемь раз меньше, чем в 2018-м.

- Я хожу по магазинам и вижу, что там преобладает сырная продукция из других регионов, и она продается по более низкой цене. Хотя на дегустациях наши сыры всегда занимали почетные призовые места - как по качеству, так и по вкусовым характеристикам. Тем не менее сегодня местные производители сократили объемы производства ввиду того, что их товар выдавливают с торговых полок, - пояснил министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса Андрей Ариткулов.

- Был у нас один-единственный поставщик, точнее, претендент на поставки, но в итоге он удовлетворил нужды муниципальных органов, - сообщил представитель X5 Grоup ("Пятерочка") Иван Елизарьев. - Еще в борщевой набор входит лук, который мы везем в основном из Казахстана, и чеснок - из Китая. А картофель и овощи зачастую доставляли в Сибирь из центральной части России. В то время как местные производители вывозили свой товар в центральную часть страны.

- У наших производителей нет современных складских помещений с необходимым микроклиматом для длительного хранения овощей, - пояснил Андрей Ариткулов. - В Сибири этот срок превышает девять месяцев, пока не будет собран новый урожай. Строительство и обслуживание новых мощностей очень дорогие. Три-четыре года назад наблюдалась положительная тенденция - на фоне выгодной закупочной цены сельхозпроизводители рассматривали проекты строительства овощехранилищ. Но в 2022 году цены на большую часть продукции упали практически в 2,5 раза, и реализация всех инвестиционных проектов была приостановлена.

Зато, по словам Ивана Елизарьева, подходящие овощехранилища есть в сибирских регионах западнее Кузбасса. Так, торговая сеть, закупив большие объемы картофеля, вывозила его из Тюмени в Красноярск. Абсурд, но все же это ближе, чем из Египта. Вместе с тем еще в прошлом году ретейлер запустил в Сибири программу агроконтрактов с доставкой продукции прямо с поля на полку (если это экономически оправданно), и впервые большую часть составляющих борщевого набора (без капусты, лука и чеснока) поставили в сеть исключительно 25 местных производителей. В этом году объемы закупок увеличены, в список добавили капусту. Продавец ждет активности от поставщиков и даже озаботился созданием сети овощехранилищ в регионах.

- Мы можем закрепить в контрактах объемы поставок овощей местного производства и гарантировать их исполнение. А для небольших производителей есть опция "Фермерские островки". Если нет понимания, как работать с сетью, слишком маленькие объемы или локальное потребление, можно взять в аренду два квадратных метра в магазине и торговать там, - добавил Иван Елизарьев.

А пока покупатели ищут на сетевых полках местные продукты, в Кемеровской области наращивают сельхозпроизводство. Регион уже обеспечивает себя хлебом, картофелем и яйцом. Производство свинины за пять лет увеличилось в 4,5 раза, мяса птицы - на 13 процентов, кондитерских изделий - на 19 процентов, а макаронных - в 12 раз. На 43 процента выросло производство питьевой воды.
- Каковы преимущества местных товаров? Свежесть и экологичность, которые могут обеспечить областные предприятия благодаря короткому логистическому плечу. Им не требуется производить продукцию длительного хранения, а также прибегать к разным хитростям в виде обработки газами и добавления концентратов. Поэтому местная продукция должна быть в приоритете, ей нужно выделять лучшие места на полках.

Эксперты советуют ретейлерам обратить особое внимание на продукты со знаком качества "Сделано в Кузбассе". В некоторых сетях уже выделили спецзоны для местных товаров. Есть и другие положительные сдвиги. Так, например, согласно проведенному региональным минсельхозом опросу, сети быстрее рассчитываются с поставщиками. Но ряд проблем требует решения. Это и высокие штрафы, и затягивание сроков вхождения в сети, и слишком долгое рассмотрение обращений по вопросам изменения цены, и долгая (до двух суток) разгрузка транспорта в распределительных центрах. Да и ассортимент местных товаров в сетях необходимо расширить.

- Линейка хлебобулочных изделий состоит по большей части из продукции неместных поставщиков. Социальный хлеб - точно кузбасский, а вот бублики - из других регионов. До полки доходит меньше трети регионального ассортимента, и эту долю нужно увеличить, - подчеркивает Андрей Артикулов. - Кроме того, бытует ошибочное мнение, что перерабатывающие предприятия получают точно такую же господдержку, как сельхозпроизводители. Увы, это не так. Особенно это касается закупки и монтажа производственного оборудования.

Не достает в сетях не только кузбасских безалкогольных, слабоалкогольных и крепких напитков, но и местных компонентов борщевого набора - моркови, свеклы, капусты и картофеля. Большая часть овощей и корнеплодов, как выяснилось, идет на обеспечение социальной сферы и отправляется в другие регионы.

28.12.2024
Накануне Нового года The DairyNews.ru собрал комментарии экспертов молочной отрасли, чтобы узнать профессиональное мнение о том, как производители и переработчики молока пережили очередной непростой год. Участники рынка расставили акценты на главных событиях, поделились успехами и достижениями, прогнозами на будущий год, отметили ведущие тренды и тенденции, по которым будет развиваться молочная отрасль России.
Читать полностью