Про зерновую сделку
Дело в том, что мы самый крупный экспортер зерна в мире, но у нас нет своего зернового флота.
Это, конечно, нелепо, но он сейчас только начинает строиться. И если с нефтяным хоть как-то разобрались, то с зерном пока еще нужно фрахтовать иностранные суда. Также наше требование - снятие санкций с Россельхозбанка (наш главный аграрный банк), чтобы напрямую рассчитываться за экспорт без посредников. В обмен на это мы пропускали иностранные суда в украинские порты.
В этом-то и была сделка. Мы пропускали, но с той стороны выполнялась не в полном объеме - суда совершенно не в том объеме заходили в наши порты. В прошлом году она была нам крайне необходима - нужно было вывезти рекордный урожай в истории нашей страны. Хоть тушкой, хоть чучелом.
По железке вывозить весь объем в Китай и Дальний Восток не вариант.
Во-первых: ТрансСиб столько не может пропустить из-за разворота нашей страны на Восток и военной логистики, он и так сейчас перегружен.
Во-вторых: порт Владивостока, конечно, хороший, но он маленький по сравнению с тем, как сейчас оборудован порт Новороссийска - это, наверное, один из самых крупных зерновых портов в мире.
В-третьих: Китай до этого года мало брал российского зерна, хотя в перспективе это самый большой покупатель. Поднебесная со всего мира импортирует 500 тысяч тонн зерна. Это ТРИ наших самых больших урожая. Конечно, Россия расширит железку и построит терминалы для экспорта, опыт и договоренности (как мы понимаем) уже есть, но это несколько лет.
Россия последние годы, действительно, кормит беднейшие страны Африки.
И для нас тоже важно! Я просто в цифрах скажу.
Экспорт зерна одними только пошлинами принес в бюджет 250 миллиардов рублей за два года (это не считая других налогов), а это содержание трех воюющих и полностью укомплектованных боеспособных армейских корпусов общей численностью 100-150 тысяч человек (для примера ЧВК «Вагнер» «съел» 86 млрд).
Война сейчас вошла в ту стадию, когда проиграет тот, у кого первого рухнет экономика, а не тот, кто победит на поле боя.
Это как в Первую мировую - Германия её проиграла, хотя на её территории не было ни одного солдата Антанты.
Нам для Победы, кроме героизма солдат и разворачиваемых оборонных заводов, сейчас жизненно нужны деньги в бюджете и стабильно работающая экономика аграрных регионов.
Хотя и план Б тоже есть — урожай в этом году будет не рекордный, и, видимо, мы будем «скирдовать» до того момента, пока не будет выполняться.
Без сделки нам это будет сложно, но она, конечно, должна выполняться. Поэтому прогнозирую, что после выполнения условий России она будет продлена. И такой вариант нас устроит.