Проект молочного кластера показался алтайским промышленникам неубедительным
Источник: bankfax.ru
Представители молочной промышленности Алтайского края раскритиковали идею создания профильного кластера.
Экспертам не удалось найти слов для руководителей предприятий, которые попросту покинули зал, где 3 июня где проходило заседание Совета молочного кластера.
Перед началом мероприятия, опрошенные корреспондентом «БФ» потенциальные участники объединения слабо представляли себе, что им хотят предложить. Ответ они надеялись получить от представителей московского «Научного института системных исследований и проблем предпринимательства» (НИСИПП), который разрабатывает проект кластера по заказу алтайских чиновников, однако презентация оказалась, мягко говоря, не совсем внятной.
Руководитель проектов НИСИПП Анна Никитченко начала со статистических данных, которые, впрочем, и без того известны алтайским производителям молочной продукции. Создание молочного кластера, со слов г-жи Никитченко, должно решить проблемы снижения производительности труда в отрасли, сокращения числа предприятий, а также обеспечить выход на международные рынки. Кроме того, она отметила, что по правилам ВТО индивидуальная господдержка сельхозпроизводителям жестко регламентирована, а в рамках кластера это ограничение можно обойти.
Промышленникам был адресован вопрос, каким они сами видят будущее молочного кластера и какие проблемы хотели бы решать. Это вызвало недоумение, но участники рынка все же высказались. «Я не уверен, что молочная отрасль края сможет конкурировать с мировыми производителями по причине насыщенности рынка. Это напоминает попытку вклиниться между двумя авто на оживленной трассе. В вашем проекте нет изюминки, которая позволила бы использовать уникальные черты региона. Такой изюминкой, к примеру, могла бы стать исключительная экологичность алтайских продуктов», - начал завкафедрой машин и аппаратов пищевых производств АлтГТУ Владимир Тарасов.
Директор ООО «Рикон» Олег Махнаков, в свою очередь, сделал акцент на другом: «Как же вы предлагаете повышать эффективность производства, если у нас основной молокосдатчик — простой селянин? В докладе вы упомянули опыт Белгородской области по созданию роботизированных ферм — на эти цели региональный бюджет с 2005 по 2013 годы якобы выделил 9,3 млрд рублей, а до 2015 года собирается выделить еще 14 млрд рублей. Могу с уверенностью сказать, что в казне Алтайского края таких денег нет».
Анна Никитченко парировала, что после создания кластера можно будет рассчитывать и на федеральную поддержку, однако инициативу перехватил директор ООО «ТД Киприно» Денис Зюзин. Его больше всего интересовало, зачем создается молочный кластер. «В России есть много миллиардеров, быть может, кто-то из них готов инвестировать в молочную отрасль Алтайского края и заказал вам этот проект? Если этот гипотетический инвестор готов собрать региональных производителей, создать для них единую торговую марку, продвигать ее в федеральные торговые сети, которые, кстати, принадлежат иностранным компаниям, и изменить федеральное законодательство для улучшения экономического положения предприятий за счет снижения налогов и процентных ставок по кредитам, то я готов в этом участвовать. А иначе о каком кластере может идти речь? Вот, к примеру, в Белоруссии выдаются льготные кредиты под 1-2 % годовых, за счет чего открываются новые предприятия. А сейчас еще и Россия выделила братской стране $2,5 млрд, чтобы они с нами дружили. На эти деньги они построят новые молочные заводы и завтра-послезавтра их «Бабушкина крынка» будет продаваться во всех магазинах Барнаула, как уже продается в европейской части страны. А наша продукция окажется никому не нужна», - горячился г-н Зюзин.
На это отозвался директор КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» Александр Кондыков, который пояснил, что главная цель создания кластера — не решить проблемы сельского хозяйства, а объединить единомышленников. При этом он уточнил, что участники кластера смогут рассчитывать на дополнительную господдержку, но вопрос Дениса Зюзина, останутся ли предприятия, не пожелавшие войти в структуру, без этих денег, поставил его в тупик.
Как продолжил г-н Зюзин, он был бы готов поучаствовать в этом объединении, даже если бы это сулило только выделение господдержки в срок и без задержек. «Я могу с уверенностью сказать, что, к примеру, малейшая просрочка по выплатам зарплаты ставит крест на получении господдержки. А еще в настоящее время абсолютно все руководители молочных предприятий находятся в судебных разбирательствах по налоговым вопросам. Если же заплатить все налоги, то у нас число предприятий снизится не то что со 104 до 67, а сразу до пяти. Скажите прямо, чем вы можете помочь?» - спросил Денис Зюзин, на что получил прямой ответ от г-на Кондыкова: «Ничем».
Московские эксперты попытались реабилитироваться, предложив алтайским производителям маркетинговую стратегию: выходить на рынки Бразилии, Аргентины, Франции, Германии, Великобритании, США, Парагвая и других стран. Однако кроме улыбок это ничего не вызвало. «В качестве университетской дипломной работы ваш проект тянет на твердую пятерку. Но ничего общего с реальностью он не имеет», - резюмировал Денис Зюзин.
Популярные темы
07.08.2024
DairyNews.ru собрал комментарии участников молочного рынка, чтобы понять, почему растет цена на сливочное масло в РФ, кому это выгодно, ожидается ли существенный рост цен на молоко-сырье. Эксперты издания проанализировали ситуацию и поделились своими прогнозами на дальнейшее развитие событий.
Читать полностью