В России ускорилось развитие сетей жестких дискаунтеров - Иван Федяков
Иван Федяков назвал положительной динамику товарооборота продуктов питания в торговых сетях, что связано преимущественно с ростом цен. И именно этот фактор существенно влияет на рост объемов продаж.
«К сожалению, в физической массе, штуках, литрах, килограммах ритейл в большинстве своем в последние годы не растет. И это означает, что происходит перераспределение продаж между разными каналами и компаниями», - считает спикер.
Такие каналы продаж как супермаркеты и гипермаркеты либо стагнируют, либо даже уходят в минус, показывая отрицательные данные роста. Положительная динамика наблюдается только в сегменте дискаунтеров и онлайн-продаж. На это компании обращают большое внимание в своей работе.
При распределении продаж больше половины оборотов продуктов питания приходится на Food Store, и в 2023 году эта доля динамично растет. На ТОП-10 крупнейших сетей в РФ приходится уже 38% объемов продаж продуктов питания. По итогам 2023 года ожидается, что эта цифра достигнет более 40% и будет распределена на 50 компаний по розничной торговле, в которые входят почти 100 тыс. магазинов.
Последние исследования ГК INFOLine показывают, что инвестиционная активность в 2023 году находится на хорошем уровне. И это современный тренд. Так, в первом полугодии текущего года сети открыли более 1 млн кв. метров торговых площадей. В числе лидеров «Магнит», открывший сначала года более 1 тыс. магазинов. Кроме того, стоит учесть, что «Магнит» начал активное поглощение региональных компаний.
«В рейтинге ТОП-10 сетей стоит отметить такие дискаунтеры как «Светофор», «Победа» и «Доброцен». На мой взгляд, расти могут только дискаунтеры, поскольку сейчас они представляют достаточно востребованный формат, особенно для бедного населения, число которого, к сожалению, растет», - уточнил Иван Федяков.
Он отметил, что в дискаунтерах продается много продуктов под маркой СТМ. В европейских магазинах такого типа СТМ достигает 90%, а то и более, в России этот показатель пока на уровне 20% или чуть более.
«Очевидно, что в течение ближайших 3-5 лет отечественные дискаунтеры будут продавать 50% товаров под маркой СТМ. Крупные сети не скрывают, что их основные планы связаны с развитием именно сетей дискаунтеров. Такую ставку делает и «Магнит», - подчеркнул Иван Федяков.
Согласно представленному рейтингу ТОП-10 крупнейших сетей FMCG по розничной выручке, отрицательные показатели фиксируются у «Метро» и «Ашана», но в онлайн-продажах отмечается положительная и более перспективная динамика.
В ближайшем будущем, по мнению спикера, половина продуктов питания в России будет продаваться дистанционно. В этой сфере активно развивается компания «ВкусВилл», открывающая магазины по всей стране. «Это видят конкуренты и будут активно вкладываться в это направление», - пояснил Иван Федяков.
Подводя итоги выступления, он констатировал, что «Магнит» и Х5 остаются среди лидеров ТОП-10, поскольку знают, как привлечь покупателей, чего не скажешь о сетях «Лента» и «О’кей», которые недавно вытягивали положение, а сейчас идут в минусе, проигрывая конкуренцию. В частности, во втором квартале 2023 года сеть «О’кей» сработала с убытком в размере 3 млрд рублей.
«Все это очень тревожно и требует повышенного внимания менеджмента», - заключил Иван Федяков.