Сколько заплатит аграрный сектор Украины за кредит МВФ
«После проведения внутренней дискуссии в правительстве и обсуждения этого вопроса с частным сектором мы подготовим предложение относительно реформирования НДС в сельскохозяйственном секторе», – утверждается в меморандуме от имени украинской стороны.
Планы пересмотреть льготы в АПК Украина перманентно озвучивает последние несколько лет – как в рамках переговоров с МВФ, так и вне их. Но 7 мая Украина получила SDR2,058 млрд (около $3,19 млрд) в рамках двухлетней кредитной программы stand-by, которую утвердил исполнительный совет МВФ. Второй транш ожидается в июле, третий и четвертый – до конца года. Настало время выполнять обещания.
Как следует из меморандума с МВФ, украинское правительство рассматривает вопрос о сокращении количества освобождений от налогообложения НДС в сельском хозяйстве на 2015 год. «Для того, чтобы перекрыть разрыв в поступлениях в периоде, не будет реформирован режим НДС в АПК, парламент примет решение о возобновлении режима освобождения от налогообложения НДС для экспортеров зерна», – указано в документе.
По оценке Игоря Сабия, члена комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений, спецрежим НДС позволяет аграриям аккумулировать около 14 млрд гривен. Основное преимущество этой льготы – то, что она предоставляется в автоматическом режиме, что нивелирует коррупционный фактор. Сумма НДС остается на счетах сельхозпроизводителей и используется ими на свое усмотрение. «Никакая помощь, которая предоставляется государством через бюджет, не работает. Специальный налоговый режим хорош тем, что в нем нет администрирования, затраты на администрирование – нулевые, – подчеркивает Владимир Лапа, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса. – Любой другой вариант [поддержки] на порядок хуже».
«Дотирования отрасли нет, у нас хотят забрать единственное, что хоть как-то способствовало выживанию сельскохозяйственных производителей», – возмущается Сабий, предполагая, что подоплека этого требования Фонда – снизить конкурентоспособность украинского АПК по сравнению с сельхозпроизводителями ЕС и США.
При этом он напоминает, что аграрии даже в рамках спецрежима все равно платят входной НДС, например, при приобретении ресурсов. «Если они платят входной НДС, а им не возвращают его при экспорте, тогда они испытывают серьезные потери и попадают в неудобное положение по сравнению с другими производителями. В этом мы видим попытки «залатать дыры» за счет аграриев», – поясняет он.
Сельхозпроизводители прогнозируют тяжелые финансовые последствия для сектора из-за отмены основной льготы. «Это можно описать одним словом – смерть для украинского агрария в тех условиях, на которых он сегодня работает. Это касается как мелких, так и средних и больших предприятий, – считает Юлия Палешкей, член совета Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины, чье хозяйство занимается выращиванием зерновых и животноводством на Закарпатье. – Если МВФ ставит такое условие, тогда пусть Фонд профинансирует АПК так, чтобы уравнять украинского агрария с европейским».
На примере своего хозяйства Палешкей приводит расчет роста налоговой нагрузки: «С 23 га земли в своем хозяйстве я плачу 500-600 гривен. Если льготы отменят, я буду платить более 10 000 гривен. Это неподъемно». При уровне цен на материальные ресурсы плюс неофициальные платежи компания уходит в минус.
Владимир Лапа отмечает, что основной удар в случае отмены спецрежима придется на животноводство, в растениеводстве можно говорить об остановке развития. «Даже если капитализировать все вместе налоговые льготы, то сумма поддержки аграрного сектора получится меньше, чем в Белоруссии. А потом мы удивляемся, почему белорусские молочные продукты продаются в Киеве», – констатирует он.
Аграрный блок намерен побороться за сохранение статус-кво. «Мы считаем, что недопустимо [отменять эти льготы]. Украина должна отстаивать своих сельхозпроизводителей, несмотря на то, чего хочет МВФ», – уверен Игорь Сабий. По его словам, и Минагропрод, и аграрный комитет выступают за сохранение спецрежима налогообложения АПК и возмещение НДС экспортерам. «Если люди вырежут скот, перестанут производить зерно, мы потеряем намного больше, чем те деньги, который нам предоставит МВФ», – резюмирует он.