С начала 2021 года экспорт молочных продуктов из России в Китай удвоился - Артем Белов
- За шесть месяцев 2021 рост экспорта в Китай оказался в два раза выше, чем в другие страны и составил 36%, - пояснил эксперт. - Это хороший тренд.
По его словам, Китай стал одним из самых привлекательных мировых рынков с ростом около 6-7% в год. Импорт молочной продукции в Китай составляет более 12 млрд долларов ежегодно. Прежде всего, сюда поставляют биржевые продукты commodities, где высокая конкуренция по цене и по качеству.
- Но прежде всего Китай выбирает продукты по цене, - подчеркнул эксперт. - Для российских производителей- экспортеров здесь есть определенные нюансы, потому что отрасль производства commodities в России является одной из самых недоинвестированных. Крупные проекты в массовом порядке реализовывались в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века.
По словам руководителя, в прошлом году Союзмолоко вышел с инициативой стимулировать экспортоориентированную переработку и производство commodities под зарубежные рынки. Союзмолоко тогда поддержал «Агроэкспорт» и Минсельхоз РФ, которые «разработали некоторые механизмы господдержки, ввели поддержку прямых затрат».
- Сейчас, скорее всего, к этому добавиться предоставление льготных инвестиционных кредитов, - сказал спикер. - Это даст новый стимул для развития производства commodities и экспорта, что окажет позитивное влияние на формирование внутреннего сырьевого рынка. На мой взгляд, это важно в нынешних российских условиях, когда в стране отмечается стагнация доходов и неустойчивый рост внутреннего потребления молочной продукции.
Спикер напомнил, что с 2018 году Россия начала поставлять в Китай продукты В2С, в 2020 года - продукты В2В, а в 2021 году начались экспортировать продуктов commodities, которые и обеспечили рост показателей. Речь идет о сыворотке, пермеате, сухом молоке и т.д.
При этом, как подчеркнул эксперт, ключевым продуктом экспорта в Китай остается мороженое. На втором месте – сырные продукты, на третьем – сыворотка.
- В прошлом году первый контейнер с сывороткой отправили в ноябре, а сейчас в она объеме поставок уже занимает 13-14%, - сообщил руководитель. - Это очень хороший потенциал. Я думаю, что в ближайшие год-два у нас будут очень серьезные темпы роста поставок в Китай. База у нас не очень высокая, но возможности очень хорошие.
Спикер заострил внимание на проблемах, с которыми отечественная молочная отрасль сталкивается, отправляя свою продукцию в Китай.
Во-первых, достаточно высокая стоимость логистики. Причем, не смотря на поддержку государства, частично компенсирующего доставку продуктов переработки не только по территории России, но и за рубежом.
Во-вторых, остро стоит вопрос, в чем мы перевозить продукты commodities в обычных вагонах или нужны рефрижераторы?
- Чтобы не рисковать, бизнес везет продукцию рельсами, и логистика серьезно дорожает, что сказывается на конкурентоспособности, - пояснил руководитель Союзмолоко. - Это серьезный вопрос, который, возможно, требует разработки новых стандартов.
В третьих, В Китае таможенные пошлины составляют 15%. По мнению эксперта, это очень дорого и решить вопрос можно лишь на межгосударственном уровне.
- Такая высокая пошлина делает нашу продукцию менее конкурентоспособной в сравнении, например, с Новой Зеландией, у которой с Китаем зона свободной торговли еще с 50-х годов. Китаю, как крупному потребителю, нужны большие объемы поставок. Поэтому нужны новые механизмы поддержки государства, инвестиции в производство товаров commodities. Я надеюсь, что этот вопрос в ближайшее время будет решен.