Скандал с агролизингом набирает обороты
Источник: baikal-media.ru
Скандальная история использования средств господдержки в рамках реализации трех республиканских целевых программ по сельскому хозяйству набирает обороты. На прошедшем вчера заседании комитета Народного Хурала Бурятии по бюджету, налогам и финансам депутатами была заслушана информация прокуратуры по использованию средств на лизинг сельскохозяйственной техники. Доклад зампрокурора Бурятии Галины Ковалевой на эту тему произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Скандальная история использования средств господдержки в рамках реализации трех республиканских целевых программ по сельскому хозяйству набирает обороты. На прошедшем вчера заседании комитета Народного Хурала Бурятии по бюджету, налогам и финансам депутатами была заслушана информация прокуратуры по использованию средств на лизинг сельскохозяйственной техники. Доклад зампрокурора Бурятии Галины Ковалевой на эту тему произвел эффект разорвавшейся бомбы.
История вопроса
Напомним, что у бурятских парламентариев ситуация с предоставлением сельским товаропроизводителям сельхозтехники в лизинг вызвала множество вопросов: в частности, насколько оправдана закупка столь дорогостоящих тракторов и прочей техники для хозяйств Бурятии, и в целом - почему бюджетные средства, предоставленные на безвозмездной основе, используются именно таким образом?
Еще в прошлом году – 19 августа, по инициативе органов исполнительной власти была созвана внеочередная сессия Народного Хурала, где были внесены изменения в бюджет и СЭР в связи с поступлением в республику безвозмездной помощи из федерального бюджета в размере свыше 1 млрд. рублей. В том числе на нужды сельского хозяйства по выигранному республикой конкурсу поступило более 690 млн. рублей. Республиканский бюджет, в свою очередь, выполняя условия софинансирования, увеличил расходы по этому же направлению на 138 млн. рублей. Именно эти средства и должны были быть направлены на реализацию трех экономически значимых программ по развитию мясного и молочного скотоводства, производства картофеля и овощей. Все эти средства были направлены на обновление парка сельхозтехники, причем МСХ РБ фактически делегировал полномочия по распоряжению этими средствами лизинговой компании ОАО «РАЛИК». Насколько такое распоряжение бюджетными средствами законно, теперь выясняет республиканская прокуратура.
Нарушений выявлено множество
Заместитель прокурора Бурятии Бурятии Галина Ковалева рассказала депутатам о предварительных итогах проверки расходование федеральных и республиканских средств в рамках реализации трех целевых программ. Нарушений выявлено достаточно, однако делать окончательные выводы, по ее словам, пока еще рано.
По предварительным данным, из 835 млн. рублей только 29 млн. рублей отдано непосредственно сельхозтоваропроизводителям - на возмещение затрат на приобретение сельхозтехники в размере до 30%. Остальные же средства были распределены республиканской агролизинговой компанией. Согласно положению, утвержденному правительством РБ от 16.11.2009 г. № 426, которое регулирует условия предоставления средств на государственную поддержку по реализации РЦП, был проведен конкурс, в котором участвовали две лизинговые компании: РГИЛК «Агролизинг» и ОАО «Республиканская аграрная лизинговая компания». Последняя была создана в сентябре прошлого года, и ее единственным акционером является РГИЛК «Агролизинг». В этом случае прокуратура усматривает некоторую аффилированность этих компаний. В свою очередь, у РГИЛК «Агролизинг» акционером является Республика Бурятия, однако компания является самостоятельно хозяйствующим субъектом, негосударственным предприятием. В конкурсе выиграло ОАО «РАЛИК», но, как отметила Галина Ковалева, говорить о победе здесь неуместно, так как выявлено нарушение проведения конкурса. В первую очередь, в связи с тем, что договор, по сути, заключался с единственным участником конкурса ОАО «РАЛИК». Второй участник был отклонен ввиду нарушения процедуры предоставления пакета документов. Однако, вопреки нормам гражданского кодекса и постановлению правительства РБ, конкурс не был признан несостоявшимся.
Кроме того, по словам Галины Ковалевой, обоими участниками конкурса не были представлены договоры на приобретение сельхозтехники и оборудования, копии счетов-фактур, товарных накладных, платежных документов и иных документов, подтверждающих, что техника у компаний уже есть. Фактически компании сначала предоставили средства, а уж потом она на эти государственные средства приобретала сельхозтехнику.
