Горячая тема
Российская корова молочного экспорта
Задача обеспечить продуктами страну почти решена, надо думать о наращивании экспорта, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании итоговой коллегии Минсельхоза. Однако, с обеспеченностью страны молоком дела складываются так, что экспорт в этой отрасли сродни корове, которая нужна самому. Но не по причине того, что корова хороша, а от того, что их и так в стране мало.
Экспортные поставки привлекательны для производителей готовой молочной продукции по меньшей мере по причине валютной выручки. В настоящее время ключевыми рынками для зарубежных поставок российской молокопродукции являются страны СНГ. По оценкам экспертов, поставки на более сложные рынки, вроде Азии, ЕС и др., являются трудными, но не невозможными. Однако, над ассортиментом для экспорта по этим направлениям, необходимо тщательно работать и предлагать новым рынкам уникальную востребованную продукцию.
«Я не верю, что на рынок выйдут новые страны-экспортеры. Да и не всех пустят. Практически во всех крупных странах есть системы квотирования импорта, таможенное регулирование сельскохозяйственной продукции и такой важный момент, как лояльность покупателей к местной продукции. И в молочной отрасли этот вопрос еще сложнее», - сказал в комментарии The DairyNews Михаил Ляско, генеральный директор ООО «Арла Фудс».
Мнение эксперта в целом поддерживает большинство участников рынка РФ, а руководитель Правительства ранее отметил, что Россию (и ее экспорт) «мягко говоря, не везде ждут».
«Это отдельная задача, которая требует консолидации усилий и не только, естественно, бизнеса, но и консолидаций усилий государства, потому что от того, насколько успешными будут переговоры российских официальных лиц, особенно в целом ряде регионов, зависит и ваше проникновение на иностранные рынки, а это в целом необходимо», - подчеркнул Дмитрий Медведев.
В Российском экспортном центре уверены, что молочникам РФ в первую очередь надо заниматься насыщением внутреннего рынка.
«Об интенсивных экспортных поставках отечественной молочной продукции говорить преждевременно. Существенный экспорт идет лишь в страны СНГ: Казахстан, Средняя Азия, Закавказье, для которых мы выступаем поставщиком качественного продукта. В дальнее зарубежье совершаются небольшие отгрузки нишевой продукции», - прокомментировали в пресс-службе РЭЦ.
Между тем на полках магазинов РФ рост потребительских цен на молочную продукцию не останавливается, что негативно сказывается на спросе. С начала года по данным Росстата рост потребительских цен на масло сливочное составил 5,5%. Творог и сычужные сыры подорожали в среднем на 2,2% и 2,9% соответственно. Молоко питьевое стерилизованное подорожало на 3,2%. Молоко питьевое пастеризованное – на 2,4%.
Внутренний рынок не насыщен качественной и недорогой продукцией. К тому же, российская молочка не конкурентоспособна по цене, говорит депутат ГД РФ Аркадий Пономарев.
«Думаю, освоение экспортных рынков – направление правильное, перспективное, но на сегодняшний день проблематичное. Наша продукция неконкурентная по цене, несмотря на её высокое качество. Когда мы только начинали говорить об экспорте, ситуация в стране этому максимально благоволила. При слабом рубле и конкурентных ценах торговля на экспорт была наиболее выгодна. Сейчас, с укреплением рубля, цены на продукцию тоже повысились, хотя, по логике, должно было произойти наоборот. Причиной тому послужил дефицит продукции на внутреннем рынке и высокая себестоимость ее производства. Свою лепту внесли и хроническое недофинансирование отрасли, задержки выплат субсидий. Поэтому говорить об экспорте без решения системных проблем в отрасли преждевременно. Для начала нужно собственный рынок стабилизировать и уж затем отправляться завоевывать остальной мир», - высказался Аркадий Пономарев.
Перспективным направлением экспорта участники рынка называют мороженое. Качественный продукт на рынках Азии может быть востребован. Хотя, в прошлом году китайские инвесторы уже предлагали не экспортировать российское мороженое, а построить на территории КНР фабрику, производящую продукцию по российским рецептам.
«Российское мороженое поставляется в страны СНГ, прежде всего – Казахстан, Беларусь, Украина, Киргизия. Буквально в прошлом году активизировались поставки в Китай – думаю, что они составили около 3 тыс. тонн. По данным статистики, экспорт вырос на 30%. Я думаю, что это было связано с тем бумом, которые образовался после того как Путин сделал подарок Си Цзиньпиню в виде коробки пломбира. Эта тема не сходила с информационных лент месяц-другой. В результате, российские производители начали продумывать способы увеличения своих поставок. Один только «Липецкий хладокомбинат» реализовал сразу полторы тысячи тонн мороженого. «Петрохолод» открыл в Пекине свое представительство. В Китай налаживается транспортный путь, в том числе в рефрижераторном варианте», - рассказал The DairyNews гендиректор российского Союза мороженщиков Валерий Елхов.
В Евразийской Экономической комиссии не смогли предоставить оперативный комментарий.
Глава Минсельхоза Александр Ткачев подчеркнул на итоговой коллегии ведомства, что молоко – экспортный продукт. Но задумываться об экспорте необходимо после закрытия внутреннего рынка. Ряд экспертов, опрошенных The DairyNews, отметили, что закрыть рынок Россия сможет только при помощи Беларуси. Но в таком случае, предприятиям, которым нужно не только жить, но и развиваться, уже пора пролагать дороги на дальние экспортные рынки.
Комментарии экспертов: