В Экспедицию. Интервью с Дэвидом Кеннеди (David Kennedy), менеджером по международным рынкам компании Bord Bia Ирландия
DN: Расскажите, пожалуйста, какая задача стоит перед организацией Bord Bia?
DK: Наша роль – продажа и маркетинг. Мы помогаем компаниям реализовывать продукцию за пределами Ирландии. Bord Bia тесно сотрудничает с Ireland focus - это организация, которая проводит исследования по определению ниши. Благодаря исследованиям мы находим для компаний возможность поставлять ирландскую продукцию на международные рынки.
Население Ирландии - 4,5 миллиона человек, но продукты питания производятся для 25 миллионов человек. Мы экспортируем 80% произведенной отечественной продукции.
DN: В каких странах есть филиалы Bord Bia?
DK: 13 офисов за рубежом, Москва тоже входит в это число. У нас офисы во всех основных крупных городах и столицах Европы: в Лондоне, Мадриде, Париже, Дюссельдорфе, Милане, Стокгольме, Амстердаме. Также есть представительство в Африке.
Что касается экспорта ирландской продукции: 40% направляется в Великобританию, 30%- в Европу, и 30% в остальные страны, в том числе и в Россию. В ходе недавних исследований рынка мы установили, что наибольший рост был отмечен в Азии, особенно это касается молочной продукции и свинины.
Российский рынок – пока сложная задача, т.к. исторически мы были сильными импортерами ирландской свинины и молочных продуктов. По причине эмбарго мы больше не можем экспортировать свинину, мы можем экспортировать только отдельные молочные продукты. В настоящее время только казеин и сыворотка для производства продуктов питания поставляется в Россию.
Я ожидаю увеличение поставок алкогольных напитков- это активное направление. Мы продвигаем компании на рынке: прорабатываем письма, контракты; проводим совещания; представляем дистрибьюторов; организуем исследования.
Bord Bia также отправляет предприятия в «экспедиции для приобретения опыта». Например, в прошлом году мы направляли группу представителей ирландских пекарен. В этом сегменте не распространяется продовольственное эмбарго России. Основная их цель – лучше понять рынок, определить какие конкуренты присутствуют, каковы тенденции, есть ли у них продукция, которая будет востребована. Если они принимают решение продолжать, то наша задача обеспечить их работу, чтобы все пошло так, как надо: создать продукт или адаптировать его, представить товар потенциальным покупателям, разработать маркетинговую кампанию.
Еще одно направление, которым мы занимаемся – приглашение покупателей в Ирландию. Мы привозили 70 представителей молочной отрасли из потенциальных стран-импортеров. Наша цель – информировать компании, которые являются нашими клиентами, и налаживать с ними отношения. Это то, чем мы занимаемся в широком смысле.
DN: У Вас много информации о разных странах. Кто может пользоваться этим?
DK: Информация, которую мы используем, общедоступна в Центральном Управлении статистики. Мы также публикуем проспекты о производительности, которые являются годовыми отчетами разных отраслей. По 2016 году мы старались определить ключевые тенденции, новые рынки. Великобритания – сложная задача из-за курса валют, Россия – из-за продовольственного эмбарго.
Если вам нужна конкретная информация о торговых отношениях Ирландии с зарубежными странами или с Россией, пожалуйста, обращайтесь к нам.
DN: Назовите, пожалуйста, страну, в которой ведется активная работа с точки зрения инвестиций ирландских бизнесменов?
DK: У нас есть несколько крупных компаний, которые приобретают бизнес за рубежом,. Например, Kerry Group, Ornua и Irish Dairy Board. Эти компании присутствуют в молочной сфере.
DN: Когда была основана Ваша компания?
DK: В середине 90-х. Это стало результатом объединения нескольких правительственных агентств. Раньше существовал Совет производителей говядины, Молочный совет, они стали Советом по рыночной продукции.
DN: Сколько человек работает в Bord Bia?
