DT 7
Dairy Stream
до трансляции
онлайн
Россия 17.11.2022

Горячая тема

Стремительное падение производства мороженого в РФ: причины, тенденции, прогнозы

Источник: The DairyNews
EN RU
По данным Росстата РФ, объем производства мороженого в России в сентябре 2022 года снизился на 26,7% к аналогичному месяцу прошлого года. Аналитики называют это самым сильным падением отечественного рынка мороженого в XXI веке. The DairyNews собрали мнения экспертов о том, почему так происходит, что повлияло на рост себестоимости и ценников на полках, а также что ожидает отрасль в будущем году.
Стремительное падение производства мороженого в РФ: причины, тенденции, прогнозы

Семь месяцев крупного провала производства

Как ранее сообщалось тут и тут, Росстат опубликовал свежие данные, согласно которым внушительное падение производства российского мороженого началось в августе 2022 года (-18,7%) и продолжилось в сентябре, снизившись до рекордных 26,7%.

В России в январе-сентябре 2021-2022 года производство мороженого в натуральном выражении сократилось на 6,6% (с 443513 до 414353 тонн). Для сравнения, в январе-августе 2020-2021 года выпуск продукции, наоборот, вырос на 12,5%.

По оценке Дмитрия Докина, председателя совета директоров «Шин-Лайн», крупный провал в производственной деятельности российских заводов наблюдался на протяжении последних семи месяцев (за исключением июня 2022 года, где большое влияние оказала маркировка, введенная 1 июня 2021 года).

АC Nielsen также показывает падение в тоннах за 9 месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,8%. И только два производителя из десятки лидеров, Renna и Froneri, выросли в тоннах. В денежном выражении из-за инфляции рынок выглядит предпочтительнее - он вырос на 11,6%, в деньгах из ТОП-10 рост показали еще два игрока - «Чистая линия» и «Айсберри», остальные же по-прежнему ищут точки для своего роста.

Самое сильное падение отечественного рынка, по мнению Дмитрия Докина, началось после февраля 2022 года, когда возникли проблемы с международной логистикой, колебаниями валютных курсов, дефицитом отдельных сырьевых компонентов. Однако российские заводы смогли их решить, оптимизировали ассортиментную матрицу, скорректировали рецептуры и т.п. 

- Основная причина сильного падения объема производства и реализации мороженого - резкий рост цен при одновременном сокращении реальных располагаемых доходов населения, - считает эксперт. 

Статистика Росстата показывает, что в сентябре 2022 года по сравнению сентябрем 2021 года средняя цена реализации мороженого заводами-изготовителями выросла на 24,9% (с 210 до 263 руб.) В сентябре 2022 года средняя заводская цена составила 275 руб./кг. Это меньше, чем в июле и августе 2022 года (283 и 279 руб./кг соответственно).

Между тем, по данным Росстата, в первом полугодии 2022 года реальные располагаемые доходы россиян снизились на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

При этом в январе-августе 2022 года средневзвешенная потребительская (полочная) цена 1 кг мороженого российского производства выросла кардинально - на 22,8% или до 613 руб./кг к аналогичному периоду 2021 года. В апреле, мае, июне, июле, августе 2022 года рост цен был не меньше 24% по сравнению с ценами годовой давности. Для сравнения: в январе-августе 2020 года цена на полке составила 464 руб., а в 2021 году она выросла на 7,6% - до 499 руб./кг. 

- В сентябре начинается межсезонье, заводы стремятся распродать товарные запасы, активно предлагая своим торговым партнерам ценовые промо-акции, - пояснил Дмитрий Докин. - Через резкий рост цен заводам удалось компенсировать падение продаж в натуральном выражении и сохранить денежный поток.

В стоимостном выражении объем производства мороженого в январе-сентябре 2022 года вырос на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Годом ранее (январь-сентябрь 2020-2021 года) была приблизительно такая же динамика роста выручки - 17, 2% при том, что по показателю “Натуральный объем продаж” 2021 год оказался рекордным.

- Ритейлеры не готовы за свой счет частично компенсировать рост заводских цен, снижая торговую наценку, - пояснил Дмитрий Докин. - Весь рост заводских цен торговые сети ретранслировали на полки магазинов. В России в январе-сентябре 2021-2022 года средняя полочная цена 1 кг мороженого увеличилась на 22,8% (с 501 до 615 руб./кг). Годом ранее рост цен составил относительно скромные 7,8%.

Оптимистичный прогноз на 2023 год

Наталья Уткина, заместитель генерального директора - главный технолог Союза мороженщиков России, сообщила, что за 9 месяцев 2022 года в РФ произведено мороженого меньше, чем за тот же период 2021 года, но больше, чем с января по сентябрь 2020 года (в 2020 году - 349 тыс. тонн, в 2021 году - 443 тыс. тонн, в 2022 году - 414 тыс. тонн). В 2021 году в России было произведено 527 тысяч тонн мороженого. Это был рекорд по объемам производства мороженого за всю историю выпуска этого лакомства в нашей стране.

Падение производства мороженого в 2022 году эксперт объясняет объективными причинами, связанными со сложной экономической ситуацией, которая привела к росту цен на сырье и упаковку, что сразу отразилось на стоимости мороженого. В 2022 году затраты на производство мороженого выросли не менее, чем на 30-40%.

- Цена на мороженое выросла на 15-30% по сравнению с осенью 2021 года, уточнила Наталья Уткина. - Вместе с тем, потребительская способность падала, так как в кризисной ситуации потребители переходят в режим экономии и не желают тратить деньги. 

Игорь Московцев, генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» поставил под сомнение статистику Росстата о резком падении производства мороженого в РФ.

-  Я могу сказать, что по нашему предприятию динамика не такая, - прокомментировал эксперт. - Конечно, мы не достигли 10-процентного роста, который был изначально запланирован на этот год. Но с другой стороны, мы сейчас примерно идем на уровне прошлого года. Наша цифра – 97% по сравнению с объемами производства 2021 года. Возможно, это частный случай в нашей компании.

Игорь Московцев отметил, что в момент неопределенности возникают некие панические настроения. Компании по производству мороженого пытаются заложить все риски в себестоимость готового продукта, и многие подняли цены после февраля 2022 года.

С другой стороны, уверен эксперт, для поддержки продаж все пользуются акционными скидками, программами лояльности и т.д. Вроде бы ценник поднялся на 20-25% на готовый продукт, но по факту это не так, поскольку проводятся акции по стимулированию продаж, иначе было бы совсем грустно. 

Варвара Бондаревич, аналитик исследовательской компании NTech, связывает негативную динамику в производстве мороженого со многими факторами - подорожанием сахара и импортных ингредиентов, международной логистикой, колебаниями валютных курсов. 

Эксперт отмечает, что падение реальных доходов населения влияет на осуществление желания порадовать себя мороженым. На основе потребительской панели NTech за 9 месяцев 2022 года в ТОП-5 сетях продажи в натуральном выражении упали на 4,7% по отношению к аналогичному периоду 2021 года. Падение потребления в 2022 году отмечалось вплоть до июля, в августе и сентябре объем потребления вырос на 21,9% и 5,8% соответственно относительно прошлого года.

- Этой осенью производители могут увидеть приятный спрос на вкусное холодное лакомство, - прогнозирует Варвара Бондаревич. - Производство мороженого в 2023 году не ждет сильное падение - российские заводы оптимизируют свою ассортиментную матрицу, корректируют рецептуру, а Минсельхоз говорит о снижении цен на сахар.

Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления ассоциации Руспродсоюз, прокомментировал ситуацию на рынке мороженого:

- Снижение объемов производства мороженого в РФ связано с ростом цен из-за удорожания всех составляющих себестоимости: сырьевых компонентов, логистики, упаковки и прочего. Кроме того, это также связано с не растущими доходами потребителей, которые сегодня более тщательно подходят к выбору товаров, сокращая траты на «удовольствие». 

Дмитрий Леонов дополнил, что в 2022 году росту продаж мороженого не способствовала и погода, поскольку все-таки это сезонный продукт. Не стоит забывать и о том, что прошлый год был рекордным по объему производства данного вида продукции. 

- По нашим оценкам, несмотря на все сопутствующие сложности, которые мы прогнозируем как минимум до конца года, производители будут продолжать находить оптимальный баланс между своими затратами на производство и максимально комфортной ценой для потребителей, чтобы последние всегда имели возможность приобрести любимое лакомство, - уточнил эксперт.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews



24.10.2025
The DairyNews.ru обратился к экспертам молочной отрасли, чтобы понять, нужны ли производителям молока, племенным хозяйствам, переработчикам, лабораториям, агровузам существующие ныне стандарты. Участники рынка также высказали свое мнение по поводу того, кто эти стандарты должен создавать – государство или профессиональные сообщества в лице саморегулируемых организаций (СРО). Насколько все эти вопросы актуальны для секторов отрасли, читайте в материале издания.
Читать полностью
Загрузка...