Продажа активов Danone в России многими приветствуется
Сразу же после вторжения в Украину транснациональные корпорации FMCG должны были быстро решить, что делать со своими активами в России.
Некоторые довольно быстро объявили, что уходят с рынка. Другие заявили, что приостановят свои инвестиции в Россию, но сохранят производство и продажу определенных продуктов питания, что вызвало резкую критику, и продолжают работу.
Danone была компанией из «второго лагеря», остановив инвестиции в марте, но сохранив производство и распространение продуктов, которые, по ее словам, были необходимы «для удовлетворения основных потребностей местного населения в продуктах питания».
В пятницу французский гигант сделал новое заявление, заявив, что отказывается от своего молочного и растительного бизнеса в России, что обойдется компании в 1 млрд евро (984,1 млн долларов США).
Danone не подтвердила дальнейшую информацию о своих планах по выходу с рынка или о том, будет ли бизнес передан местному руководству, назвав это «передачей эффективного контроля». Вероятно, будет осуществлена какая-то продажа, либо полная продажа, либо, возможно, ситуация, когда Danone сохранит какую-то долю. Другой вопрос, получит ли компания в нынешних условиях достойную цену — даже за активы, которые, согласно годовому отчету Danone за 2021 год, включают 12 производственных площадок.
Владелец брендов «Алпро» и «Активиа» намерен продолжить работу в России в сфере специализированного питания, в том числе детских смесей. Эта позиция не удовлетворит некоторых участников кампании, которые хотят полного ухода крупного бизнеса из России.
Тем не менее, помимо этических дебатов, аналитики, освещающие уход Danone, приветствовали решение компании в значительной степени уйти из России, даже несмотря на то, что на ее бизнес здесь приходилось 6% годовых продаж (четвертое место в списке рынков компании) и даже если этот шаг, похоже, будет стоить дорого.
«Россия явно является активом, из которого они должны были выйти», — сказал Пьер Тегнер, аналитик брокерской компании Oddo BHF, в своем сообщении, передает Reuters. — «Это не только потому, что подразделение в России — низкорентабельный бизнес с плохим ростом. В основном это связано с тем, что за последние 11 лет этот актив сильно отвлекал высшее руководство».
Danone добилась больших успехов в России еще в 2010 году, объединив свой молочный бизнес в стране с местным игроком «Юнимилк» и первоначально получив контрольный пакет акций этого бизнеса. Однако в течение года Danone столкнулась с вопросами о своей стратегии в России на фоне замедления продаж и снижения рентабельности. К 2016 году компания перестроила свой бизнес, прекратив производство на двух фабриках, чтобы попытаться еще больше повысить продажи и прибыльность. Еще в 2019 году тогдашний генеральный директор Эммануэль Фабер описывал «долгосрочный большой потенциал» России, хотя и с «низкой базы».
Тем не менее, недавние геополитические события только усугубили трудности ведения бизнеса на рынке, который, по мнению отраслевых обозревателей, в любом случае является сложным для западных компаний. А на дне инвестора в марте этого года недавно назначенный исполнительный директор Антуан де Сент-Аффрик заявил, что Danone рассмотрит возможность продажи «неэффективных» активов, если ситуация с активами не сможет быть «исправлена», и упомянул бизнес в России как один из тех, которые находятся «не на уровне». Финансовый директор Юрген Эссер, подчеркнув, что у Danone «довольно большой бизнес в России», сказал, что его рентабельность «ниже среднего показателя по компании».
День инвестора состоялся всего через несколько дней после того, как российские войска вошли в Украину, и, отвечая тогда на вопросы аналитиков о том, что Danone планирует делать там со своим бизнесом, де Сен-Аффрик сказал, что «все варианты на столе». Теперь ясно, какой вариант был выбран.
«Это был неэффективный бизнес еще до того, как Россия вторглась в Украину», — прокомментировал Just Food Бруно Монтейн, аналитик европейского пищевого сектора американской группы управления инвестициями Alliance Bernstein. «Сочетайте с этим вторжение в Украину — в этом, вероятно, и заключается весь моральный вопрос — и есть еще и третья проблема, с которой нужно считаться, даже если вы готовы и не возражаете против ведения бизнеса в России: вести бизнес в России крайне сложно, особенно для западной компании, с точки зрения получения продуктов и работы с людьми. Поэтому, наверное, на данный момент лучший вариант сейчас — уйти».
Danone сохранила свой бизнес по производству специализированного питания в России. Этот термин используется для описания продуктов питания, таких как детские смеси и продукты для лечения заболеваний. В России подразделение в основном продает детские смеси, и в 2021 году на его долю приходилось около 10% продаж в стране.
«Детское питание обычно является хорошим бизнесом, в котором Danone преуспевает во всем мире. Это также важно, и в мире не так много производителей высококачественной продукции, я понимаю, почему они еще не отказались от этого, но время покажет, смогут ли даже они это продолжать», — говорит Монтейн.
В более широком смысле решение отказаться от значительной части интересов Danone в России является первой крупной корпоративной продажей, которую компания предприняла с тех пор, как де Сент-Аффрик возглавил компанию в сентябре прошлого года. Было бы удивительно, если бы это было последнее избавление от наработок.
«Я думаю, что это признак грядущих событий и показатель того, что для Danone больше нет священных коров при новом руководстве и совете директоров», — сказал Джон Кокс, глава отдела европейских потребительских акций французской группы финансовых услуг Kepler. — «Он будет отдавать приоритет высокодоходным и растущим предприятиям, и я ожидаю увидеть выход из товарных частей молочного бизнеса — работы с питьевым молоком, включая органическое молоко, а также других подразделений, включая, возможно, его отель Evian и гольф-курорт, а также из сегмент детского питания».
Источник: just-food.com