Прогнозы растут вместе с инфляцией
Под давлением неукротимого роста цен аналитики пересматривают свои прогнозы по инфляции на 2008 год. Как известно, одним из первых это сделало минэкономразвития, скорректировав официальный прогноз с 7-8,5 процента до 8-9,5. На минувшей неделе о намерении ЦБ поднять свою прогнозную планку заявил первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. При этом он пояснил, что официально это произойдет, по всей видимости, в июне, на стадии подготовки основных направлений денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. При этом первый зам пред ЦБ выразил надежду, что обновленный прогноз будет ниже 10 процентов. Денежная база и денежная масса достигли своего пика в мае - июне прошлого года, считает Улюкаев, и сейчас постепенно снижаются.
Неколебим пока лишь один минфин. По словам его главы Алексея Кудрина, в августе будет уточняться прогноз основных макроэкономических параметров, но это уточнение будет несущественным. Основные меры по борьбе с инфляцией лежат в сфере денежно-кредитных показателей, которые регулирует Центробанк, в частности прирост денежной массы, заявил министр.
"Методы, которые есть у Центробанка, позволят удержать прирост денежной массы в 2008 году на уровне 30-35 процентов", - считает Кудрин. Министр отметил, что не ожидает ныне такого же прироста цен на продовольствие, как в минувшем году. Кроме того, "не случится притока капитала сверх ожидаемого", подчеркнул Кудрин.
В отличие от государственных частные структуры настроены куда более минорно. Так, известная аудиторско-консалтинговая компания ФБК только что пересмотрела свой первоначальный прогноз по инфляции на 2008 год, подняв его с 12-13 процентов до как минимум 14.
Отметим, что прогноз ФБК и прежде был заметно выше официального, чем же вызвано новое повышение? Эксперты называют четыре основные причины.
Во-первых, денежное предложение на внутреннем рынке уже значительно увеличилось, а в ближайшее время не сократится, а еще больше возрастет. Ряд госкорпораций уже разместили на банковских депозитах солидные суммы. К примеру, общий объем таких средств "Роснанотеха" и Фонда ЖКХ составит 340 миллиардов рублей(130 миллиардов "Роснанотеха" уже лежат на депозитах
коммерческих банков). Одновременно в практическую плоскость переведено и решение вопроса о передаче средств госкорпораций в доверительное управление, что опять же увеличит денежное предложение.
С середины текущего года также следует ожидать масштабного размещения на банковских депозитах средств федерального бюджета. Это стало возможным с принятием постановления Правительства РФ от 29 марта 2008 года N 227, которым утверждены правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах. Таким образом, статья 236 Бюджетного кодекса РФ
"Недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в доверительное управление" ныне фактически не соответствует формирующейся практике, отмечают аналитики.
Во-вторых, решение об ускоренной индексации тарифов естественных монополий, принятое при утверждении трехлетнего федерального бюджета на 2008-2010 годы и явившееся одной из причин ускорения инфляции в 2007-2008 годах, не только не было пересмотрено, но, напротив, будет усилено. Уже озвучено официальное мнение Федеральной службы по тарифам о необходимости еще более высокой индексации тарифов на железнодорожные перевозки и электроэнергию.
В-третьих, практика замораживания цен, внесшая свой вклад в поддержание высоких темпов инфляции (молоко, к примеру, за январь-март подорожало на 5,7 процента, хлеб ржано-пшеничный - на 8,5, творог - на 7,6 процента), вышла из-под контроля. Регионы самостоятельно принимают решения о "заморозке" и некоторые из них (к примеру, Санкт-Петербург) уже заявили о желании продлить действие соответствующих соглашений до конца 2008 года. Это означает, что даже если будет заявлено о формальном прекращении практики замораживания цен, реально она будет продолжаться.
В-четвертых, разрабатываемая с октября 2007 года правительственная программа антиинфляционных действий до сих пор не принята. В условиях повышенных инфляционных рисков такое промедление крайне негативно сказывается на усилиях по сдерживанию инфляции. В результате принимаемые решения (к примеру, продление экспортных пошлин на пшеницу, ячмень и меслин до 1 июля 2008 года) носят несистемный характер, а потому рассчитывать на их эффективность не приходится.