Рекордный годовой объем производства мороженого 2023 года перекрыт уже за 9 месяцев 2024 года
В денежно выражении объем производства за 9 месяцев 2024 вырос на 32,8% по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом, а если сравнить с 9 месяцами 2021 года – то производство в денежном выражении в нынешний год вырос в 2 раза.
По федеральным округам тенденции роста сохраняются: выше среднего роста по стране 15,9% только два округа: Южный ФО (рост 53,6% с долей округа в РФ 15,%) благодаря «Ренне», «Проксиме» и Пятигорскому «Инею» и Уральский ФО (рост с 18,9% с долей 4,2%) благодаря РосФросту и ХК3, Сибирский ФО показывает рост почти равный среднему 14,2% (с долей 16,8%), а Северо-Кавказский и Дальневосточный ФО показывает падение производства по отношению к прошлому году. Самый крупный остается ЦФО с долей 30,3%, но более скромным ростом 9,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Если говорить о месячном производстве, то каждый из 9 месяцев 2024 был больше аналогичного месяца 2023 года. Хотя продажи мороженого у игроков вели себя несколько иначе – после ажиотажного июля, когда по всей стране наблюдался дефицит мороженого и одновременно происходило наполнение распределительных центров сетей в августе было падение продаж, так как во многом происходил отток отгруженного мороженого в июле. Поэтому августовские продажи у некоторых игроков были равны апрельским, а кое у кого – даже мартовским весенним объемам. Сентябрь выровнял ситуацию и многие продали в сентябре даже больше, чем в августе
Потребительские (полочные) цены на мороженое российского производства в России: в январе-сентябре 2023-2024 гг. фабрики повысили цены на 13.8%, тогда как предприятия розничной торговли увеличили цены только на 8.6%. Другими словами, только часть повышения заводских цен оплатили конечные потребители, значительную часть расходов взяли на себя ритейлеры.
При этом важно обратить внимание на разгон потребительской инфляции. В январе, феврале, марте, апреле, мае 2024 г. по сравнению с аналогичными месяцами 2023 г. полочные цены росли на 4.8 - 8.4%, а к сентябрю 2024 г. инфляция ускорилась до 13,4%.
В сентябре 2024 г. средняя полочная цена 1 кг мороженого достигла 778 руб., годом ранее она составила 686 руб
NTech ор продажах мороженого в РФ
Для того, чтобы изучить рынок продаж мороженого РФ, мы обратились к анализу компании NTech, сравнив их данные с цифрами роста рынка Росстат в тоннах и других агентств NielsenIQ и ЦПРТ в деньгах. В левой инфографике указан рост рынка РФ, а в правой – рост розничной цены.
Интересно выглядит инфографика 6 лидеров рынка + СТМ. И в натуральном и денежном выражении: по прежнему растут Ренна, Инмарко и Дмитровский МК; падают Айсберри с Петрохолодом , Фронери с Монделиз и Чистая линия. У Айсберри большой крен в сторону СТМ, объем которых стоит отдельно от производителя, у Фронери продолжилась борьба с Инмарко и сейчас лучше получается у второго; у Чистой линии очень высокая цена, которая почти в 2 раза больше, чем у лидера по производству Айсберри и что безусловно сказывается на продажах.
Если сравнить данные NTech по долям ТОП 7 и данные NielsenIQ по долям ТОП 6 (инфографика внизу), то не смотря на различие абсолютных цифр – динамика долей совпадает, но это характерно для всех исследовательских агентств – из-за большой апроксимации данных можно доверять лишь динамике развития, а не абсолютным цифрам.
Цены растут у всех производителей и тут объяснений много – рост сырья, упаковки, складской логистики и зарплат. Но самое удивительное, что лидер по производству и игрок №2 по продажам Айсберри более, чем в 2 раза дешевле игрока №5 Чистой линии, но всем игрокам не дает покоя как первые могут торговать настолько дешево и зарабатывать при этом прибыль?
Если говорить о ценовых категориях, то растут нижние ценовые сегменты, где в основном и расположены СТМ и несколько падают сегменты выше среднего, где как раз и находятся Бренды лидеров рынка.
Если смотреть на развитие категорий мороженрго, то традиционно в лидерах стаканчик с большой долей и хорошей динамикой роста – низкая динамика цены подтверждает «биржеврй статус» стаканчика. За ним следует семейное со сравнимой долей, но принципиально меньшей динамикой роста – а семейное, как мы знаем, сильно влияет на потребление мороженого той или иной страной. Эскимо меньше по доле, но с неплохим ростом, рожки пока проигрывают по обоим направлениям – доле и росту.
В завершении посмотреть на рейтинги брендов лидеров рынка от компании NTech. Рейтинговый балл рассчитывался как отношение продаж конкретного SKU в денежном выражении к общему объёму ГПХ, умноженное на определенный коэффициент для облегчения визуального восприятия (т.к. даже у лидера рейтинга доля продаж от общего объема продаж продуктов питания составляет всего 0.35%). Здесь нет удивительных фактов – все бренды от ТОП 6 лидеров рынка