Тема недели
Молоко – вторая нефть? Сможет ли Россия стать мировым экспортером молочки
DairyNews.ru выслушал мнения участников рынка, чтобы узнать, насколько важно для России мировое лидерство в экспорте молочной продукии, какой должна быть цена на сырое молоко внутри страны и как влияет на экспортный потенциал курс рубля. Новость недели
Комментарии экспертов:
Сергей Блюма, генеральный директор ООО «Агромилк»: :– В России есть все, чтобы стать мировым экспортером молочки: соответствующий климат, желающие разводить коров, отличные политические контакты на самых динамичных рынках (Азия и Африка), где потребление молочной продукции будет только расти.
Рассмотрим несколько моментов.
Первый. Россия прирастает в 3-5% по производству молока ежегодно. Рост производства молока опережает рост потребления. Потенциал роста при должной политике не будет исчерпан минимум еще 10-15 лет.
Второй. В Европе очень актуальна зеленая повестка. Голландия уже сегодня выплачивает премии фермерам за сокращение поголовья или за ликвидацию фермы. В России площади колоссальные, мы можем увеличивать популяцию коров без ущерба для окружающей среды.
Третий. Изменение климата проводит к тому, что текущие лидеры уже находятся в более худших условиях (за прошедшие 12 месяцев, с июня 2023 по май 2024, мировая температура оказалась на 1,63℃ выше аналогичного периода 1850-1900 годов). Т.е. энергоемкость производства молока будет увеличиваться, а экономика ухудшаться.
В 2023 году мировыми лидерами в молочке были: США по СОМ (924 тыс. тн.), ЕС по сыру (1,4 млн. тн.), Новая Зеландия по СЦМ (1,5 млн. тн.) и сливочному маслу (437 тыс. тн.). Россия пока не входит даже в топ-10 по этим направлениям.
Для начала, как минимум, мы должны иметь конкурентную с Европой и Америкой цену на молоко-сырье, думаю, что ориентир – 35-40 американских центов за кг. Чтобы иметь такие цены есть простой шаг – уронить курс рубля. Кстати, в конце 2023 года, когда доллар и евро пошли вверх, и мы сразу расширили свои экспортные продажи. Но это палка о двух концах, т.к. мы еще очень зависимы от импортных технологий, да и эффект от курса не долгий.
Стратегически вернее:
1. Уйти в продукты более глубокой переработки, чтобы не возить воду и оставлять больше добавленной стоимости в РФ.
2. Заняться глобальным маркетингом. Правда России не хватает собственных игроков мирового масштаба с большими капиталами, которые могли бы не просто изготавливать продукты, а формировать потребительские вкусы, как это делают глобальные корпорации, такие как Coca-Cola, PepsiCo, Danone и т.д.
3. Внедрить массово ЦИФРУ (роботы, ИИ), чтобы глобально снизить себестоимость молока как исходного сырья. Тем самым мы бы подстегнули не только экспорт, но и потребление молочных продуктов внутри страны, т.к. самые молокоемкие продукты (масло и сыры) стали бы более доступными населению.
Молоко вторая нефть!
Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
Популярные темы
28.12.2024
Накануне Нового года The DairyNews.ru собрал комментарии экспертов молочной отрасли, чтобы узнать профессиональное мнение о том, как производители и переработчики молока пережили очередной непростой год. Участники рынка расставили акценты на главных событиях, поделились успехами и достижениями, прогнозами на будущий год, отметили ведущие тренды и тенденции, по которым будет развиваться молочная отрасль России.
Читать полностью