Замороженные цены греют только Казань
Источник: www.kommersant.ru
В преддверии окончания "федерального" моратория на повышение продовольственных цен ("Ъ" писал о нем 24 октября. Согласно ему, более 20 компаний заморозили цены по состоянию на 16 октября 2007 года до 31 января 2008 года на ряд "социальных" продуктов питания) появляется первая информация о новых региональных ограничениях цен после 31 января. Как стало известно "Ъ", по инициативе мэрии Казани десять крупнейших торговых сетей города, на которые приходится 19% розничного оборота продуктов питания в городе, согласились до конца 2008 года удерживать торговые надбавки на социально значимые товары в пределах 15%.
В отличие от осени 2007 года, речь не идет о замораживании цен, а об ограничении предельных торговых надбавок. В соответствии с документом предельная наценка на оговоренные в нем виды молочных продуктов установлена в размере 12%, на хлебобулочные продукты и крупы -- 15%. Кроме того, как сообщили в мэрии, пролонгированы 493 аналогичных соглашения с мелкими торговыми предприятиями и управляющими компаниями продовольственных рынков. Таким образом, соглашение распространяется на 822 объекта торговли. Судя по всему, это самое масштабное ограничение ценообразования на территории России. В Казани действует 2494 предприятия торговли, из них 1060 -- продовольственные магазины.
Мэр Казани Ильсур Метшин пояснил "Ъ": "Это больше моральные обязательства, несоблюдение которых не предусматривает карательных мер со стороны власти". "Мы не можем диктовать, это больше джентльменское соглашение власти с бизнесом",-- сказал он. Господин Метшин подчеркнул, что в прошлом году соглашения "в подавляющем большинстве выполнялись". Он отметил, что рынок ритейла в Казани от введенных мер не стал менее привлекательным. "По тому огромному количеству желающих пополнить ряды ритейлеров в Казани я это никак не заметил",-- констатирует он.
По словам заместителя главы Татарстанского УФАС Олега Булгакова, в соглашении мэрии и минпромторга Татарии с торговыми сетями нет противоречащих законодательству пунктов и предусмотрено обеспечение конкуренции. Господин Булгаков напомнил, что 10 ноября правительство РФ издало постановление, в котором, в частности, говорится, что для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых товаров органы госвласти субъектов РФ вправе заключать соглашения с производителями товаров или торговыми организациями сроком не позднее чем до 31 января 2008 года.
Представители торговых сетей согласны с господином Булгаковым. В среднем казанском супермаркете ассортимент составляет не менее 1000 наименований, а социально значимые продукты занимают не более 2% ассортимента. Заместитель управляющего сбытовой сетью "Пятерочка" в Татарии Николай Козин рассказал, что от общего товарооборота продукты, на которые введен мораторий на увеличение наценки, занимают 5-6%. "У нас разница между входной ценой и продажной никогда не превышала 12%. Мы все-таки хотели бы, чтобы покупатели к нам ходили",-- рассказал господин Козин. Владелица и директор ООО "Бахетле" Муслима Латыпова заявила "Ъ", что ее магазины в Татарии "изначально являются социально ориентированными" и наценка на основные продукты в них составляет 10-12%. Она сообщила, что с ноября сеть реализует программу "Потребительская корзинка", и заверила, что цены на товары, из которых она состоит, самые низкие по сравнению с другими магазинами в Татарии.
Владельцы и менеджмент сетей в Москве относятся к казанскому соглашению сдержанно-негативно. Лев Хасис, CEO компании X5 Retail Group (в Татарии работают несколько торговых точек ее сети "Перекресток") заявил "Ъ": "Действующие соглашения сыграли важную роль в стабилизации ситуации на рынке, и мы считаем их продление сейчас нецелесообразным. В настоящее время их дальнейшее существование может спровоцировать эффекты, обратные целям, ради которых они изначально подписывались". Сергей Галицкий, совладелец сети "Магнит" (несколько магазинов в Татарии), высказывается более резко: "Мы не будем работать себе в убыток, даже если примем инициативу правительства Татарии. Мы либо повысим цены на другие товары, либо выведем из ассортимента магазинов товары, попадающие под соглашение. А пойти на поводу у местных властей мы, скорее всего, будем вынуждены, потому что иначе нам просто не дадут дальше развиваться в регионе".
Идея продления моратория на региональном уровне, как показал опрос "Ъ", обсуждалась в январе 2008 года в значительной части регионов, но в большинстве случаев без энтузиазма. Лишь в Новосибирской и Волгоградской областях местные ценовые моратории официально продлены. В Новосибирске новое соглашение действует до марта 2008 года, сообщила начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг администрации Новосибирской области Лариса Яркова -- договор подписан с девятью сетями. В Волгограде соглашение продлено до 1 апреля, "оно касается не просто "социально значимых" товаров, а всех продуктов, входящих в потребительскую корзину региона", рассказал "Ъ" вице-губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко. В основном же власти регионов ссылаются на сложности переговоров с федеральными сетями и неэффективность акций такого рода в целом.
Изменить ситуацию может лишь продление "федерального" соглашения. По данным "Ъ", его эффективность сейчас анализирует межведомственная рабочая группа под руководством МЭРТ. Выводы комиссии могут быть представлены на этой неделе.