Тенденции рынка молочной упаковки
В эксклюзивном интервью Финна Торьессена, директора подразделения "Элопак Испания" для ИА DairyNews.
Расскажите об основных тенденциях на европейском рынке молочной продукции
Сегодня в Европе несколько важных аспектов, влияющих на молочный рынок. В конце прошлого года основным фактором, оказавшим влияние на рынок, стала цена на молоко. Ситуация с сырьем была настолько драматичной, что даже розница, которая, в большей степени, склонна диктовать условия и определять направления развития рынка, смирилась с ростом отпускных цен на молочную продукцию на 25-30%. Розница была счастлива вообще получить молочную продукцию как таковую. Главной задачей глобальных клиентов компании Elopak было обеспечение регулярности поставок. Собственно, это единственное, в чем нуждались ритейлеры в данной ситуации.
Кроме того, еще одним негативным фактором для рынка оказался рост цен на полиэтилен, применяемый для производства пластиковых бутылок. Компании,
напрямую зависимые от этого сырья, сильно ощутили на себе ценовой груз, потому что в их ассортиментной линейке – пластик основное упаковочное решение. Рост цен был вызван троекратным повышением налогов на пластиковую упаковку, которое, в свою очередь, произошло в результате проводимой в ряде стран Европы, таких, как Голландия, Великобритания, Германия кампании по сокращению выбросов CO2. В результате производители картона в Европе платят значительно меньшие налоги по сравнению с производителями пластиковой упаковки.
Сегодня в Европе особенно силён фактор экологичности (eco message). Ритейлеры и конечные потребители требуют продукцию безопасную в экологическом смысле. «Элопак» в европейских странах сегодня приобретает новых партнеров, разливавших продукцию в пластик и перешедших в картон. В маркетинговом отношении на Российском рынке и в некоторых странах Восточной Европы картону сложно конкурировать с пластиком. Однако если рассматривать вопрос с точки зрения окружающей среды, а также экологичности самого продукта, то картонная упаковка становится более предпочитаемой.
Еще одна тенденция европейского молочного рынка – это появление этнических молочных продуктов. Это связано с изменениями в структуре европейской семьи - увеличивается количество смешанных семей. Такие продукты с точки зрения потребителя носят чёткое функциональное назначение, это категория традиционных напитков, принадлежащих тем или иным этническим группам. Россию тоже задела эта тенденция. Взять, например, Тан и Айран. Почему их так много? Потому что Россия - страна, в которой живёт большое количество этнических групп, потребляющих Тан и Айран в своей повседневной жизни.
Как Вы считаете, для компании «Элопак» на Российском рынке полиэтиленовая бутылка - конкурент?
Безусловно, да. Этот пластиковый «бум» начался 5-6 лет назад. Мы все видели взрывной силы всеобщее влечение к пластику. Сейчас эта тенденция идет на убыль, но нельзя сказать, что «бум» прошел. По-прежнему, появляются новые производители выходящие на рынок с продукцией в пластиковой упаковке. При этом их не пугает и не останавливает постоянный рост стоимости сырья.
ПЭТ-бутылка в Европе - успешное решение с растущей долей рынка. Однако ПЭТ на европейских рынках развивается в рамках своей потребительской «полки», преимущественно, в сегменте функциональных продуктов и напитков. В целом, мы склонны повторить европейскую тенденцию:
ПЭТ-бум в России пройдет, и ПЭТ-бутылка займет свою позицию в своем целевом
сегменте. Картон, безусловно, останется основным решением в семейном формате и увеличит свою долю в порционном потреблении за счет новых эргономичных решений.
Сказывается рост популярности ПЭТ на продажах короткого молока?
Да, это сказывается на продажах короткого молока. И особенно мы ощущаем это в работе с крупными предприятиями. Мы убеждены что, в целом, пластик - перспективное решение для молочных продуктов. Но мы также убеждены, что пластик не позволяет обеспечить дифференциацию, что является самым важным фактором в условиях современной высококонкурентной полки. Для молочных продуктов с добавленной стоимостью это также важно, как и для соковых продуктов. Мы видим очень много молока и кисломолочных продуктов в пластике. Сегодня для нас есть какие-то привычные категории, которые мы легко отслеживаем на полке. К примеру, питьевые йогурты компании «Данон» в пластиковой бутылке, «Чудо Йогурт» производства ВБД в розовой бутылке. Но с ростом конкуренции на этой полке производители столкнутся с проблемой позиционирования. И тогда современная картонная упаковка позволит выделить продукт, даст новый толчок к развитию продаж.
Инновации в упаковки. Что ждёт молочный рынок?
Сегодня мы испытываем очевидную потребность рынка в улучшенной печати. Порядка 15-20% всех наших клиентов нуждаются или начинают нуждаться в улучшенной печати, в силу стремительного развития рынка и потребительских предпочтений.
Новый дизайн – это новые возможности реализации маркетинговых идей, поэтому для нас первоочередной задачей является введение новых форматов. Уже в 2008 году мы планируем вывести на российский рынок новые упаковочные концепции.
Первая ступень - это формат CURVE, уже известный некоторым отечественным производителям. CURVE - эмоциональный информационный носитель, новая грань упаковки, в буквальном и в переносном смысле. Сам по себе CURVE предполагает хорошую печать.
Следующий шаг, крайне важный, - это крышка увеличенного размера для продуктов с добавленной стоимостью с присутствием кусочков фруктов и других ингредиентов. Если производители соков в силу жесткой конкуренции уже давно заботятся о комфортном и эффективном наливании продукта, то в молочном сегменте об этом ранее не задумывались. Сегодня приходит то время, когда молоко – это не просто продукт первой необходимости. Конкуренция заставляет молочников делать продукт, заметный на полке и удобный для потребителя. Поэтому наша система открывания станет серьезным шагом на пути к совершенным системам открывания будущего.
Большая крышка, прежде всего, позволит расширить географию упаковки. Она позволит молочным производителям разливать в картон продукты, которые ранее в картон не фасовались. Следующий инновационный шаг - это вывод на рынок порционной упаковки нового поколения, конусообразной формы, с высокими эргономическими показателями. Эта упаковка называется i’Cone.
Ежикова Евгения