Более того, как пояснила зампрокурора республики, нарушены и условия направления субсидий на компенсацию части стоимости приобретения высокотехнологичной техники и оборудования в лизинг по программе «Производство картофеля и овощей в РБ». К участию в конкурсе допущена агролизинговая компания, у которой изначально нет в использовании техники в лизинг, однако техника приобретена в собственность, и уже сама компания намеревается передавать ее в лизинг другим сельхозтоваропроизводителям. А это, по словам Галины Ковалевой, предполагает, что в данном случае бюджетные средства в размере 153 млн. рублей израсходованы неправомерно. Кроме того, решение о признании победителем конкурса ОАО «РАЛИК» принималось комиссией, в составе которой находится министр сельского хозяйства, являющийся одновременно членом совета директоров обеих компаний (в качестве представителя государства). Однако, законодательство устанавливает запрет на такое совмещение.
Много вопросов у прокуратуры и к самой процедуре передачи средств господдержки лизинговой компании. Как отметила Галина Ковалева, министерством не были определены условия и порядок приобретения оборудования и его технические характеристики.
- Мы проанализировали договоры поставки, и предварительно пришли к выводу о неэффективном расходовании средств (речь идет о сумме в 671 млн. рублей – ИА «БМК»). Сделав мониторинг ценовых предложений у иных поставщиков, мы пришли к выводу о завышенной стоимости приобретенного оборудования. Например, компания «Агроресурс» (Иркутск) предлагает зерноуборочные комбайны Тукано-450 с учетом НДС на складе Тальцы по цене 10,685 млн. руб. В контракте же ОАО «РАЛИК» – 13,940 млн. рублей. Аналогично и по другим наименованиям. Вот комбайн «Ягуар» в количестве 5 ед. закуплен по цене 12,867 млн. рублей. Эта же компания «Агроресурс» на складе в Тальцах продает по цене 9,434 млн. рублей. Общий мониторинг ценовых предложений предварительно показывает завышение цены на 84 млн. рублей. Однако минсельхоз в ходе проверки до сих пор не представил свой ценовой мониторинг, из чего получился именно такой набор цен, - сообщила депутатам зампрокурора.
По предварительной оценке прокуратуры, ситуация сложилась следующая. ОАО «РАЛИК» получило госсредства, приобрело на них технику по завышенным ценам, и эту технику товаропроизводителям передает в финансовую аренду, в лизинг сроком на 10 лет за полную стоимость плюс вознаграждение от 3 до 4,5% стоимости ежегодно.
- Получается, для сельхозтоваропроизводителей выгоды нет. Для сравнения, как делали в Иркутске в прежние годы. Там, например, индивидуально работали с предпринимателями, которые сами приобретали технику и предоставляли документы по приобретенной технике в органы исполнительной власти, и им возмещали просто до 75% затраченных средств. Это отвечало бы целям господдержки сельского производства. В настоящее время та схема, которая реализовывается у нас, на наш взгляд, не вполне отвечает целям господдержки. На сегодняшний день проверка не завершена, мы привлекли финансовые органы, Росфиннадзор для проверки целевого использования средств. Как только будут сделаны выводы финансовыми органами, будут уже применены меры прокурорского реагирования, - отметила Галина Ковалева.
У Счетной палаты тоже имеются свои претензии к Минсельхозу. До сих пор министерство не предоставило ряд документов. Более того, по данным Счетной палаты, закупленную технику еще ни одно хозяйство не получило. По всей видимости, как отметила Галина Ковалева, «на таких условиях товаропроизводители особого желания не изъявляли».
«Зачем такое правительство, зачем такой министр?»
Министр сельского хозяйства Александр Манзанов попытался пояснить депутатам, что же все-таки произошло с бюджетными средствами, однако его объяснения выглядели, мягко говоря, бледными. Так, например, по организации конкурса министр отметил, что договоров о намерениях для проведения конкурса было вполне достаточно, и никаких нарушений по этому пункту не усматривается. А столь значительную разницу в ценах приобретения и данных предварительного ценового мониторинга Александр Манзанов объяснил снижением курса евро на 4,3 рубля с момента заключения договоров с продавцами техники и на сегодняшний день. Однако и официальные документы по ценовому мониторингу минсельхозом прокуратуре так и не были представлены.
