Тема недели
Цена молока. Что не так с официальной методикой расчета себестоимости сырья
Комментарии экспертов:

Генеральный директор ООО «Шатовка» Андрей Николаев:
Существующая официальная методика (разработанная Минсельхозом) далека от того, чтобы отражать фактическую себестоимость производства молока. Реальная цифра, думаю, больше примерно на 15%. Если верить официальной статистике, то в России прибыльность производства молока составляет около 25%, хотя на самом деле она намного ниже.
Корректировка методики крайне важна для того, чтобы сельхозпроизводители имели четкое представление о том, насколько сейчас выгодно производить молоко, выращивать быков и так далее.
Расхождение методики с реальным положением дел связано с рядом факторов. Например, затраты от одного вида деятельности могут быть учтены при подсчете расходов на другой вид деятельности, что повышает прибыльность одного из указанных направлений. Многие предприятия также занимаются не только производством молока, но и, например, реализацией племенного молодняка. При этом доходы от этих видов деятельности плюсуются, хотя тут учет должен вестись отдельно.
Кроме того, при расчете прибыли от производства молока нужно учитывать реализацию выбракованного скота. Последнее направление чаще всего убыточно, и в итоге общая прибыльность получается не такой высокой, как изначально.
Напомню, с 2023 года при подсчете себестоимости молока перестали учитываться управленческие расходы, что сразу повысило прибыльность примерно на 8-10%. Но это произошло не из-за реального увеличения показателей в отрасли, а из-за изменения методики.
Важно учитывать еще один факт: если доходность производства молока составляет условно 10%, то возврат средств происходит не через год, а через полтора года. Соответственно, годовая доходность по факту получается ниже 10%.
Отмечу одну из устаревших норм официальной методики - норму по распределению затрат на коров и приплод. Считается, что 10% от общих затрат на корову в год приходится на теленка. С момента введения этой нормы прошло столько времени, что и затраты на корову, и ее продуктивность кратно возросли. При этом получается, что мы искусственно убираем 10% из затрат на молоко, повышая его рентабельность, а с другой стороны, завышаем себестоимость телёнка, которая достигает 30-40 тыс. рублей и превышает рыночную цену в 3-5 раз.
Кроме того, механизм амортизации коров недостоверно отражает затраты на воспроизводство стада. Сумма амортизации коров всегда меньше затрат на выращивание первотёлки. В связи с этим рекомендую коллегам проводить ежегодную дооценку коров до стоимости первотёлки и максимально сокращать срок амортизации коров.