Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Золотой кубок, который пахнет навозом

Источник: The DairyNews
EN RU
Коллеги, добрый день! С вами Данила Козлов и этой моя авторская колонка про коров специально для dairynews.ru  
Данила Козлов
Данила Козлов
Заместитель директора по производству, ЗАО "Совхоз имени Ленина"

В прошлый раз я писал о том, что в Нидерландах фермеры добиваются фантастических результатов, получая коров с пожизненной продуктивностью 100-200 тонн молока. Хотел больше рассказать вам об этой теме, так как у многих возник интерес и дополнительные вопросы.

Слышали ли вы когда-нибудь про RABDF? The Royal Association of British Dairy Farmers, или по-русски – Королевская Ассоциация Британских Молочных Фермеров. Суть, конечно же, не в названии. Дело в том, что эта организация имеет огромную историю (1876 год основания, на минуточку!) и проводит «Золотой кубок», присуждая его выдающимся национальным производителям. Чтобы заслужить кубок не нужно покупать 65 тыс. гектаров земли или приписывать пару сотен «коров-работяг». Поэтому, хочу рассказать вам историю самых успешных британских фермеров 2003 года.

Победители отличились тем, что вырастили 120 коров с пожизненной продуктивностью более 100 тонн молока. В качестве отступления скажу, что общее поголовье на ферме было не 5, 7 или 10 тысяч, а всего 280 коров. На тот момент, получить такое количество высокопродуктивных (подчеркнуто – долгоживущих!) животных не удавалось в Европе никому. Безусловно, как и коллеги из Нидерландов, британцы говорили о том, что получать телят каждый год от животных с продуктивностью более 16 тыс. литров не имеет смысла. Поэтому, лактация специально удлинялась, чтобы получить межотельный период около 18 месяцев и добровольный период ожидания для осеменения более 100 дней. К сожалению, или к счастью, это является одним из важных залогов их успеха. Как бы фермерам не хотелось получить максимум телят от рекордисток в короткие сроки, или выдоить животных, держа постоянно на пике лактации – это не представлялось целесообразным. Выбрав стратегию марафона, а не спринта, план сработал.

Дальше, как говорится, больше. Через 17 лет после завоевания кубка, семья фермеров имеет уже 600 коров, но со средней продуктивностью 8 100 литров (жир 4,35%, белок 3,52%) против 12 000 литров, что были в 2003 году. Думаете, облажались они со своей «суперсистемой»? И снова нет!

Возврат к более экстенсивной системе содержания, с выпасом на сеянных пастбищах и двухразовым доением позволил почти вдвое снизить затраты на производство 1 литра молока: с 18,9 до 10,5 пенсов (данные 2020 года, курс 1 пенса стерлинга практически равен 1 рублю). Отличная себестоимость, особенно, для страны с высоким уровнем жизни! И прекрасный менеджмент: 42 участка для выпаса всего на 600 коров позволяют пасти животных 7 месяцев в году.

«В чем суть, Данила?» - спросите вы. Безусловно, мы не можем слепо копировать опыт иностранцев. История про рекордисток звучит почти фантастически, а про возврат к выпасу и двухразовой дойке – как пример скорее неудачного хозяйствования. Однако, в каждой истории успеха есть свои выводы. В нынешней я бы сделал два:

  1. «Золотые кубки» и высокая эффективность, рекорды, если хотите – это про более индивидуальный подход к производству. Причем, речь не только про коров, их сервис-период, надой и т.п., но и про людей, что каждый день работают с вами.
  2. Может быть, и мы – производители молока, чувствовали бы себя хуже, конкурируя с импортом при открытых границах? Тогда бы и начали биться за каждый рубль себестоимости молока? Представляете, насколько должно было быть волевое решение фермера - осознанно снизить надой на 4 тысячи литров на корову в год, чтобы повысить экономическую эффективность производства?

Уверен, что есть и другие пути достижения данной цели. Просто задайте себе вопрос, что вы делаете, чтобы готовиться к конкуренции уже сейчас? Надеюсь, эти мысли и действия помогут вашему хозяйству развиваться.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
08.11.2024
По официальным данным, в России работают 57 аграрных вузов, проверка трех из них показала, что только 40% выпускников пошли работать в АПК. Агрохолдинги, в том числе ГК «ЭкоНива», «СТЕПЬ», вынуждены активно заниматься подготовкой студентов, чтобы хоть как-то решить кадровую проблему. DairyNews.ru поинтересовался у представителей отрасли, что не так с образованием в агровузах, каким оно должно быть с точки зрения сельхозпредприятий и чем они могут реально помочь.
Читать полностью