Заклеить мороженое
Не исключено, что в ближайшее время пополнится перечень товаров и продуктов питания, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками. Производители и импортеры мороженого, кондитерских изделий, соков, шампуней, зубной пасты и медикаментов должны быть благодарны депутату ПП НС Владимиру Делендику: это он обратился с таким предложением к правительству.
Как пишет премьер-министру Делендик, он «считает использование контрольных знаков полезным». По его убеждению, «перекрывается канал присутствия на белорусском рынке производителей и импортеров, уклоняющихся от уплаты налогов. На примере маркировки питьевой, минеральной воды и напитков видно, что введение контрольных знаков позволило закрыть брешь, образованную в результате сокрытия налогов мелкими производителями, а также импортерами продукции». Делендик подсчитал, что введение контрольных знаков «на 80-90% увеличило налоговые поступления в бюджет». Поэтому он предлагает не останавливаться и начать маркировать товары повседневного спроса (шампуни и зубную пасту), мороженое (причем, уточняет Делендик, в розничной упаковке), а также соки, кондитерские изделия и медикаменты. В отношении кондитерских изделий никаких уточнений нет, хотя это определение объединяет довольно широкий перечень продукции: от конфет и шоколадок до пирожных и тортов. Учитывая железную, а главное, беспроигрышную аргументацию об «упорядочении налоговых поступлений», можно предположить, что депутат ПП НС готов промаркировать каждую карамельку и наклеить идентификационный знак на пирожные «Картошка» и «Трубочка». На «Трубочку» можно сразу два знака, с двух концов. Во-первых, чтобы «перекрыть каналы» вытекания крема, во-вторых, создать интригу для потребителя в отношении измененного внешнего вида знакомого продукта, в-третьих, усовершенствовать вкус деликатеса.
Производители мороженого встретили новость растерянно, и их можно понять: в преддверии сезона на фоне растущих цен на сырье и жесткой конкуренции с российским продуктом у отечественных мороженщиков хватает проблем и затрат. Последнее особенно существенно. Как рассказали представители одной из крупнейших на рынке компаний по выпуску мороженого, в прошлом году цены на масло и сухое молоко выросли на 150%. В нынешнем цены продолжают расти, но, как говорят производители, «мы изо всех сил сдерживаем цены на конечный продукт». У собственно российских фабрик и построенных международными компаниями производств, понятно, таких возможностей больше. Речь идет, рассказывают белорусские производители, о других, менее жестких, стандартах качества и, как следствие, использовании более дешевого сырья: растительных, а не животных жиров, ароматизаторов, а не натуральных добавок. Поэтому для наших мороженщиков дополнительные расходы станут ударом по конкурентоспособности продукта. Расходы же приличные, если посчитать цену самой марки, которую, как подчеркнул Делендик, нужно будет наклеивать на каждое мороженое, и установку оборудования для наклейки. Емкость отечественного рынка мороженого вместе с импортом составляет примерно 30 тыс. т. По некоторым подсчетам, только марка обойдется белорусским производителям мороженого в десятки тысяч долларов каждый месяц.