В России появится госрейтинг точек общепита
Предполагается, что оценки будут присваиваться предприятиям общепита по результатам профилактического визита инспектора либо самообследования по специальному чек-листу. Оценка будет публиковаться в открытом электронном реестре и в виде наклейки размещаться при входе в здание. В Минэкономразвития считают, что с учетом того, что с 2021 года действует механизм досудебного обжалования, риск некорректного присвоения оценок нивелируется.
Профилактический визит может проводиться как по инициативе бизнеса, так и по инициативе контрольного ведомства. Когда компании необходимо разъяснение каких-либо вопросов, касающихся исполнения требований законодательства, она уведомляет об этом соответствующий контрольный орган, отправив в ведомство заявку. Количество таких обращений не ограничено, объяснили «Известиям» в пресс-службе Минэка РФ.
Профилактический визит проходит в форме беседы, в ходе которой инспектор может консультировать представителя компании по неограниченному числу вопросов контроля за соблюдением требований законодательства, давать свои рекомендации. Профвизит может быть как очным (инспектор приезжает на предприятие), так и в форме видео-конференц-связи (например, через приложение «Мобильный инспектор»). Профвизиты должны снизить нагрузки на бизнес за счет отсутствия штрафов и сокращения сроков (профвизит проходит в среднем в течение одного дня, в то время как проверка может длиться 10 дней).
Профилактические визиты начали практиковаться Роспотребнадзором после пандемийного года и показали себя очень хорошо, напоминает председатель координационного совета ФРиО, основатель ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов.
— Предприниматели шли навстречу. В этом случае будет то же самое. Профвизит более эффективен, поскольку не является «палочной системой». У него нет цели обязательного наказания, как при обычном режиме надзора, — сказал он.
Исполнительный директор Ассоциации менеджеров Вячеслав Евсеев дополняет, что в отличие от традиционных проверок, которые часто являются стрессовыми и времязатратными, профилактические визиты направлены на помощь предпринимателям в приведении их деятельности в соответствие с законодательством.
— В конечном счете от этого выиграют потребители, для которых результаты профвизитов станут еще одним поводом выбирать то или иное заведение и быть уверенным в качестве сервиса и кухни, — соглашается основатель ресторанной компании «Максим» (Тюмень), член генерального совета «Деловой России» Лариса Невидайло.
Председатель «Ассоциации защиты бизнеса» в России Юрий Копачев полагает, что помощь и советы предпринимателям по устранению потенциальных вопросов окажутся полезны, но внедрять государственный рейтинг не стоит.
При составлении рейтингов заведений крайне важна правильная расстановка акцентов, считает владелец и основной акционер группы компаний «Абрау-Дюрсо» Борис Титов. Как ресторатор он категорически против выражения «государственная оценка бизнеса». Оценивать бизнес в рыночной экономике должен именно потребитель, полагает он.
— Зато как ресторатор я обеими руками за то, чтобы результаты государственного контроля были общедоступны для тех же потребителей, — рассуждает Борис Титов. — Ну хотя бы в виде стикера на двери, чем он хуже оценки того же Tripadvisor? Но подчеркну еще раз, это не рейтинг. Это свидетельство того, что заведение не нарушает условий безопасности. То есть исполняет стандартные требования, которые к нему предъявляются. Отдельно радует, что внедрение подобной системы требует наличия понятного и компактного чек-листа, к которому будут прибегать обе стороны — и проверяющий, и проверяемый.