Горячая тема
Зачем молочные предприятия выходят на рынок альтернатив. Что говорят участники рынка
Мировой рынок продуктов на растительной основе показывает уверенный рост – за прошлый год потребление увеличилось на 3,7%. Однако в России этот сегмент сократился на фоне кризисных явлений. Тем не менее, в перспективе потребление растительных продуктов в РФ будет расти, считают эксперты. Чаще всего расширение рынка происходит за счет выхода на него производителей молочных продуктов.
По данным отчёта Европейского института здорового питания GFI, в 2022 году мировой объем продаж растительного молока вырос на 3,7%, до $19,1 млрд. Наибольший объем продаж в $9,8 млрд наблюдался в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стремительно развивается эта категория в Латинской Америке, здесь рост составил 17% за 2022 год.
По данным иностранных аналитиков, драйвером роста рынка растительных продуктов стали сами производители молочной продукции. Многие компании, занимающие значительные позиции в молочном секторе, все активнее участвуют в производстве молочных альтернатив. В этом направлении работают, в том числе, компании Dairy Farmers of America, HP Hood, Bel Group, Unilever, Saputo, Chobani и Danone North America. Кроме того, в сегмент альтернативных продуктов выходят такие компании, как DMK, General Mills, Müller Ventures, Kerry Group и другие.
Обычно выход в новый сегмент происходит двумя способами – запуском новых производств или с помощью покупки действующих предприятий по выпуску растительных продуктов.
Что в России
В России за прошлый год емкость рынка растительных аналогов молока сократилась. По данным ФГБУ «Агроэкспорт», рынок уменьшился с 57,0 тыс. т в 2021 году до 50,9 тысяч т в 2022 году.
«Текущая политико-экономическая ситуация является основной причиной снижения спроса на растительные альтернативы. Не следует забывать и о релокации части целевой аудитории», - отмечает Юлия Марсель, соосновательница компании GreenWise и Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов. Тяжёлые рыночные условия, по ее словам, привели также к закрытию некоторых локальных производств, например, Volko Molko.
По данным Юлии Марсель, на сокращение ассортимента растительной «молочки» повлиял уход международных брендов, например, Alpro от Danone. В 2022 году объём импорта альтернатив снизился на 56,5% в натуральном выражении (до 8,3 тыс. т) и на 52,5% в стоимостном выражении (до $8,7 млн) по сравнению с 2021 годом.
Коммерческий директор ООО «ТДНТ ИНЖИНИРИНГ» Артем Березуцкий отмечает, что некоторые действующие участники рынка обсуждают расширение, но к конкретным шагам по реализации пока не приступали. В том числе, это связано с проблемами с поставкой некоторых видов оборудования для производства растительных напитков.
Основные производители растительных продуктов в России – компании «Сады Придонья» (бренд Nemoloko), ГК «Эфко» (Hi!), Danone (Alpro), «Союзпищепром» (бренд Green Milk), ООО «Полома» (бренд Naala), ООО «ТД «ПИР» (бренд Green Idea). Есть также региональные производители, в том числе, ООО «Велле», Торговый дом «Союз». Некоторые из этих компаний начинали работу с производства молочной продукции, но затем решили развиваться и на рынке растительных продуктов. Например, концерн Danone, ООО «МолПромКубань», Саратовский молочный комбинат.
Кроме того, запуск напитков на растительной основе планирует ГК «Русагро». The Dairy News направил в компанию запрос, чтобы уточнить сроки реализации проекта.
Завершается модернизация на Лужском молочном комбинате, который в конце 2021 года приобрело ООО «ТД «Союз». Сейчас на площадке в Луге, помимо молочной продукции, выпускаются молоко и сливки на растительной основе, в основном, для сегмента HoReCa.
По словам главы Лужского молочного комбината Виталия Холмогорова, сейчас соотношение молочных и растительных продуктов на предприятии составляет 50 на 50, планируется развивать оба направления.
«В целом выпуск растительных продуктов – более маржинальный бизнес по сравнению с производством молочной продукции. Кроме того, спрос на растительные молоко и сливки в сегменте HoReCa, с которым мы работаем, будет расти. Предприятия отрасли уже поняли, что зачастую продукция на растительной основе более удобна для приготовления различных блюд», - комментирует Виталий Холмогоров.
Некоторые производители молочной продукции заявляют, что тоже думают о выходе в сегмент альтернатив. «Viola всегда следит за трендами, стремясь предложить рынку наиболее актуальные продуктовые решения. Растительные продукты - напитки, йогурты и другие типы продукции - в целом были и остаются интересны компании», - сообщили в пресс-службе ООО «Виола».
«Динамичный рост объемов продаж этой категории впечатляет, но пока объем этого рынка составляет не более 1% от рынка молочной продукции. При этом выход в этот сегмент требует значительных инвестиций и ресурсов специалистов», - добавили в компании.
«В компании ведется несколько проектов, в рамках которых эксперты рассматривают, в том числе, и уникальные новинки из растительного сырья. Однако эти направления на данный момент не приоритетны», - заявили в пресс-службе ООО «Виола».
Кто против
Впрочем, некоторые переработчики молока в принципе не рассматривают для себя рынок растительных альтернатив.
«Мы не рассматриваем возможность выхода на рынок растительных напитков, потому что сам рынок уже сложился, там уже есть свои игроки-монополисты», - говорит Константин Сухарев, генеральный директор Пятигорского молочного комбината. Кроме того, для выхода в этот сегмент нужны значительные инвестиции и в запуск производства, и в их продвижение, сказал он.
«Выпуск растительных напитков – совсем другой бизнес, его надо начинать с нуля. Не вижу смысла распыляться, особенно на фоне стагнации рынка», - отметил другой собеседник The DairyNews.
Перспективы
Тем не менее, даже на фоне кризиса у рынка растительных продуктов все же есть предпосылки для роста, считает Артем Пономарев, сооснователь компании GreenWise и Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов.
По его словам, растительные напитки уже не воспринимаются как альтернатива традиционному молоку. Это обособленная категория, один из привычных вариантов напитка для потребителя.
«Мы видим, что аудитория, которая употребляла альтернативное «молоко» год – два – пять лет назад, продолжает покупать его и, взрослея, передаёт данную привычку своим семьям, друзьям, коллегам. Причем если раньше производители ориентировались на возраст от 25 до 40 лет, то теперь растительное молоко постепенно входит в рационы детей и подростков, а также старшего поколения», - заключает Артем Пономарев.
Комментарии экспертов: