Горячая тема
Проект резолюции III Летнего Молочного саммита
Источник: The DairyNews
Проект Резолюции по итогам III Летнего Молочного Саммита представлен к обсуждению участникам рынка. Итоговая резолюция будет разослана в Правительство, профильные министерства, региональные департаменты АПК, специализированные и федеральные СМИ.
Проект резолюции по итогам III Летнего Молочного Саммита,
состоявшегося 25-25 мая 2015 года.
состоявшегося 25-25 мая 2015 года.
25-28 мая 2015 года в г. Нетания (Израиль) состоялся III Летний Молочный Саммит.
В мероприятии приняли участие около 140 представителей молочной отрасли 9 государств: России, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Латвии, Нидерландов, Украины, Швеции:
• собственники и руководящий состав ведущих производителей молока, перерабатывающих предприятий, крестьянско-фермерских хозяйств,
• международные и отечественные поставщики технологических решений для молочной отрасли,
• отраслевые эксперты, ученые,
• средства массовой информации
Россию на III Летнем Молочном Саммите представляли участники из 24 регионов - Архангельской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Московской, Новосибирской, Псковской, Рязанской, Свердловской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, Краснодарского, Пермского, Ставропольского краев, Республик Марий Эл, Башкортостан, Мордовия, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
Кроме того, в мероприятии приняли участие депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по аграрным вопросам Аркадий Пономарев, а также председатель Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Общественной Палаты Российской Федерации Евгения Уваркина.
Участники III Летнего Молочного Саммита выражают серьезную озабоченность ситуацией складывающейся в молочной отрасли России.
1. Использование при выработке государственной политики в области поддержки сельского хозяйства и молочной отрасли, в частности, недостоверных сведений, а зачастую их полное отсутствие не позволяет выработать по-настоящему эффективную программу развития молочной отрасли.
Доказательством этого является тот факт, что инвестированные государством в течение последних 10 лет сотни миллиардов рублей в развитие отрасли не привели к заявленному результату - увеличению объема производства молока. В то время, как валовый объем производства сырого молока в мире с 2000 по 2014 год вырос на 40% (с 584 до 815 млн. тонн), в России этот показатель сократился на 5% (с 32,3 до 30,6 млн тонн).
Только этого достаточно для того, чтобы констатировать:
• Выработанная государством и последовательно реализуемая политика поддержки молочной отрасли России неэффективна, поскольку за 15 лет не привела к ожидаемому результату.
• За прошедшие 15 лет молочная отрасль России существенно снизила свою конкурентоспособность на мировом молочном рынке, поскольку международная торговля молоком в 2014 году превысила 62 млн. тонн в пересчете на сырое молоко. Это позволяет странам-экспортерам продолжать наращивать производство и оказывать давление на рынки стран-импортеров, к которым относится Россия.
• Дальнейшее следование существующей стратегии государственной поддержки отрасли еще сильнее усугубит ситуацию на молочном рынке России, даже несмотря на существующее ограничение импорта молочной продукции из ряда стран.
Ключевым вопросом в выработке стратегии развития молочной отрасли является непризнание государственными органами статистических ошибок, наличие которых не позволяет развиваться молочной индустрии России.
Статистика производства сырого молока
Официальная статистика сообщает, что валовый объем производства молока в России в 2014 году составил 30,6 млн. тонн. На самом деле реальный объем производства молока значительно меньше.
При подсчете валового производства учитываются данные о производстве молока в сельскохозяйственных предприятиях (СХП), крестьянско-фермерских хозяйствах и ИП, а также в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ).
При этом следует отметить, что логика статистического учета производства молока в ЛПХ основана на законе «О личном подсобном хозяйстве», где указано, что продукция в ЛПХ производится для личного потребления. Реализацией молока население может заниматься в форме крестьянско-фермерского хозяйства, индивидуального предпринимательства и организуя юридические лица, что должно обеспечивать поступление налогов в бюджет Российской Федерации и регионов.
Соответственно, если сопоставить объем производства молока в ЛПХ с количеством сельского населения, которое должно потреблять это молоко, то налицо явное завышение объемов производства в разы.
Объем производства молока в ЛПХ на душу сельского населения России превышает практически все мировые показатели.
В диаграмме приведены «регионы-лидеры»по производству молока для личного потребления в ЛПХ на душу сельского населения в год:
Таким образом, официальная статистика утверждает, что в Саратовской области в ЛПХ производится 978 кг. молока ну душу сельского населения в год. То есть в день каждый сельский житель Саратовской области должен потреблять примерно 2,7 литра молока.
В мире больше молока на душу населения производится только в Новой Зеландии и Ирландии.
Для сравнения приводим таблицу объемов производства молока на душу населения в крупнейших странах экспортерах.
производство молока на душу
населения | |
Новая Зеландия |
4484 |
Ирландия |
1238 |
Дания |
922 |
Нидерланды |
738 |
Уругвай |
701 |
Беларусь |
697 |
Эстония |
594 |
Литва |
581 |
Швейцария |
492 |
Латвия |
445 |
Финляндия |
431 |
Австралия |
412 |
Франция |
382 |
Польша |
330 |
Норвегия |
309 |
Бельгия |
307 |
Швеция |
304 |
США |
289 |
Аргентина |
279 |
Украина |
246 |
Канада |
243 |
Таким образом, исходя из логики отечественной статистики, во многих регионах России на душу сельского населения молока производится больше, в Республике Беларусь на душу населения, при том, что Беларусь является одним из крупнейших игроков на российском молочном рынке.
Следует признать, что объемы производства молока в ЛПХ - это фикция, и в статистике не следует учитывать молоко, не попадающее на рынок.
Учитывая статистику производства только в СХП, КФХ и ИП, можно заключить, что объем произведенного в России в молока в 2014 году , дошедшего до конечного потребителя, не превышает 16,3 млн. тонн.
Исходя из этих показателей, можно заключить, что в 2014 году объем производства молока в России вырос на 2,6% с 15,9 до 16,3 млн. тонн. При этом больший рост показал сегмент КФХ и ИП - 6% против 2,1% в сегменте СХП.
По мнению участников III Летнего Молочного Саммита данные показатели отражают реальную ситуацию на рынке молока в России.
Статистика потребления молока
Данные официальной статистики, говорящие о том, что в России на душу населения потребляется 249 кг. молока в год, по мнению участников III Летнего Молочного Саммита также требуют корректировки.
Если каждый житель России потребляет 249 кг. молока в год, то объем потребления составляет 36,4 млн. тонн. Таким образом, при собственном производстве на уровне 16,3 млн. тонн, дефицит на молочном рынке России должен был бы составить 20,1 млн. тонн. То есть показатель самообеспеченности не превышал бы 45%.
В данном случае более правдоподобным представляется показатель потребления молока, предоставляемый Международной молочной федерацией (IDF) - 161 кг. на душу населения в год. При таком показателе дефицит сырого молока в России составляет 7,2 млн. тонн, что примерно соответствует данным таможенной статистики с учетом импорта растительных жиров.
Следует обратить внимание на то, что для того, чтобы удовлетворить собственными ресурсами спрос на молоко при потреблении в соответствии с нормой потребления Минздрава, объем производства товарного молока в России должен составлять 50 млн. тонн, то есть на 33 млн. тонн больше, что производится сегодня.
По мнению участников III Летнего Молочного Саммита, данные показатели должны являться ориентиром при построении государственной политики развития молочной отрасли России.
Статистика производства молочных продуктов
На сегодняшний день на территории Российской Федерации практически не производится сбор данных о производстве молочной продукции. Открытые государственные источники дают только обобщенные сведения о производстве молочной продукции в России. Однако статистики в разрезе регионов, как, например, относительно производства сырого молока, не существует. Отсутствие этих данных существенно осложняет работу на молочном рынке России, поскольку невозможно оценить емкость молочного рынка России, межрегиональную торговлю сырым молоком, экспортно-импортный потенциал регионов, объем производства фальсификата в разрезе регионов, дислокацию и количество перерабатывающих предприятий России, а также потенциал перерабатывающей отрасли.
В результате, перерабатывающая индустрия выпадает из стратегии развития молочной отрасли, а значительная доля перерабатывающих предприятий морально устарели. Это создает значительные риски для отрасли, так как любое, даже незначительное увеличение объемов производства сырого молока может «упереться» в неспособность отрасли его переработать и продать. При этом необходимо понимать, что речь идет не о выпуске цельномолочной продукции, а производстве консервированных молочных продуктов, способных балансировать ситуацию на рынке - СОМ, СЦМ, сыров, молочных белков, молочных жиров.
В данном контексте показательным является деятельность Европейского Союза в области развития молочного рынка ЕС. Для сохранения и увеличения своей доли в международной торговле молоком ЕС принял решение либерализовать молочный рынок, отменив квоты на производство сырого молока, введенные в 1984 году. Однако в рамках подготовки к отмене квотирования на территории Евросоюза в строительство перерабатывающих мощностей только за последние 5 лет было инвестировано 5,5 млрд. евро. Это позволило создать избыточные мощности, готовые в любой момент переработать растущие объемы молока для их дальнейшей реализации на дефицитных мировых рынках (Россия, Китай, Мексика, страны Ближнего Востока, Северная Африка, Бразилия и др.).
Кроме того, анализ существующих объемов выпуска молочной продукции подтверждает острый дефицит на рынке сырого молока. Если рассматривать не валовый объем выпуска, производство на душу населения, то налицо неспособность отрасли обеспечить внутренний спрос.
Таким образом, отсутствие объективной информации не позволяет рынку и государству принимать верные решения, и ставить перед собой правильные ориентиры. Участники III Летнего Молочного Саммита убеждены в том, что и государство, и рынок должны признать несоответствие статистики действительности и совместными усилиями создать информационную базу, которая поспособствует развитию молочного рынка России.
2. Отсутствие ясных механизмов регулирования, разбалансированная структура молочного рынка России, разобщенность целей его участников, стремление «перетянуть на себя» господдержку, а также действующая система государственной поддержки не способствует созданию эффективных производств.
Молочная индустрия в отличие от большинства других аграрных производств имеет значительно более длинную цепочку доставки производимого продукта до конечного потребителя. Производитель молока, как правило, не может поставлять конечному потребителю сырое молоко. Конечный потребитель приобретает молоко в виде готовой молочной продукции, кондитерских изделий, детского питания и др. То есть молоко требует обязательной переработки и зачастую не один раз. Соответственно, между производителем сырого молока и конечным потребителем существует достаточно длинная цепь «посредников» - логистика сырого молока, переработка, вторичная переработка (если необходимо), оптовая и розничная торговля.
К сожалению, анализ результатов государственной поддержки молочной отрасли показывает, что поддержка оказывается только одному из звеньев цепи, в результате чего в последние годы на территории России вводятся в эксплуатацию новые молочно-товарные комплексы, при этом практически не создаются новые перерабатывающие предприятия.
Это создает перекос и несбалансированность рынка. Крупные производители молока сталкиваются со сложностью реализации сырого молока, поскольку крупные объемы нередко могут регулярно покупать только либо региональные монополисты, либо транснациональные корпорации. Любой скачок потребительского спроса создает дополнительные риски для поставщика сырого молока.
С другой стороны, перерабатывающее предприятие имеет двойное давление на свой бизнес. С одной стороны, производитель молока, нередко пользуясь общим дефицитом в отрасли, позволяет себе шантажировать покупателя, отменять договоренности, повышать цену на молоко. С другой - переработчик сталкивается с давлением на цену со стороны международного рынка, а также упирается в покупательскую способность и спрос со стороны конечного клиента.
При этом любое падение потребительского спроса сразу же становится угрозой для всей цепи - рынок не в состоянии консервировать излишки молока. В результате отрасль пытается работать без излишков, что создает благодатную почву для развития импорта молочных продуктов и производства фальсификата.
Кроме того, разбалансированность рынка и ненацеленность производителей молока ориентироваться на предпочтения потребителя конечной готовой продукции порождает серьезные проблемы с качеством молока. Нередко, производителю непонятны требования переработчика относительно качества сырого молока, его белкового и жирового состава. Требования переработчиков и законодательства зачастую воспринимаются не как стремление повысить качество и выход готовой продукции, а как намерение понизить цену на сырое молоко.
Также в последнее время усилилась риторика, суть которой сводится к тому, что производителям молока помимо растущей поддержки со стороны государства необходимо повышение цены на сырое молоко, поскольку себестоимость его производства растет. Однако эта риторика противоречит законам рынка и способна только усугубить существующие проблемы, поскольку постоянное повышение цены на сырое молоко ведет к повышению цены на полке, снижению объемов потребления и, соответственно, снижению закупок сырого молока переработчиками и их дальнейшее переключение на использование импортных индустриальных ингредиентов. На протяжении длительного времени цена на сырое молоко в России была одной из самых высоких в мире. И только девальвация рубля в декабре 2014 года сравняла эту цену со среднемировой.
Победа молочной отрасли во внутренней и глобальной конкуренции возможна лишь при соблюдении двух условий:
1. Качество (производство молока и молочной продукции высокого качества, соответствующего требования конечного покупателя и индустриальных покупателей молочной продукции),
2. Цена (цена на молочную продукцию должна соответствовать покупательской способности конечного потребителя, быть конкурентоспособной на мировом рынке и при этом окупать затраты всей производственной цепочки).
Таким образом, при формировании цены на сырое молоко в первую очередь следует учитывать не себестоимость сырого молока, поскольку этот показатель нередко бывает субъективным и напрямую зависит от эффективности производства, а платежеспособный потребительский спрос и потребительские предпочтения.
По мнению большинства участников III Летнего Молочного Саммита, государственная политика не имеет четкой, прозрачной, понятной всем участникам рынка цели. При этом декларируемые цели, связанные с увеличением объема производства сырого молока не выдерживают никакой критики. Такой же сомнительной видится задача по импортозамещению, поскольку этот процесс может происходить и без участия молочной отрасли и, кроме того, за счет снижение потребления.
По мнению участников рынка, главной целью государства и отрасли должно быть удовлетворение потребительского спроса на молочную продукцию. В качестве дополнительных целей необходимо поставить дальнейшее расширение потребительского спроса и формирование экспортного потенциала молочной отрасли России.
Участники III Летнего Молочного Саммита уверены, что отрасль и государство остро нуждаются в программе сбалансированного развития молочной индустрии России. Данная программа должна в первую очередь обеспечивать эффективность работы всей цепочки производства молочной продукции, а также содержать механизмы регулирующие сбалансированное развитие всех звеньев цепи:
1. Определить емкость молочного рынка России. Причем не только потребительского рынка, но и рынка молочных ингредиентов, их аналогов и заменителей. Выявить потребность потребителей и других отраслей промышленности в молочных продуктах, обозначить целевые показатели и временные параметры их достижения.
2. Разработать программу развития производства всех категорий консервированных молочных продуктов (сыр, молочные жиры, белки, сухие молочные продукты), способных создать и в дальнейшем укрепить баланс на молочном рынке. Возможно разработать систему государственного участие в виде проведения интервенций на молочном рынке. Разработать систему реализации консервированных молочных продуктов среди индустриальных потребителей на внутреннем рынке, в том числе за счет выстраивания приоритетов в отношении отечественных производителей.
3. Разработать систему глубокой переработки всех отходов молочного производства. Участники отрасли едины во мнении: решения проблемы загрязнения окружающей среды невозможно достичь исключительно запретительными мерами.
4. Разработать систему федеральных/региональных мер регулирования цены на сырое молоко. Рассмотреть возможность участия государства/регионов в регулировании цены на молочном рынке в случае проявления волатильных изменений. Пересмотреть и, возможно, отказаться от выплаты в качестве поддержки государственных денег за литр товарного молока, так как использование данной меры в течение последних десяти лет не привела к ожидаемому результату. Взамен данной меры разработать альтернативные меры, главная цель которых сократить риски ценовых колебаний.
5. Провести анализ себестоимости производства сырого молока на предмет определения эффективности. Определить параметры, в которых производитель молока способен увеличить эффективность собственными силами, а также выделить пункты в структуре себестоимости, в которых требуется государственная поддержка: строительство инфраструктуры, стоимость электроэнергии, финансовая нагрузка. Необходимо отметить, что во всех странах мира основной статьей затрат при производстве сырого молока является стоимость кормов. Необходимо принять все усилия, чтобы в себестоимости российских производителей молока все остальные затраты, кроме стоимости кормой не превышали 30-35%. Следует отказаться от субсидирования процентной ставки по кредитам, поскольку данная мера в большей степени направлена на поддержку банковской системы.
Кроме того, участники III Летнего Молочного Саммита считают, что, если государство рассматривает пищевой рынок страны в качестве приоритетного, то для достижения указанных выше целей государственной власти следует предпринять ряд принципиально важных кардинальных мер:
1. Существенно снизить налоговую нагрузку на молочный бизнес. Стартапы и новые инвестиционные проекты в области молочного животноводства и переработки молока освободить от налоговой нагрузки на 10 лет.
2. Пересмотреть подходы к формированию продовольственных балансов в молочной отрасли.
3. Одновременно с программой стимулирования роста производства сырого молока разработать и начать реализацию программы стимулирования потребления молочных продуктов, особенно молокоемких, таких, как масла и сыра.
4. Предоставить свободный и бесплатный доступ к земле сельскохозяйственного назначения, находящейся в государственной собственности, при условии готовности инвестировать в молочное и мясное животноводство.
5. Существенно упростить/либерализовать нормативно-правовое регулирование в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. Исключить разрешительный принцип регулирования отрасли. Лишить контролирующие органы возможности проводить проверки сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций без разрешения суда на основании жалоб граждан.
6. Предоставить молокоперерабатывающим предприятиям статус сельхозтоваропроизводителей.
7. Упростить сельхозтоваропроизводителям свободный доступ к «национальному достоянию» страны - вода, электроэнергия, газ. Пересмотреть тарифы для производителей молока и перерабатывающих предприятий.
8. Исключить любую возможность дифференциации государственной поддержки: все участники рынка должны получать одинаковый сопоставимый объем государственной поддержки либо не никто не должен ее получать.
9. Отказаться от существующей системы племенного животноводства как атавизма советского периода, либерализовать рынок КРС, отказаться от поддержки племзаводов и племрепродукторов как не принесшей результата, а, напротив, поддерживать развитие национальных и региональных ассоциаций крупного рогатого скота. При этом необходимо создать государственный и региональные реестры крупного рогатого скота, провести инвентаризацию и полноценный учет КРС. Предпринять все меры для предотвращения незаконной торговлей неучтенным скотом. Данная мера, позволит обеспечить бОльшую прозрачность при учете объемов производства товарного молока, упростить работу контролирующих органов, улучшить эпизоотическую ситуацию.
3. Засилие фальсификата и недобросовестная конкуренция, вызванные структурными проблемами отрасли, особенностями существующего законодательства и непродуктивной позицией контролирующих органов являются серьезной угрозой молочной отрасли России.
Структурные проблемы отрасли, указанные выше, приводят к нежеланию многих участников отрасли производить качественные натуральные молочные продукты. Отсутствие законодательно оформленного стимулирования эффективного производства со стороны государства и дефицит молока-сырья побуждает игроков молочной отрасли снижать производственные затраты, используя дешевые заменители молочного сырья (жира и белка).
В результате на прилавках отечественных магазинов молочные продукты вынуждены конкурировать с продукцией с частичной заменой молочных компонентов и даже с имитацией молочной продукции, проигрывая им по цене.
Даже в том случае, если производитель молочной продукции указывает на упаковке достоверную информацию о составе, то нередко эта продукция фасуется и перемаркировывается непосредственно магазином, вводя потребителя в заблуждение.
Кроме того, торговля натуральными молочными продуктами зачастую уступает фальсификату по таким параметрам, как срок хранения и внешний вид, и нередко требования Роспотребнадзора розничной торговли легче удовлетворить, производя молокосодержащие продукты, а не натуральную молочную продукцию.
Участники III Летнего Молочного Саммита считают:
1. Необходимо законодательно существенно усилить ответственность за производство фальсифицированной молочной продукции.
2. Вывести молокосодержащую продукцию из категории «молочная продукция».
3. На законодательном уровне запретить предприятиям розничной торговли реализацию на одном прилавке молочных продуктов и молокосодержащей продукции.
4. Обязать Роспотребнадзор усилить контроль за соблюдением розницей данных установлений.
3. Разобщенность молочной отрасли, политизированность, ангажированность, амбициозность руководства и спонсоров отраслевых союзов создают нервозную, деструктивную, разобщенную атмосферу в молочной отрасли России.
К сожалению участники III Летнего Молочного Саммита вынуждены констатировать, что отраслевые союзы перестали выражать истинные интересы отрасли. Предлагаемые ими на протяжении долгого времени решения не оказывают положительного влияния на развитие молочного рынка России.
В связи с изложенным участники III Летнего Молочного Саммита предлагают сформировать рабочую группу для разработки системы мер, которые способны дать уверенный толчок развитию молочной отрасли Российской Федерации.
Решения III Летнего Молочного Саммита:
1. Направить данную резолюцию в качестве Открытого информационного письма о состоянии молочной отрасли России в Администрацию Президента, Правительство, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития, Министерство промышленности, Федеральную антимонопольную службу, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Государственную Думу, Совет Федерации, Общественную Палату, в региональные министерства сельского хозяйства и Департаменты АПК.
2. Сформировать рабочую группу для уточнения и раскрытия указанных в данной резолюции положений, а также разработки отраслевой программы развития отрасли. Включить в рабочую группу наиболее авторитетных с точки зрения участников отрасли представителей компаний-производителей и переработчиков молока, представителей отраслевых министерств, представителей департаментов АПК регионов, экспертного сообщества.
3. Составом Отраслевой Рабочей Группы создать детальные предложения по формированию стратегии создания и развития УСТОЙЧИВОГО МОЛОЧНОГО РЫНКА РОССИИ.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти принять итоговую стратегию как основу для Программу развития молочной отрасли России. Контролировать ее реализацию органами государственной власти.
Участники III Летнего Молочного Саммита.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Популярные темы
03.12.2024
Утилизационный сбор на сельхозтехнику вырастет в пять раз. The DairyNews.ru опросил участников отрасли, как они относятся к нововведению. Все эксперты единодушно выступают против повышения сбора, прогнозируя, что в результате таких изменений часть производителей уйдет с рынка.
Читать полностью
Комментарии экспертов: