Продуктивное долголетие черно-пестрых коров в зависимости от выращивания, удоя по 1-ой лактации и кровности по голштинской породе
В настоящее время актуальной задачей сельскохозяйственных предприятий по разведению молочного скота нашей страны, как и для высокопродуктивных стад в странах с развитым молочным скотоводством, является увеличение продуктивного долголетия коров. В связи с этим вектор селекции ориентирован на данный признак, и используется он в качестве важной селекционной составляющей комплексного селекционного индекса во многих странах с развитым молочным скотоводством. Увеличение продуктивной жизни молочных коров позволяет уменьшить выбраковку [Zavadilová and Stipkova., 2012], улучшить отбор [Sewalem et al.,2008], увеличить прибыль молочных предприятий [Albert.,2020], удовлетворить потребительский спрос, повысить уровень содержания животных [Grandl et al., 2019].
В настоящее время срок производственного использования молочных коров, то есть производственное долголетие (отелов или лактаций) определяют продолжительностью времени от первого отела до выбытия из стада, и составляет оно менее 3 лактаций [Kerslake et al., 2018]. Однако максимальная продуктивность приходится на пятую лактацию, а наибольшая годовая прибыль обычно достигается на шестой лактации [Стрекозов Н.И., Илюшина З.И., Левина. Г.Н.,1991, Horn et al., 2012]. Кроме того, корова при технологической пригодности и 5-6 отелах обеспечивает собственное воспроизводство стада, что позволяет осуществлять селекционную работу, проводить направленный отбор животных, а при высокой пожизненной продуктивности – и окупать средства, затраченные на выращивание и содержание. К тому же такие коровы должны быть используемы для получения быков-производителей, поскольку к этому времени есть объективная возможность оценки их по качеству потомства.
Важность проблемы повышается и в связи с тем, что высокий уровень технологии производства предусматривает повышение реализации генетического потенциала продуктивности коров. Вопрос продуктивного долголетия приобретает наибольшую актуальность также в связи с тем, что современная отечественная черно-пестрая порода имеет высокую кровность по голштинской породе, и в стране создана новая популяция молочного скота с высоким генетическим потенциалом [Левина Г.Н., Калмит Е.В., 2016].
Проблема долголетия молочных коров присутствует в ряде стран. Так ввод первотелок в основное стадо коров современных молочных пород в стадах Великобритании достигает 25% [Whitaker D.A., Kelly J.M., Smith S., 2000; Bell M.J., Wall E., Russell G., Roberts D.J., Simm G., 2010]. В Испании было установлено, что 31,5% первотелок выбывали в течение 50 дней первой лактации [Esslemont R.J., Kossaibati M.A., 1997].
Ведущие ученые пришли к выводу, что преодоление наследия голштинов, а именно: низкое воспроизводство и малая продолжительность использования будут негативно влиять на экономику голштинских молочных стад США, Великобритании и других стран [Hazel A. R., Heins B. J., Hansen L. B., 2017].
Долголетие молочных коров для селекции является относительно сложным признаком из-за многочисленных факторов, на него влияющих. Средняя продолжительность использования молочных коров в настоящее время составляет менее 2,7 отела, что затрудняет поддержание эффективности производства для удовлетворения потребностей молочной промышленности. Поэтому для обеспечения долголетия коров существует острая необходимость в поиске параметров отбора, позволяющих эффективно осуществлять разведение на его увеличение, так как этот признак имеет низкую наследуемость. На долголетие молочных коров влияют не отдельные конкретные параметры, а комплекс многих: лактация, здоровье, репродуктивные показатели [Ferris et al., 2014], а также и социально-экономические (цена на молоко и корм, управление, выращивание) [Grandl et al., 2016; Ревина Г. Б., 2018; Vries and Marcondes.,2020]. В связи с этим для повышения эффективности селекции молочных коров на долголетие необходимо выделить оптимальные параметры, его определяющие.
В первую очередь для планирования работы с современным голштинизированным молочным скотом важно изучать влияние живой массы телок в предслучном возрасте, удое по первой лактации, продуктивности женских предков на продуктивное долголетие дочерей [Дунин, И., 2012; Сакса, Е.И., 2013].
По данным некоторых исследований, ранний возраст первого отела влияет на воспроизводство и сохранность [Berry D.P., Good M., 2010].
Совершенно очевидно, что технология выращивания ремонтного молодняка должна осуществляться с учетом биологических особенностей и способствовать нормальному росту, развитию, формированию признаков, обеспечивающих высокую продуктивность и крепкую конституцию, продление срока продуктивного долголетия коров. Оптимальный период выращивания более благоприятен как с экономической, так и с генетической точек зрения.
Преимущества интенсивного роста телок заключаются в ускоренном возврате капиталовложений, снижении текущих затрат, увеличении продуктивной жизни, ускорении накопления генетической ценности стада, снижении общего количества кормов, необходимых для кормления с момента рождения до отела. Однако получены в исследованиях данные о том, что, увеличение живой массы телок до полового созревания приводило к снижению производства молока у коров [Nilforooshan M.A., Edriss M.A., 2004]. Наступление половой зрелости в большей степени зависит от веса телки, чем от возраста. Половая зрелость наступает, когда телка набирает от 40 до 50% веса взрослой коровы.
Результаты исследований о влиянии возраста и живой массы первотелок, вводимых в стадо, разноречивы и в большинстве случаев получены при изучении влияния на продуктивность коров их живой массы в случном возрасте или при 1-ом отеле [Безгин, В.И., Поварова О.В., 2003].
Принимая во внимание, что физиологически половое созревание у крупного рогатого скота интенсивно формируется на 7–8-м месяцах и завершается к 10–12 месяцам [Светлов П.Г., 1966; Тельцов Л.П., Никишов В.Н., Кудаков Н.А., 1998; Тельцов Л.П., 2007], мы изучили влияние живой массы в постнатальный период на завершающем этапе половой зрелости (в 12 мес.).
Целью данного исследования было определить оптимальную величину живой массы телок с высокой кровностью по голштинсой породе (>91%) при выращивании в завершающий период полового созревания (12 мес) и при первом плодотворном осеменении на продолжительность жизни, удой и сохранность за три лактации. Для выполнения данной работы был проведен ретроспективный анализ данных по 7171 корове сельскохозяйственного предприятия Белгородской области.
Из 7171 животных, включенных в анализ, в возрасте 13-14 мес было плодотворно осеменено 7,3%, в 15-16 мес – 42,4%, в 17-18 мес – 39,0%, в 19-20 месяцев – 7,8%, в 21-22 мес – 3,5% (табл.1). Живая масса в 12-месячном возрасте у животных, плодотворно осемененных в 13-14 мес, с высокой степенью достоверности была большей, чем у телок всех групп старшего возраста, а при первом плодотворном осеменении — достоверно меньшей. Живая масса при первом отеле коров не имела различи по возрастам первого плодотворного осеменения.
У животных, плодотворно осемененных в возрасте 15–22 мес достоверного различия по удою между группами не отмечено (7840–7995 кг), но превосходство этих животных в сравнении с удоем коров, первый раз плодотворно осемененных в 13-14 мес, было достоверным. Однако сервис-период у наиболее рано осемененных животных (13-14 мес.) был достоверно меньшим на — 16–31 день, что и явилось причиной разницы в удое по первой лактации.
Miglior et al. (2017); Wasana et al. (2015) считают, что конформационные признаки с генетическими можно контролировать в раннем возрасте, весьма показательна в этом отношении, в качестве косвенного признака долголетия, является первая лактация. Исследование 36 663 словенских бурых коров показало, что долголетие положительно генетически коррелирует с 305-дневным надоем молока первотёлок (r= 0,23) [Jenko et al., 2015]. Молочные коровы имели более длительный срок службы и более высокую продуктивность молока за период использования, если суточный удой первотелок в период раздоя был менее 30 л [Haworth et al., 2008].
Для ответа на вопрос, какой должна быть оптимальная живая масса телок на завершающем этапе полового созревания, мы провели анализ этого показателя у животных с разным возрастом первого плодотворного осеменения (табл.2). Установлено, что 8,1–11,0 тыс. кг молока за первую лактацию можно получить от животных, осемененных в 13-14 мес, при живой массе в 12 мес 353–361 кг, у осемененных в 15-16 мес – 338–347 кг, в 17-18 мес – 329–344 кг, в 19-20 мес 326– 331 кг и в 21-22 мес – 325–329 кг.
Следует отметить, что у телок, осемененных в 17— 22 мес, живая масса в 12- месячном возрасте (по соответствующим градациям величин удоя на первой лактации) была одного порядка, и снижение интенсивности выращивания телок к 12-месячному возрасту, относительно представленных величин ее при осеменении в 13—16 мес, вела к «передержке» телок до плодотворного их осеменения.
Установлено, что интенсивно выращенные телки и осемененные в 13-14 мес по величине удоя по первой лактации при меньшем сервис-периоде в целом не уступали животным менее интенсивно выращенным и осемененным в возрасте 15— 22 мес.
Но объективно более важна величина удоя за три лактации, поскольку при трех лактациях предполагается четыре отела, что оптимально требуется для воспроизводства основного стада. Суммарный удой за три лактации, в градациях его по первой лактации от 5,1 до 10,0 тыс. кг у коров разного возраста первого плодотворного осеменения, не имел достоверной разницы, но при удое по первой лактации 10,1–11,0 тыс. кг у коров, первый раз плодотворно осемененных в возрасте 15-18 мес, суммарный удой достоверно был больше, чем у коров, как более рано осемененных (в 13-14 мес), так и более поздно (в 19-22 мес) осемененных (табл.3).
Однако не все коровы, введенные в основное стадо, живут три лактации. В настоящее время средний возраст коров молочных стад находится на уровне 2,6–2,8 отелов. Проблема сохранности коров за три лактации (табл.4) осложняется при удое коров по первой лактации выше 7,1 тыс. кг молока, и это более негативно проявляется у коров, плодотворно осемененных младше 17 и старше 18 мес, причем последние при удое по первой лактации 10,1 –11,0 тыс. кг не доживают до третьей лактации, поэтому суммарный удой их ниже (в табл.3: 20,8–20,5 тыс.кг).
Ряд исследователей также обнаружили отрицательную зависимость между продолжительностью использования и объемом производства молока от коровы [Mirhabibi et al., 2018; Bieber et al., 2019], что, по их мнению, указывает на то, что высокопродуктивные коровы имеют высокий энергетический метаболизм и быстрее изнашиваются.
На протяжении нескольких десятилетий в отечественных молочных стадах подбор быков-производителей к маточному поголовью проводился при повышении кровности по голштинской породе и по принципу ожидания: чем выше кровность и продуктивность женских предков производителя, тем выше улучшающий эффект от его использования.
В последние десятилетия исследователи отмечают, что выносливость голштинских коров ухудшилась и арсенал стандартных приемов, позволяющих ее 38 повысить, исчерпан. [Dezetter C., Boichard D., Bareille N., Grimard B., LE Mezec P., Ducrocq V., 2019].
Продуктивному долголетию и воспроизводству голштинских коров стало уделяться в мире все большее внимание. [Miglior, F., B. L. Buir, and B. J. Van Doormaal, 2005].
Анализ, выполненный нами по 16722 выбывшим коровам в течении 20 лет сельскохозяйственного предприятия Белгородской области, показал, что, с увеличением кровности коров по голштинской (ГШ) породе от 50% до 97%, отмечалось достоверное увеличение удоя коров по первой и наивысшей лактациям. Суммарный удой за период использования был максимальным при удое по наивысшей лактации на уровне 6,5 тыс.кг, при увеличении кровности до 75% – он снизился, с увеличением кровности по голштинам до 88% – отмечен рост удоя за период использования, но при дальнейшем увеличении кровности по голштинам до 97%, этот показатель не изменился.
Однако с увеличением кровности по голштинам, при увеличении удоя по первой и наивысшей лактациям, отмечалось резкое падение продолжительности использования коров.
Увеличение удоя по первой лактации на каждые 100 кг вело к сокращению продолжительности использования коров на 0,14 отела (табл.5).
Таким образом, с целью увеличения сохранности коров черно-пестрой породы, имеющих высокую кровность по голштинам, при получении за три лактации от 20,4 до 31,8 тыс.кг молока, тёлок целесообразно осеменять в 15-16 мес 39 при живой массе к этому возрасту не менее 412 кг при условии достижения ее величины к 12-месячному возрасту 327–347 кг, при осеменении телок в 17-18 мес живая масса должна в этом возрасте быть не ниже 426 кг, но и к 12 мес она должна составлять тогда 316 – 344 кг.
Проблема сохранности коров за три лактации усугубляется при удое коров по первой лактации выше 7,1 тыс. кг молока, и более негативно это проявляется у коров, плодотворно осемененных младше 17 и старше 18 мес, причем последние при удое по первой лактации 10,1 –11,0 тыс. кг не доживают до третьей лактации и имеют меньший суммарный удой.
Увеличение кровности коров по голштинской породе от 50% до 97% способствовало увеличению удоя коров по первой и наивысшей лактациям, но вело к сокращению продолжительности продуктивного долголетия с 6,8 отелов (при 50% кровности ГШ) до 3,6 отелов (при кровности по ГШ 97%).
Соавторы материала:
Левина Г.Н. – доктор с.х. наук, ВИЖ им. Эрнста
Зелепукина М.В. – кандидат с.х. наук, ВИЖ им.Эрнста