DK: Около 120 человек. В офисах присутствуют офис-менеджер, иногда у руководителя есть помощник. Если нужен человек, то можно пригласить студента-выпускника. Существуют годовые студенческие программы. У нас также есть субподрядные инспектора известной организации, которая стала брендом розничных торговцев по гарантию качества.
Гарантия качества означает, что данная продукция произведена согласно стандартам. Это особенно важно для мясной и молочной продукции. Хозяйство также должно иметь гарантию качества. Если вы фермер и хотите продавать свинину на завод Джона. Джон говорит: «Я хочу покупать ваш товар, но если вы поместите отметку гарантии качества, я буду платить за 1 кг на 10 центов больше». Тогда вы говорите: «Да. Я хочу участвовать в этой структуре». Вы подаете заявку на участие. Проводится инспекция, в случае нарушений поступают указания для принятия мер, затем вы получаете гарантию и премию. Джон получает мясо, затем поставляет крупным розничным сетям, которые принимают товар только с гарантией качества.
DN: Как выстраиваются в Ирландии взаимоотношения производителей молочных продуктов с розницей? Какова система оплата?
DK: Производители молочной продукции получают деньги очень быстро. Я об этом узнал не так давно. Некоторые крупные перерабатывающие предприятия, когда забирают молоко, выдают квитанцию, в которой указано объем молока и цена. Производитель молока получает бонус за содержание жира и белка. Наблюдается научный подход, и я полагаю, что фермеры получают оплату очень быстро. Каким образом складываются отношения перерабатывающих предприятий с розничными сетями, я не знаю. Возможно, как и везде- у розницы и у поставщиков отношения всегда беспокойные.
DN: Есть ли у розничных сетей возможность составлять наборы продуктов и отправлять их в HoReCa?
DK: Это все очень индивидуально. У нас есть три крупные розницы и два дискаунтера, которые занимают большую долю на рынке. У одного из крупнейших розничных продавцов Supervalu Musgrave Group 600 точек. Они также развивают направление «фуд сервис»-поставляют продукцию в рестораны и отели.
DN: Какие розничные сети пользуются наибольшей популярностью у конечных потребителей: дискаунтеры или супермаркеты?
DK: Три крупных ритейла: Tesco, Dunnes Stores and Super Value занимают 75% рынка, дискаунтеры Liddle and Irely- около 15%. Получается, 90% занимают пять компаний. Розничные сети, Irely и Liddle, только развиваются. Их рост обеспечивается за счет новых торговых точек. Irely в прошлом году открыли порядка 20 новых магазинов, а это 1% рынка, что довольно много. У нас всего 32 региона.
Стало модным делать покупки у дискаунтеров. Ирландские потребители предпочитают закупаться разных местах: например, в Irely купить продукты, мясо- в SuperValue, овощи - в Tesco.
DN: Расскажите, что представляет Irish Dairy Board?
DK: Irish Dairy Board (прим.ред.- Ирландский молочный совет) – это коммерческая организация, владельцами которой являются молочные компании. Мы работаем в тесном сотрудничестве.
Ирландский молочный совет предоставляет экономические знания, которые позволяют определить источник дохода. Излишки ирландские производители реализуют за границу. Существует также бренд «Kerry Gold»; они являются нашим партнером и добились больших успехов в реализации своих товаров.
DN: Как Вы оцениваете долю продукта на рынке?
DK: Это очень сложно. Мы обращаем внимание на объемы, а не на долю на рынке. Смотрим на прямые объемы, на GTIS (прим. ред.-Глобальные информационные услуг в сфере торговли), на показатели статистики и другие источники информации.
Если Россия импортирует 200 тонн ирландского казеина, а общий объем импорта составляет 4 миллиона тонн, то получается, что наша доля- лишь 0,5%.
DN: Каким оказался 2016 год для Вашей компании? Появились ли новые направления?
DK: 2016 год был очень интересным. По сухому молока Ирландия занимает уверенную позицию на международном рынке. Но т.к. его не хватало, то первая половина года была сложной.
Такие крупнейшие производители детских смесей, как «Нестле» приостановили работу в Ирландии. Производителям премиум класса пришлось наращивать производство.
Производители Чеддера наращивают прибыль. Этот вид сыра, в основном, направляется в Великобританию.
Bord Bia превысила показатели прошлого года по экспорту молочной продукции.
Ирландцы увеличивают поголовье, так как квоты Евросоюза на молоко-сырье отменены. Наша модель производства основана на пастбищном содержании, поэтому для того, чтобы увеличить поголовье, не нужно инвестировать в инфраструктуру. Также отмечу рост объема молочной продукции благодаря увеличению производства детских молочных смесей. Фунт стерлингов слабеет с июня и для нас это проблема. Дело в том, что мясо это скоропортящийся продукт, и мы не можем его перенаправить в Азию или в Эмираты.
Из-за слабого фунта у нас также проблемы со сбытом полуфабрикатов, в число которых входят замороженная пицца, готовые обеды, мясо с майонезом. 70% этой продукции экспортируется в Великобританию.
По морепродуктам мы добились успеха: производство растет каждый год. Появился новый рынок сбыта- юго-восточная Азия.
DN: В России мы читали много новостей, касающихся Brexit, однако, до сих пор нет четкого понимания, к каким последствиям может привести Brexit? Каково Ваше мнение?
DK: Очень сложно предсказать последствия. Все будет зависеть от переговоров между Европейским Союзом и Великобританией. Стоимость фунта стерлинга упала, и в результате наш экспорт оказался более дорогим для британцев.
До июня курс фунта стерлинга по отношению к евро составлял 75 пенсов. С начала Brexit фунт потерял 15-20% своей стоимости. Сейчас он возвращается к отметке 85 пенсов и, вероятно, будет держаться на этом уровне. Именно в этом заключается самая большая проблема.
Великобритания близка нам с точки зрения культуры, традиций, пищевых предпочтений. Великобритания- сильный торговый партнер Ирландии. Bord Bia убеждает компании поддерживать те отношения, которые уже сложились, но рассматриваем и новые рынки.
DN: Какие Ваши планы и ожидания на 2017 год?
DK: Многое будет зависеть от последствий Brexit.
Каждый год у нас разрабатываются стратегия выхода на новые рынки сбыта. Многим компаниям будет интересно представить свою продукцию в Юго-Восточной Азии, на Среднем Востоке, в Африке.
В прошлом году 30 компаний заинтересовались поучаствовать в недельных экспедициях, в этом году их число может увеличиться до 40-50. Мы возможно организуем больше поездок. Кроме того, мы открыли 2 новых офиса в 2016 году, один в Варшаве, второй – в Сингапуре.
DN: У Вас есть офис на Украине?
DK: Нет.
DN: Вы не планируете открыть его там?
DK: Мы не ведем активную торговлю с Украиной. Есть несколько компаний, которые проявляют интерес к Украине, однако, этого недостаточно, чтобы открывать там офис. Тем более, что экономическая ситуация на Украине далеко не фантастичная. Когда мы принимаем решение об открытии офиса, мы учитываем экономику, рост численности населения, прогнозы, средний класс, стабильность, все эти факторы. Мы не открываем новые офисы каждый год. В 2016 году мы открыли 2 офиса, один офис до этого был открыт три года назад в Дубае.
DN: Какую прибыль получает Bord Bia?
DK: Никакой прибыли. Это проект, рассчитанный на 70 миллионов. Мы получаем платежи от мясной отрасли и от молочной отрасли. Однако, они крошечные по сравнению с нашими общими расходами.
Мы создаем прибыль для компаний. Например, ирландская молочная компания, которая хочет продавать казеин, ищет нового покупателя. Для Bord Bia поиск означает: если компания получит хорошую цену, то она сможет заплатить фермеру высокую цену. Фермер сможет потратить эти деньги на образование своих детей в школе, на покупки в местных магазинах. Фермер может нанять кого-нибудь себе в помощь, чтобы доить коров. В этом и состоит прибыль.