В 2020 году потребление молочной продукции выросло на 13,7 кг на душу населения – Михаил Мищенко
По словам эксперта, рост во многом обусловлен закрытием границ и тем, что туристы остались дома.
- По статистике ООН в 2019 году российские туристы потратили за рубежом 34,5 млрд долларов или 2 трлн 233 млрд рублей. При этом в 2020 году из-за пандемии все остались в России, - отметил он. - В итоге мы имеем достаточно высокую цену и серьезный спрос. Пищевой рынок в целом и молочный в частности, а также туристическая отрасль сегодня наблюдают рост продаж. 2020 год оказался успешным в плане продаж – благодаря тем людям, которые не уехали за границу. По нашим оценкам объем рынка вырос до 25 млн тонн, то есть примерно на 2 млн тонн. Мы это прекрасно видим по производству продуктов и по спросу на сырое молоко.
Также Михаил Мищенко привел несколько сценариев развития молочного рынка в России до 2030 года.
- Первый – это производство. Самый оптимистичный сценарий, поскольку сегодня производство растет на 4-5 и даже 6% в год. Если все продолжится, то мы действительно достигнем тех самых 31 млн тонн молока, - сказал он. - Следующий сценарий также оптимистичен и показывает достаточно серьезный рост. Пессимистичный сценарий также показывает серьезный рост. И только пессимистичный сценарий, где допускаются перевороты и другие события в стране, дает падение до уровня 2013 года.
По словам эксперта, главным фактором потребления в нашей стране является снижение численности населения.
- Но даже отрицательный сценарий будет вести к тому, что у нас появится излишек молочной продукции. У нас большая сельскохозяйственная страна, которая может производить огромное количество продуктов, - добавил эксперт.
По его словам, большую роль играют локальные сдвиги.
- Очень многие говорят о падении потребительского спроса. Даже несмотря на возможность туристов потратить деньги дома я был уверен, что потребление у нас не падает, а перераспределяется. Это видно по ряду факторов. Например, объем переработанного молока у нас растет такими же темпами, как и потребление. Потребитель с низким доходом отказывается от молока, но выбирает не более дешевые продукты, а другие: хлеб, гречку, картошку и так далее, - отметил Михаил Мищенко.
Он добавил, что потребителю стал менее интересен сырный продукт. В 2020 году потребление этого продукта выросло, но за счет оставшихся туристов, а также за счет того, что основной потребитель сырного продукта – HoReCa. С июля 2020 года все российские отели были переполнены, что также повлияло на спрос сырного продукта.
- Сырная категория вновь становится продукцией для удовольствия. Люди, которые рассматривали сыр как продукт для ежедневного потребления, уходят. Компании, которые не сумели адаптировать производство под новые требования, покидают рынок. У нас есть ряд примеров – это небольшие локальные компании, которые начинают составлять конкуренцию крупным предприятиям, - заключил директор Центра изучения молочного рынка.