«Справедливые цены» на молоко и долгосрочные интересы отрасли
Яркое свидетельство тому «градус» полемики, развернувшейся на сайте Дейри Ньюс
«Справедливая цена» - объективная экономическая категория, отражающая общественно-необходимые затраты на производство продукции, обеспечивающие возможность расширенного воспроизводства не только продавцов, но и покупателей, что способствует росту общественного благосостояния. Справедливая цена на сырое молоко – это цена выше среднеотраслевых издержек, при которой возможны эволюционное развитие отрасли, ведение расширенного воспроизводства и рост объемов продукции на всех этапах производственной цепочки.
Среднеотраслевые «справедливые цены» в условиях «идеального рынка» формируются в результате «совершенной конкуренции». Если бы рынок был идеальным справедливая цена равнялась бы цене конкурентной, так как и продавцы сырого молока (сельхозпроизводители) и покупатели (переработчики), и продавцы переработанной молочной продукции (переработчики) и её покупатели (ритейл) не обладали бы рыночной властью, не могли, манипулируя объемами, влиять на цену. Все были бы ценополучателями. Формирование справедливой цены предполагает эффективное функционирование рыночного механизма, базовыми условиями которого являются: соблюдение прав собственности; свобода заключения договоров (контрактов), свобода выбора поставщиков ресурсов, покупателей продукции, свобода устанавливать и принимать цены на рынке1 ; обязательность выполнение контрактов (выполнение обязательств); наличие на рынке эффективной конкуренции и симметричной информации.
Не выполнение хотя бы части из базовых условий снижает эффективность работы рыночного механизма, увеличивает прямые и трансакционные издержки участников производственно-хозяйственной деятельности, приводит к отклонению отраслевых цен от «справедливого уровня», снижает совокупную доходность отраслей экономики, вплоть до получения отрицательных результатов, что неизбежно ведет к уменьшению отраслевых объемов производства. Отклонение цен в каком-либо звене производственно-хозяйственных цепочек от среднеотраслевых издержек в течение длительного периода времени, при формальном отсутствии нарушений законодательства, приводит к уменьшению объемов производства, формирует сужающийся тип воспроизводства, который не отвечает долгосрочным интересам всех участников отрасли. Чем меньше объем, тем выше становятся издержки. Чем выше издержки, тем выше становится цена, что уменьшает платежеспособный спрос. Объем вновь уменьшается, и так по сходящейся спирали. Каждый участник отрасли старается все проблемы переложить на другого, в результате проигрывают все. Нобелевский лауреат по экономике П. Самуэльсон в первых изданиях «Экономикс» описывал это в виде сходящейся «паутинообразной модели», приводя качестве иллюстрации, происходившее в позапрошлом веке в течение нескольких лет на аграрном рынке США.
На идеальных рынках при справедливых ценах – дефицита не бывает. Но реальное производство и потребление всегда имеет определенную инерционность, которая зависит от очень многих параметров. Поэтому на реальном рынке дефицит возможен, и чем более инерционно производство (молочное животноводство очень инерционно, что все хорошо понимают), тем менее эластично предложение, тем более вероятен дефицит, приводящий не «к пустоте на полках», но к высокой волатильности цен, что отрицательно сказывается на воспроизводственных процессах в отрасли. Говоря о дефиците, переработчики молока, подразумевают отсутствие необходимых объемов на рынке сырого молока необходимого качества и по приемлемым, с их точки зрения ценам. По ценам, которые позволяли бы переработчикам сохранять достигнутые финансово-экономические показатели и объем реализации, т.к. повышение закупочных цен приведет либо к снижению доходов, либо росту отпускных цен, что неизбежно уменьшит спрос.
Концентрация усилий участников молочной отрасли на перераспределении доходов, попытка привлечь органы управления экономикой к введению ограничений цен (наценок) на различных этапах производства еще больше увеличит трансакционные издержки, способна, при видимости борьбы с «провалами рынка», окончательно заблокировать работу рыночного механизма.
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев считает «сдерживание цен на сельскохозяйственные товары несправедливым» [The DairyNews [Интернет-портал]. URL: http://www.dairynews.ru/ (дата обращения: 18.11.2015], т.к. не позволяет розничным ценам подняться до уровня, покрывающего все сложившиеся в отрасли издержки для получения необходимой для расширенного воспроизводства прибыли. Однако в существующих экономических условиях, попытка решить все проблемы отрасли за счет конечного потребителя может привести к обратным от желаемых результатам.
Рост цен при снижении платежеспособного спроса населения в условиях экономического кризиса неизбежно приведет к существенному уменьшению объемов потребления молока и молочных продуктов и сокращению совокупных доходов участников отрасли, несмотря на то, что молоко традиционно относится к группе товаров с неэластичным спросом по цене2 . Казалось бы, выгода производителей при росте цен должна быть больше, чем потери, от снижения объемов производства. Однако это справедливо при относительно постоянных доходах населения и незначительной доле затрат на питание в структуре расходов домохозяйств. В России ситуация иная: в 2014 г. у 30% населения затраты на покупку продуктов питания превышали 40% потребительских расходов, у 70% - 30% . По официально статистике у 20% населения с низкими доходами потребление молока и молочных продуктов более, чем в два раза меньше, чем у 20% обеспеченного населения, и почти вдвое ниже медицинских норм.
В 2015 году реальные доходы населения еще более сократились. По официальным данным ФСГС реальные располагаемые денежные доходы населения РФ в октябре 2015 года уменьшились на 5,6% по сравнению с октябрем 2014 года, реальная зарплата при этом снизилась на 10,9%. ЦБ РФ отмечает увеличение доли экономящих людей на продуктах питания.
В условиях ограниченных возможностей роста потребительских цен обострилась борьба участников отрасли за перераспределение маржи в свою пользу. Сельхозпроизводители настаивают на получение большей доли от дохода за счет переработки, переработчики – за счет торговли, которая, по общему мнению, получают сверхдоходы. Так, член аграрного комитета Государственной Думы РФ А. Пономарев отмечает, что «один из главных вопросов касается проблемы справедливого распределения доходов в цепи «ферма-переработка-магазин». Доли ритейла и сельхозпроизводителя несопоставимы. Рекордный прирост магазинов резко контрастирует со слабой экономической эффективностью агропроизводства». [The DairyNews [Интернет-портал]. URL: http://www.dairynews.ru/ (дата обращения: 20.11.2015]. Выход парламентарий видит в расширении и усилении роли государства на продовольственном рынке, в т.ч. в законодательном ограничении торговых наценок на субсидируемые продукты.
Однако цена сырого молока в Росси не ниже, чем цены европейских производителей и, прежде всего, ближайших соседей. По оперативным данным ежедневного мониторинга Минсельхоза на конец октября 2015 года, средняя цена сельскохозяйственных производителей РФ на молоко сырое составила 22,51 руб./кг. В Эстонии в октябре средняя закупочная цена молока была 0,23 евро за кг или 16,4 руб./кг, в Латвии – 0,25 евро или 17,8 руб./кг [The DairyNews [Интернет-портал]. URL: http://www.dairynews.ru/ (дата обращения: 25.11.2015)]. НО производители молока в Европе не уменьшают, а, после отмены квот с 1 мая 2015 года, АКТИВНО УВЕЛИЧИВАЮТ объемы производства, справедливо рассматривая ДАННЫЙ СПОСОБ КАК ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК. Государство в странах ЕС, со своей стороны, активно поддерживает технологическое развитие производителей, чтобы они, увеличивая объемы производства, снижали ресурсоемкость и издержки производства, постоянно поддерживая их на уровне ниже цен реализации.
Одновременно, В ЕВРОПЕ ПО СРАВНЕНИЮ С РОССИЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ НА МОЛОКО И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ СОПОСТАВИМЫ даже по новому курсу, в то время как среднедушевые доходы 80% населения (основных потребителей молока и молочных продуктов) отличаются в разы. Так, по оценкам экспертов, средние потребительские цены пастеризованного молока в России в октябре 2015 г. составили 46,6 руб./кг, в Финляндии от 0,88 евро до 1,25 евро (63 - 90 руб.); в Испании – от 0,5 до 1,5 евро (35 - 105 руб.), в Италии – примерно 1,5 евро (105 руб.) [ The DairyNews [Интернет-портал]. URL: http://www.dairynews.ru/ (дата обращения: 03.11.2015].
Попытки повысить доходность производителей молока на основе организации переработки в хозяйстве, как показывает практика, не всегда приводят к желаемым результатам. Не случайно в последнее время несколько крупных производителей молока в Ленинградской области отказались от собственной переработки, по причине роста рыночных трансакционных издержек, в том числе, связанных с активизацией деятельности проверяющих, контролирующих и инспектирующих органов. Следует учитывать, что переработка сырого молока и реализация молочных продуктов - это самостоятельные виды деятельности, требующие специфических компетенций сотрудников и руководителей, построения достаточно различающихся друг от друга, систем управления и контроля. Помимо роста рыночных трансакционных издержек, организация собственной переработки ведет к росту внутрихозяйственных затрат на управление и контроль, создает предпосылки роста вероятности внутриорганизационных конфликтов при принятии решений о внутрихозяйственных ценах, требованиям к качеству, ритмичности поставок.
