Пять горячих тем для пищевой промышленности США в 2023 году
Год назад он утверждал, что двумя основными проблемами пищевой промышленности США в 2022 году будут инфляция и продолжение беспорядка в цепочке поставок, который начался во время остановки пандемии 2020 года. Это были две основные проблемы отрасли в этом году.
Рост стоимости продуктов питания, который значительно вырос за последний год, означал регулярное повышение цен от брендов в розничных магазинах, что не очень устраивало последних или потребителей. Но для некоторых производителей основных продуктов питания и напитков, это привело к небывалым доходам и прибыли.
Тем не менее, большинству других компаний, производящих товары народного потребления, особенно новым брендам, было гораздо труднее как повышать цены, так и удерживать свою валовую прибыль до инфляции. Потребительский спрос на эти продукцию этих компаний не такой большой, как на крупные бренды, а это означает, что у оптовых и розничных продавцов гораздо меньше возможностей для повышения цен.
В преддверии 2023 года есть пять направлений, которые требуют особого внимания со стороны компаний CPG, работающих в США, из-за их потенциального крупномасштабного воздействия.
Инфляция умеренная, но сохраняется
Рост стоимости продуктов, купленных в розничных магазинах, не исчезнет в ближайшее время. Хорошей новостью является то, что темпы роста немного замедлились за последние пару месяцев. Плохая новость заключается в том, что инфляция все еще слишком высока.
Тем не менее эксперт ожидает дальнейшего замедления темпов роста инфляции продуктов питания до конца этого года и в следующем году. Однако не прогнозирует серьезного падения в лучшем случае до конца второго квартала 2023 года.
Экономический спад в начале 2023 года все еще возможен. Если это произойдет, инфляция скорее всего остановится раньше из-за снижения потребительского спроса, которое обычно ускоряет рецессия.
Компаниям, производящим товары народного потребления, в 2023 году будет гораздо труднее повышать цены для розничных и оптовых продавцов, чем в этом году, из-за повышенного внимания со стороны как ритейла, так и выборных должностных лиц.
Walmart и пара других крупных розничных сетей уже оказали некоторое давление на компании, когда речь заходит о том, что эти ритейлеры считают слишком частым повышением цен, в то время как политики от президента Джо Байдена до сенатора Берни Сандерса недавно публично предлагали некоторым крупным компаниям, производящим продукты питания и напитки, повышать цены.
США вернут еду вне дома
У компаний, производящих продукты питания и напитки, три года была гораздо меньшая конкурентоспособность, чем когда-либо в последнее время, из-за огромного падения продаж продуктов питания вне дома.
Это началось с локдауна 2020 года, когда рестораны были либо полностью закрыты, либо работали в ограниченном режиме. Всплеск случаев Covid-19 в 2021 году продолжал сдерживать продажи в ресторанах, и это, наряду с высокой инфляцией продуктов питания, позволило продажам еды в рознице продолжать доминировать в этом году.
Продажи еды вне дома неуклонно восстанавливаются, и даже в условиях продолжающейся инфляции общественное питание будет оказывать гораздо более сильное конкурентное воздействие на бренды, занимающиеся розничной торговлей продуктами питания, чем в последние три года.
Больше «сделай сам», меньше приобретений
Крупные компании по производству продуктов питания и напитков в 2023 году будут приобретать новые бренды меньше, чем в последние несколько лет, а сделки будут крупнее (бренды с более высокой прибылью), чем это было в недавнем прошлом.
Вместо этого — и данная тенденция появилась во второй половине текущего года — крупные компании потребительских товаров будут уделять больше внимания расширению ассортимента и брендов, а также органично запускать больше собственных брендов в 2023 году. Например, Mondelez International и Hershey.
Основная причина заключается в том, что крупные бренды, получившие поддержку в 2022 году благодаря росту продаж продуктов питания в рознице, а также прибыли, полученной за счет инфляции, укрепили уверенность в собственных инновациях и силе бренда и гораздо более стратегически смотрят на развивающиеся рынки.
Однако эксперт видит, что практика приобретения новых брендов с годовым доходом менее 200–250 миллионов долларов в пищевой промышленности США значительно сократится в 2023 году.
Расширение ассортимента и брендов также, как правило, является недорогим способом увеличения продаж для крупных компаний, производящих продукты питания и напитки. Hershey, например, расширила свой бренд Reese's в этом году множеством способов, что привело к его значительному росту с очень небольшими затратами, а также хорошей окупаемости инвестиций и общему укреплению бренда.
Консолидация отрасли
Продуктовые сети Kroger и Albertsons удивили пищевую промышленность США, объявив в октябре о своем мегаслиянии. Сделка, которая должна вступить в силу в 2024 году и находящаяся в стадии одобрения федеральными регулирующими органами, приведет к тому, что Kroger станет вторым по величине розничным продавцом продуктов в США после лидера Walmart.
Сделка скорее всего будет одобрена, поскольку Kroger заявила, что готова продать около 600 магазинов, чтобы удовлетворить антиконкурентные опасения регулирующих органов.
Ожидается, что другие ритейлеры, особенно региональные сети, заговорят о консолидации после объединения Kroger-Albertsons. Среди ритейлеров в некоторых регионах уже ведутся дискуссии о необходимости увеличения масштаба, чтобы конкурировать не только с объединенной сетью Kroger-Albertsons, но и с растущей мощью таких ритейлеров, как Aldi, который является самой быстрорастущей (по количеству новых магазинов) продуктовой сетью.
Консолидация на одном конце цепочки поставок — в данном случае в розничной торговле — имеет тенденцию порождать консолидацию на другом конце цепочки поставок. В 2023 году вполне вероятно, что произойдет одно или два значимых слияния между крупными компаниями CPG.
Сделка Kroger-Albertsons задала тон как в сфере розничной торговли, так и в сфере производства товаров народного потребления, и невозможное ранее стало возможным. В сентябре, например, слияние General Mills и Kellogg может показаться слишком большим, чтобы его можно было представить или могли принять федеральные регулирующие органы. Но это не так.
Несколько месяцев назад в сфере розничной торговли такие крупные сделки, как приобретение Amazon Target, казались нереальными. Но не сегодня. В США есть динамичный и независимый сектор розничной торговли продуктами питания, а также развивающаяся предпринимательская вселенная брендов, что делает озабоченность по поводу консолидации менее важной, чем во многих других странах. Однако существуют законные опасения антиконкурентного характера, и их следует учитывать не только регулирующим органам, но и тем, кто работает в пищевой промышленности США.
Растительное мясо
Последние пять лет были бешеными темпами развития для растительного мяса во всех возможных сферах, кроме самой важной — продаж.
Несмотря на все внимание, уделяемое растительному мясу инвесторами, прессой и даже розничными торговцами, на конец 2022 года этот сегмент составляет лишь 1,4% от общего объема продаж мясной категории.
Сказать, что мясо на растительной основе было раскручено, совершенно справедливо. Большая часть этой шумихи была вызвана одним брендом - Beyond Meat, который за последние пару месяцев получил негативный отзыв прессы. При этом отзывы, которые бренд получал в течение последних нескольких лет, были исключительно положительными.
В 2023 году растительное мясо вернется на свое законное место в пищевой промышленности США — в качестве нишевого продукта, предлагающего потребителям и розничным торговцам возможность выбора в категории, где на мясо животных приходится более 98% продаж. В розничной торговле растительное мясо также вернется в основном туда же, где оно продавалось с тех пор, как вегетарианские бургеры были запущены более четырех десятилетий назад: в центральные магазины и мясные отделы замороженных продуктов.
Наиболее неизвестный фактор на 2023 год — это экономика.
Экономическая рецессия витала в воздухе уже несколько месяцев, но рост рабочих мест остается сильным, а когда дело доходит до бакалейных товаров, потребители продолжают тратить деньги, ограничиваясь только менее дорогими брендами, в том числе частными торговыми марками.