Работники Вологодского молочного комбината обвиняют руководство в развале производства
Причина этого, по словам обратившихся к нам членов кооператива «Вологодский молочный комбинат», — конфликт руководителя комбината с коллективом.
Люди и деньги
Вологодский молочный комбинат имеет довольно экзотическую для современного российского бизнеса форму собственности — кооператив. В отличие от акционерных предприятий или ООО, кооператив находится в собственности у всего коллектива предприятия. У него нет владельца, а пайщиками является большинство сотрудников. Например, на ВМК их несколько сотен и все их голоса равноценны.
Каждый год комбинат выплачивает дивиденды и так называемые кооперативные выплаты. Дивиденды получают только члены кооператива, а кооперативные выплаты — все, кто непосредственно трудится на предприятии.
В марте 2013 года выяснилось, что кооперативные выплаты за 2012 год снижены на 20%. Сумма для каждого уменьшилась на несколько тысяч рублей. Об этом нам рассказали два члена правления кооператива — заместитель председателя по качеству и начальник отдела сбыта. После их настоятельных требований выплаты были увеличены на 10%. Казалось, что на этом конфликт исчерпан. Но не тут-то было.
По словам обратившихся к нам членов кооператива, на них начали накладывать трудовые взыскания. «За 30 рабочих дней произошло более 20 случаев ущемления прав, умаления чести, достоинства, деловой репутации работников», — рассказывает один из сотрудников. Часть из них затем была успешно оспорена в суде.
В мае от имени администрации предприятия появились объявления о том, что обратившиеся в прессу члены правления готовят рейдерский захват кооператива. Дело в том, что они также собирали подписи за созыв общего собрания. Впоследствии информация из заявления тоже была опровергнута судом.
По этому факту председатель кооператива Владимир Мизгирёв даже обращался в полицию. В ходе проверки было установлено, что во время сбора подписей инициаторы собрания никакого преступления не совершали. При этом полицейские посчитали, что заявитель, в свою очередь, «добросовестно заблуждался».
В юридической службе комбината подтверждают факт корпоративных трудовых споров. Впрочем, как подчеркнул представитель ВМК, все эти вопросы решаются в рабочем порядке и никаких проблем для работы предприятия он в них не видит.
Следствие вели...
Ни одно из обращений в правоохранительные органы «взбунтовавшихся» членов правления так и не было доведено до логического конца. Однако полицейские, отказав в возбуждении уголовного дела, всё же установили несколько любопытных фактов.
Во-первых, как выяснилось, молочное сырьё поступает на комбинат, среди прочего, из других регионов, а также из-за границы. Причём оплата сырья не зависит от его качества. Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, цена сырья для вологодских поставщиков при этом ниже, чем для иногородних.
Как пояснил полицейским председатель кооператива Владимир Мизгирёв, 1 апреля 2013 года грязовецкий племзавод «Заря» расторг договор на поставку молока комбинату. Поэтому пришлось его закупать в других регионах. Впрочем, как утверждают обратившиеся к нам члены правления, закупочная политика предприятия носит очень странный характер. «Мы за высший сорт не платим столько, сколько за сырьё второго сорта из других регионов», — рассказывают сотрудники комбината.
Полиция также установила, что комбинат закупил оборудование, заплатив за него по ценам, в несколько раз превышающим таможенную стоимость. Однако в срок, отведённый для дополнительной проверки, детали сделки установить не удалось. Как пояснил Владимир Мизгирёв, покупка была произведена после анализа рынка и на основании коммерческого предложения.
Бесконтрольное качество
Как установила областная прокуратура, предприятие по итогам 2011-го и 2012 годов снизило затраты «на проведение лабораторного контроля выпускаемой продукции».
Как рассказывают сотрудники предприятия, результатом этого стало сокращение четырёх человек, в том числе старшего инженера-химика. «Занимавший эту должность человек готовил реактивы для определения качественных характеристик молока — жирности, содержания белков и углеводов, — рассказывают работники. — Кроме него, никто этим не занимался и 25 июля часть реактивов кончилась. Об этом заместитель председателя по качеству неоднократно предупреждала Мизгирёва».
Заместитель председателя по качеству отказалась выписывать удостоверение качества на выпуск продукции, поскольку, по ее мнению, было невозможно достоверно установить качественные характеристики продукции. В противном случае это было бы нарушением федерального закона. Об этом она сообщила в Роспотребнадзор и в Центр сертификации. А руководитель предприятия посчитал это срывом работы. До этого, 31 мая 2013 года, Мизгирёв уже подписал приказ о её сокращении. Как рассказывают сотрудники предприятия, причиной увольнения стал конфликт с председателем по вопросам кооперативных выплат для работников и качества продукции.
По словам пайщиков, всё это не только обезглавило отдел контроля качества, но и привело к фактической невозможности определять реальные качественные характеристики продукции. «Своими действиями и решениями председатель кооператива Владимир Мизгирёв разрушил, свел на нет отлаженную систему производственного контроля качества сырья и готовой продукции», — говорят сотрудники комбината.
Сокращение сотрудников происходит на фоне инициатив федеральных и региональных органов власти в области контроля качества. В июле издано постановление главного санитарного врача России (тогда им был Геннадий Онищенко) «О надзоре за производством и оборотом молока и молочной продукции». Совсем недавно издано постановление Губернатора области, направленное на повышение качества и конкурентоспособности вологодских молочных продуктов.
По словам сотрудников предприятия, продажи пока ещё не упали. Однако ухудшившееся качество, как они считают, рано или поздно к этому приведёт. Во что это выльется для комбината, остаётся только гадать.
Впрочем, по словам главного инженера ВМК Александра Копылова, за качество продукции беспокоиться не стоит. «Я за него ручаюсь головой, у нас действует система автоматического контроля качества, — рассказывает он. — А то, что про нас пишут, — это всё враньё и провокации. Мы этим вопросом занимаемся и надеемся это пресечь». По его словам, молоко на комбинат поступает только первого и высшего сорта, всё из Вологодской области. А проблемы с качеством, по его мнению, могут быть связаны с ненадлежащим хранением продукции в магазинах.
Цитаты дня






