Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарии экспертов:

Сергей Блюма, генеральный директор ООО «Агромилк»:
Сергей Блюма, генеральный директор ООО «Агромилк»: :
– В России есть все, чтобы стать мировым экспортером молочки: соответствующий климат, желающие разводить коров, отличные политические контакты на самых динамичных рынках (Азия и Африка), где потребление молочной продукции будет только расти.

Рассмотрим несколько моментов.

Первый. Россия прирастает в 3-5% по производству молока ежегодно. Рост производства молока опережает рост потребления. Потенциал роста при должной политике не будет исчерпан минимум еще 10-15 лет.

Второй. В Европе очень актуальна зеленая повестка. Голландия уже сегодня выплачивает премии фермерам за сокращение поголовья или за ликвидацию фермы. В России площади колоссальные, мы можем увеличивать популяцию коров без ущерба для окружающей среды.

Третий. Изменение климата проводит к тому, что текущие лидеры уже находятся в более худших условиях (за прошедшие 12 месяцев, с июня 2023 по май 2024, мировая температура оказалась на 1,63℃ выше аналогичного периода 1850-1900 годов). Т.е. энергоемкость производства молока будет увеличиваться, а экономика ухудшаться.

В 2023 году мировыми лидерами в молочке были: США по СОМ (924 тыс. тн.), ЕС по сыру (1,4 млн. тн.), Новая Зеландия по СЦМ (1,5 млн. тн.) и сливочному маслу (437 тыс. тн.). Россия пока не входит даже в топ-10 по этим направлениям.

Для начала, как минимум, мы должны иметь конкурентную с Европой и Америкой цену на молоко-сырье, думаю, что ориентир – 35-40 американских центов за кг. Чтобы иметь такие цены есть простой шаг – уронить курс рубля. Кстати, в конце 2023 года, когда доллар и евро пошли вверх, и мы сразу расширили свои экспортные продажи. Но это палка о двух концах, т.к. мы еще очень зависимы от импортных технологий, да и эффект от курса не долгий.

Стратегически вернее:

1.    Уйти в продукты более глубокой переработки, чтобы не возить воду и оставлять больше добавленной стоимости в РФ.
2.    Заняться глобальным маркетингом. Правда России не хватает собственных игроков мирового масштаба с большими капиталами, которые могли бы не просто изготавливать продукты, а формировать потребительские вкусы, как это делают глобальные корпорации, такие как Coca-Cola, PepsiCo, Danone и т.д.
3.    Внедрить массово ЦИФРУ (роботы, ИИ), чтобы глобально снизить себестоимость молока как исходного сырья. Тем самым мы бы подстегнули не только экспорт, но и потребление молочных продуктов внутри страны, т.к. самые молокоемкие продукты (масло и сыры) стали бы более доступными населению.
Молоко вторая нефть!
Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.

Читать полностью