Как заявил депутат Бато Семенов, «все тут неглупые люди, и всем понятно, почему цены оказались такими завышенными». Игорь Бобков отметил, однако, что «надо дождаться оценки правомерности использования бюджетных средств, сейчас все эти рассуждения бессмысленны». Как отметил же депутат Матвей Баданов, «во многом от журналистов зависит, будет ли уголовное дело».
Глава бюджетного комитета Цырен Доржиев крайне возмущен сложившейся ситуацией:
- Почему никто не может получить от минсельхоза документы? Внеочередную сессию созывали по этому вопросу, сейчас уже деньги отдали... У нас есть правительство, которому мы и должны задать вопросы. Уже по предварительным данным 158 млн. рублей нецелевого расходования. А стоило бы сейчас внеочередную сессию попросить, мол, давайте изыщем 20 млн. рублей для помощи сельскому хозяйству, у людей скот гибнет. Министр спит, денег нет. Зачем такое правительство, зачем такой министр? Ни одного нормального хозяйственника, человека «от сохи» в профильном ведомстве нет, - резюмировал депутат.
Бато Семенов в очередной раз напомнил присутствующим о необходимости эффективной траты средств:
- Еще в прошлом году я говорил, что нельзя все эти средства потратить на технику. Президент говорил, что первую партию техники мы купим б/у, чтобы не было ситуации, что новые трактора под забором стоят, потому что не обучены с ними работать. И вы, Александр Николаевич, как замминистра, слышали это. Ни одной нашей рекомендации и пожелания хозяйств не исполнено. Нужно внести в повестку Правительственного часа на сессии заслушивание о ситуации в сельском хозяйстве: и о ходе посевных работ, и вообще о концепции развития этой сферы. Вопрос по сельхозтехнике вообще должен стать лейтмотивом. Будет логично, если на сессии будет отчитываться зампредседатель правительства, который курирует это направление.
В итоге в повестку сессии, по решению бюджетного комитета НХ, планируется включить заслушивание информации о ситуации в сельском хозяйстве Бурятии, и рассказывать о положении дел придется, по всей видимости, Александру Чепику.
Между тем, окончательные данные прокурорской проверки должны быть известны в первой декаде апреля, официальная информация по ней будет направлена в Народный Хурал. К проверке на данном этапе, кроме Росфиннадзора, подключена и антимонопольная служба. Ситуация действительно нездоровая: из 17 регионов, получивших господдержку для сельского хозяйства, только в Бурятии происходят столь странные вещи. Однако окончательные выводы делать пока рано: прокурорская проверка еще не завершена.
История вопроса
Напомним, что у бурятских парламентариев ситуация с предоставлением сельским товаропроизводителям сельхозтехники в лизинг вызвала множество вопросов: в частности, насколько оправдана закупка столь дорогостоящих тракторов и прочей техники для хозяйств Бурятии, и в целом - почему бюджетные средства, предоставленные на безвозмездной основе, используются именно таким образом?
Еще в прошлом году – 19 августа, по инициативе органов исполнительной власти была созвана внеочередная сессия Народного Хурала, где были внесены изменения в бюджет и СЭР в связи с поступлением в республику безвозмездной помощи из федерального бюджета в размере свыше 1 млрд. рублей. В том числе на нужды сельского хозяйства по выигранному республикой конкурсу поступило более 690 млн. рублей. Республиканский бюджет, в свою очередь, выполняя условия софинансирования, увеличил расходы по этому же направлению на 138 млн. рублей. Именно эти средства и должны были быть направлены на реализацию трех экономически значимых программ по развитию мясного и молочного скотоводства, производства картофеля и овощей. Все эти средства были направлены на обновление парка сельхозтехники, причем МСХ РБ фактически делегировал полномочия по распоряжению этими средствами лизинговой компании ОАО «РАЛИК». Насколько такое распоряжение бюджетными средствами законно, теперь выясняет республиканская прокуратура.
Нарушений выявлено множество
Заместитель прокурора Бурятии Бурятии Галина Ковалева рассказала депутатам о предварительных итогах проверки расходование федеральных и республиканских средств в рамках реализации трех целевых программ. Нарушений выявлено достаточно, однако делать окончательные выводы, по ее словам, пока еще рано.
По предварительным данным, из 835 млн. рублей только 29 млн. рублей отдано непосредственно сельхозтоваропроизводителям - на возмещение затрат на приобретение сельхозтехники в размере до 30%. Остальные же средства были распределены республиканской агролизинговой компанией. Согласно положению, утвержденному правительством РБ от 16.11.2009 г. № 426, которое регулирует условия предоставления средств на государственную поддержку по реализации РЦП, был проведен конкурс, в котором участвовали две лизинговые компании: РГИЛК «Агролизинг» и ОАО «Республиканская аграрная лизинговая компания». Последняя была создана в сентябре прошлого года, и ее единственным акционером является РГИЛК «Агролизинг». В этом случае прокуратура усматривает некоторую аффилированность этих компаний. В свою очередь, у РГИЛК «Агролизинг» акционером является Республика Бурятия, однако компания является самостоятельно хозяйствующим субъектом, негосударственным предприятием. В конкурсе выиграло ОАО «РАЛИК», но, как отметила Галина Ковалева, говорить о победе здесь неуместно, так как выявлено нарушение проведения конкурса. В первую очередь, в связи с тем, что договор, по сути, заключался с единственным участником конкурса ОАО «РАЛИК». Второй участник был отклонен ввиду нарушения процедуры предоставления пакета документов. Однако, вопреки нормам гражданского кодекса и постановлению правительства РБ, конкурс не был признан несостоявшимся.
Кроме того, по словам Галины Ковалевой, обоими участниками конкурса не были представлены договоры на приобретение сельхозтехники и оборудования, копии счетов-фактур, товарных накладных, платежных документов и иных документов, подтверждающих, что техника у компаний уже есть. Фактически компании сначала предоставили средства, а уж потом она на эти государственные средства приобретала сельхозтехнику.
Более того, как пояснила зампрокурора республики, нарушены и условия направления субсидий на компенсацию части стоимости приобретения высокотехнологичной техники и оборудования в лизинг по программе «Производство картофеля и овощей в РБ». К участию в конкурсе допущена агролизинговая компания, у которой изначально нет в использовании техники в лизинг, однако техника приобретена в собственность, и уже сама компания намеревается передавать ее в лизинг другим сельхозтоваропроизводителям. А это, по словам Галины Ковалевой, предполагает, что в данном случае бюджетные средства в размере 153 млн. рублей израсходованы неправомерно. Кроме того, решение о признании победителем конкурса ОАО «РАЛИК» принималось комиссией, в составе которой находится министр сельского хозяйства, являющийся одновременно членом совета директоров обеих компаний (в качестве представителя государства). Однако, законодательство устанавливает запрет на такое совмещение.
Много вопросов у прокуратуры и к самой процедуре передачи средств господдержки лизинговой компании. Как отметила Галина Ковалева, министерством не были определены условия и порядок приобретения оборудования и его технические характеристики.
- Мы проанализировали договоры поставки, и предварительно пришли к выводу о неэффективном расходовании средств (речь идет о сумме в 671 млн. рублей – ИА «БМК»). Сделав мониторинг ценовых предложений у иных поставщиков, мы пришли к выводу о завышенной стоимости приобретенного оборудования. Например, компания «Агроресурс» (Иркутск) предлагает зерноуборочные комбайны Тукано-450 с учетом НДС на складе Тальцы по цене 10,685 млн. руб. В контракте же ОАО «РАЛИК» – 13,940 млн. рублей. Аналогично и по другим наименованиям. Вот комбайн «Ягуар» в количестве 5 ед. закуплен по цене 12,867 млн. рублей. Эта же компания «Агроресурс» на складе в Тальцах продает по цене 9,434 млн. рублей. Общий мониторинг ценовых предложений предварительно показывает завышение цены на 84 млн. рублей. Однако минсельхоз в ходе проверки до сих пор не представил свой ценовой мониторинг, из чего получился именно такой набор цен, - сообщила депутатам зампрокурора.
По предварительной оценке прокуратуры, ситуация сложилась следующая. ОАО «РАЛИК» получило госсредства, приобрело на них технику по завышенным ценам, и эту технику товаропроизводителям передает в финансовую аренду, в лизинг сроком на 10 лет за полную стоимость плюс вознаграждение от 3 до 4,5% стоимости ежегодно.
- Получается, для сельхозтоваропроизводителей выгоды нет. Для сравнения, как делали в Иркутске в прежние годы. Там, например, индивидуально работали с предпринимателями, которые сами приобретали технику и предоставляли документы по приобретенной технике в органы исполнительной власти, и им возмещали просто до 75% затраченных средств. Это отвечало бы целям господдержки сельского производства. В настоящее время та схема, которая реализовывается у нас, на наш взгляд, не вполне отвечает целям господдержки. На сегодняшний день проверка не завершена, мы привлекли финансовые органы, Росфиннадзор для проверки целевого использования средств. Как только будут сделаны выводы финансовыми органами, будут уже применены меры прокурорского реагирования, - отметила Галина Ковалева.
У Счетной палаты тоже имеются свои претензии к Минсельхозу. До сих пор министерство не предоставило ряд документов. Более того, по данным Счетной палаты, закупленную технику еще ни одно хозяйство не получило. По всей видимости, как отметила Галина Ковалева, «на таких условиях товаропроизводители особого желания не изъявляли».
«Зачем такое правительство, зачем такой министр?»
Министр сельского хозяйства Александр Манзанов попытался пояснить депутатам, что же все-таки произошло с бюджетными средствами, однако его объяснения выглядели, мягко говоря, бледными. Так, например, по организации конкурса министр отметил, что договоров о намерениях для проведения конкурса было вполне достаточно, и никаких нарушений по этому пункту не усматривается. А столь значительную разницу в ценах приобретения и данных предварительного ценового мониторинга Александр Манзанов объяснил снижением курса евро на 4,3 рубля с момента заключения договоров с продавцами техники и на сегодняшний день. Однако и официальные документы по ценовому мониторингу минсельхозом прокуратуре так и не были представлены.
Как заявил депутат Бато Семенов, «все тут неглупые люди, и всем понятно, почему цены оказались такими завышенными». Игорь Бобков отметил, однако, что «надо дождаться оценки правомерности использования бюджетных средств, сейчас все эти рассуждения бессмысленны». Как отметил же депутат Матвей Баданов, «во многом от журналистов зависит, будет ли уголовное дело».
Глава бюджетного комитета Цырен Доржиев крайне возмущен сложившейся ситуацией:
- Почему никто не может получить от минсельхоза документы? Внеочередную сессию созывали по этому вопросу, сейчас уже деньги отдали... У нас есть правительство, которому мы и должны задать вопросы. Уже по предварительным данным 158 млн. рублей нецелевого расходования. А стоило бы сейчас внеочередную сессию попросить, мол, давайте изыщем 20 млн. рублей для помощи сельскому хозяйству, у людей скот гибнет. Министр спит, денег нет. Зачем такое правительство, зачем такой министр? Ни одного нормального хозяйственника, человека «от сохи» в профильном ведомстве нет, - резюмировал депутат.
Бато Семенов в очередной раз напомнил присутствующим о необходимости эффективной траты средств:
- Еще в прошлом году я говорил, что нельзя все эти средства потратить на технику. Президент говорил, что первую партию техники мы купим б/у, чтобы не было ситуации, что новые трактора под забором стоят, потому что не обучены с ними работать. И вы, Александр Николаевич, как замминистра, слышали это. Ни одной нашей рекомендации и пожелания хозяйств не исполнено. Нужно внести в повестку Правительственного часа на сессии заслушивание о ситуации в сельском хозяйстве: и о ходе посевных работ, и вообще о концепции развития этой сферы. Вопрос по сельхозтехнике вообще должен стать лейтмотивом. Будет логично, если на сессии будет отчитываться зампредседатель правительства, который курирует это направление.
В итоге в повестку сессии, по решению бюджетного комитета НХ, планируется включить заслушивание информации о ситуации в сельском хозяйстве Бурятии, и рассказывать о положении дел придется, по всей видимости, Александру Чепику.
Между тем, окончательные данные прокурорской проверки должны быть известны в первой декаде апреля, официальная информация по ней будет направлена в Народный Хурал. К проверке на данном этапе, кроме Росфиннадзора, подключена и антимонопольная служба. Ситуация действительно нездоровая: из 17 регионов, получивших господдержку для сельского хозяйства, только в Бурятии происходят столь странные вещи. Однако окончательные выводы делать пока рано: прокурорская проверка еще не завершена.
Популярные темы
13.12.2024
The DairyNews.ru обратился к экспертам, чтобы узнать из первых рук о реакции производителей молока и переработчиков на очередное непопулярное решение Минсельхоза РФ. Игроки молочной отрасли считают, что практика, когда задним числом вводятся ограничения по обслуживанию кредитов, делает рынок непредсказуемым, ставит крест на инвестиционной активности, и, следовательно, лишает бизнес будущего.
Читать полностью