Не смотря на то, что дифференциация доходов населения создает благоприятные возможности производства и реализации непосредственно производителями молока определенного объема нишевых продуктов премиум сегмента с приставками «эко», «натуральная», «фермерская», «органическая», наценка на которые составляет от 30% до 300% рынок таких продуктов достаточно узкий. Потребители нишевой продукции сосредоточены в Москве, в Санкт-Петербурге, городах-миллионниках и отдельных городах с относительно высоким уровнем дохода населения. Ограниченность рынка нишевых продуктов не позволяет надеяться на существенный рост среднеотраслевых цен на молоко за счет его освоения.
Развитие молочной отрасли возможно только при постоянном снижении издержек на всех этапах производственно-хозяйственной цепочки, что требует сосредоточение усилий ВСЕХ ЕЁ УЧАСТНИКОВ на быстрейшем освоении ресурсосберегающих технологий. Задачами органов управления АПК в том случае становятся: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОКА ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И РАЗМЕРОВ ПРОИЗВОДСТВА; ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО СНИЖЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК, связанных с получением заемного финансирования и субсидий, залоговым обеспечением и контролем.
Передовые предприятия, специализирующиеся на производстве молока накапливают успешный опыт целенаправленного снижения издержек. Так в Ленинградской области активное освоение инновационных технологий позволяет снижать ресурсоемкость, повышать производительность труда. По ключевым показателям, от которых зависит эффективность отрасли – расходу кормов, в том числе покупных, и труда на единицу продукции – хозяйства-лидеры добились в 2014 г. практически двухкратного снижения относительно среднего по области, существенно превосходят среднероссийские показатели
Как показывают наши исследования в ряде хозяйств Ленинградской области, эффективность производства, прибыльность хозяйства зависит не только от рыночной конъюнктуры, но и от качества управленческих решений, принимаемых при модернизации процесса производства молока в хозяйствах. В качестве примера приведем хозяйство, где процесс модернизации молочного комплекса на 810 коров осуществлялся поэтапно в течение 4 лет; стоимость скотоместа составила 154 тыс. руб., доля активных основных средств (оборудование, скот, транспорт) составила 54%. Это позволило обеспечить модернизацию на 48% за счет собственных средств. К моменту завершения модернизации отношение долгосрочной кредитной задолженности к выручке не превышало 50%.
В период модернизации (2011-2014 гг.) в хозяйстве закономерно происходило временное снижение показателей эффективности относительно среднего по области. Реализация проекта позволила выйти на конкурентоспособный уровень производства по издержкам, более полно, чем в среднем по хозяйствам области, реализовать рыночные возможности 2014 г., обеспечив высокое качество, добиться повышенной цены реализации сырого молока.
В результате модернизации производственные показатели хозяйства приблизились к хозяйствам-лидерам. Экономия на хозяйство, рассчитанная методом факторного анализа, составила 26 млн. руб. в год, т.е. если бы хозяйство осталось на старых технологиях, производило бы молоко с затратой ресурсов на единицу продукции, имело продуктивность, товарность и качество молока на уровне 2010 года, финансовый результат в 2014 г был бы хуже на 26 млн. руб.
Только комплексная модернизация производства молока во всех, а не единичных, пусть и самых больших, хозяйствах, при реализации эффективных управленческих решений, способна обеспечить снижение издержек и повышение качества молока. Всесторонняя поддержка со стороны государства и всех участников отрасли (организационная, информационная, финансовая) процесса комплексной модернизации производства молока является более эффективным способом повышения доходности производителей молока по сравнению с попытками перераспределения административными методами маржи в цепочке «производство-переработка-ритейл». Ускорение освоения инновационных технологий самым широким кругом производителей молока, вне зависимости от организационно-правовых форм и размеров производства, отвечает долгосрочным интересам отрасли и общества в целом, так как обеспечивает повышение доходности отраслевых производителей, увеличивает объемы производства при одновременном снижении издержек и цен, повышает потребление молока и молочных продуктов всеми слоями населения и общественное благосостояние.
1 Свобода заключения контрактов не должна приводить к подавлению конкуренции. Одна из функций эффективного рыночного механизма - ограничение рыночной власти отдельных участников.
2 Группа товаров, для которой относительное снижение спроса ниже, чем относительный рост цен.
Полный текст статьи планируется к публикации в журнале «Молочная промышленность», в №1 за 2016 г.
ФГБНУ «Северо-Западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства» Суровцев В.Н., Никулина Ю.Н.
Цитаты дня
