ТОП-100 переработчиков молока: олигархический капитализм молочной индустрии России в 2022 году
2022 год охарактеризовался тектоническими изменениями на молочном рынке России. Конечно же, все они связаны с началом событий между Россией и Украиной, в результате которых наметились базисные факторы, с одной стороны, прервавшие тенденции потребительского рынка России за последние 5-7 лет, а с другой - сформировавшие новые условия и тенденции развития индустрии.
К этим факторам можно отнести:
• состояние сильного потребительского потрясения и нестабильности, что особенно в первые месяцы конфликта сократило потребление всех продуктов на душу населения;
• мощный миграционный взрыв как внутри страны, так и значительный отток платежеспособного потребителя за пределы России. Причем надо отметить, что ковидные ограничения 2020-21 годов были сильным стимулом роста потребления и развития производства, 2022 год больно ударил по этим достижениям;
• санкции в отношении России достигли немыслимых значений и в первые месяцы войны парализовали деятельность в первую очередь молочных перерабатывающих предприятий: невозможность осуществления международных платежей, уход с рынка крупных мировых поставщиков оборудования и упаковочных решений;
• высокие цены на сырое молоко, что позволяло комфортно жить производителям, но сильно било по переработчикам и потребительскому спросу;
Это и стало основной характеристикой структуры молочного рынка. В сфере переработки продолжилась тенденция роста производства молока, причем за счет крупнейших получателей субсидий.
В переработке, напротив, началась чехарда, когда многие игроки не справились с турбулентностью, а их место захватили другие. В 2022 году ТОП-100 переработали 15 млн 380 тыс. тонн сырого молока, это на 938 тыс. тонн больше, чем в 2021 году.
Рост объемов переработки ТОП-100 составил 6,50%, в то время когда рост всего рынка составил 2,11%.
Крупнейшим переработчиком молока стало государство, национализировав Danone (2023 год), переработав 1 млн 774 тыс. тонн.
В результате существенно сократилось и потребление, и производство цельномолочной продукции, особенно йогуртов. В условиях инерционного роста производства сырого молока, продолжающегося за счет введения в строй новых комплексов, строительство которых было заложено годами ранее, повышения эффективности производства молока и высокой технологической оснащенности крупнейших производителей - получателей государственной поддержки, переработчики вынуждены были перенаправлять молоко на производство сыров, сухих молочных продуктов, !масла! и т.д., накапливая тем самым запасы.
Таким образом, ТОП-100 растут в 3 раза быстрее всего рынка. Доля ТОП100 на рынке молока достигла 71,56%. В 2021 году ТОП-100 перерабатывали 67,88%.
Еще одной важной тенденцией рынка 2022 года является сокращение производства цельномолочной продукции на фоне падения потребления и роста производства сырья, а также переключение потоков сырого молока на мощности по производству сыра и сухого молока с накоплением таким образом значительных складских запасов. Кроме того, за последние годы мы наблюдали большие инвестиции именно в сырное производство, поэтому пик запуска новых и модернизированных заводов пришелся на 2021-2023 годы.
При этом стоит отметить, что, начиная с 2014 года, практически весь прирост производства сырого молока направлялся на производство сыра. Так, если на производство цельномолочной продукции в течение всех последних 10 лет уходило 10-11 млн тонн молока ежегодно, то на производство сыра в 2013 году было направлено 7,6 млн тонн, а в 2022 году - 13,4 млн тонн. То есть рост составил 76% за 10 лет. При этом потребление сыра за этот период выросло незначительно. Еще в 2019 году аналитики Центра изучения молочного рынка говорили о перепроизводстве сыра и необходимости развития экспорта этого продукта в страны Центральной Азии.
Однако ковидные ограничения нивелировали перепроизводство и расслабили рынок. Но все с удвоенной силой вернулось в 2022 году. Однако максимальный эффект от перепроизводства придется на 2023- 24 годы. Но уже и в 2022 году в ряде регионов возникли существенные проблемы. Как мы и прогнозировали, продолжается тенденция сокращения переработки молока в Алтайском крае. В 2022 году было переработано на 28% меньше молока по сравнению с 2021 годом. Одной из причин такого падения стали технические проблемы на Рубцовском заводе. Существенно сократил переработку холдинг Столица молока.
Но в целом тенденция однозначна: при росте производства сыра в центральной России переработка молока (а затем и поголовье коров) на Алтае будет сокращаться. Естественно, это повлияло на соседние регионы. Переработка молока выросла в Новосибирской, Томской, Омской областях, также молоко пересекало границу с Республикой Казахстан.
В европейской части, в Поволжье и на Урале - напротив - сырные компании и заводы показали мощный рост объемов переработки. Три брянские сыродельные компании вошли в десятку самых быстрорастущих по переработке молока. Это Брянский сыродельный завод (+124,4 тыс. тонн), Русский сыр (+55,3 тыс. тонн), Брянские сыроварни (54,3 тыс. тонн). Продолжил рост пермский ЮКМП (+119,8 тыс. тонн), ставший крупнейшим национальным переработчиком, обойдя Молвест и КОМОС ГРУПП. Немецкий DMK Russland, наконец, запустил в 2021 году Бобровский сырный завод и стал перерабатывать плюсом 75,6 тыс. тонн в год. Также вырос Агрокомплекс им. Ткачева (+61,4 тыс. тонн) и Нева Милк (+52,4 тыс. тонн).
Продолжил рост пермский ЮКМП (+119,8 тыс. тонн), ставший крупнейшим национальным переработчиком, обойдя Молвест и КОМОС ГРУПП. Немецкий DMK Russland, наконец, запустил в 2021 году Бобровский сырный завод и стал перерабатывать плюсом 75,6 тыс. тонн в год. Также вырос Агрокомплекс им. Ткачева (+61,4 тыс. тонн) и Нева Милк (+52,4 тыс. тонн).
СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ РЕЙТИНГ ТОП-100 ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МОЛОКА РОССИИ
Партнеры: