Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Послевкусие от выставок и фабрик – что остается в сухом остатке?

Источник: The DairyNews
EN RU
Размышления в самолете: посещение выставок, конференций и фабрик.
Дмитрий Докин
Дмитрий Докин
Председатель совета директоров «Шин-Лайн»

— Безусловно, важно изучать и понимать рынок, как своего продукта, так и, по возможности, всех его смежных категорий – пути их развития очень часто пересекаются и иногда извне дают понимание трендов собственных продуктов. У мороженого - это напитки, снеки и достаточно много из импульсной молочки. Да, это очень хорошая практика – иметь широкий кругозор, но… маркетингу зачастую не хватает сил и на свои продукты, к тому же много текущей работы, да и злобные конкуренты опять на рынке недоброе задумали и нужно срочно предпринимать что-то в ответ.

— Конечно, нужно посещать и все отраслевые выставки, их много, они становятся все больше и многообразнее, но… как вам там откопать алмаз в этой громадной груде отсева? На выставках более тысячи стендов и на многие тебе нет времени остановиться даже на минуту. У нас есть узбекский коллега, который следует за нами по всем выставкам, но его продуктовый портфель почему-то годами не меняется.. Как сказал он один раз вечером: «У меня после 30 стендов стало рябить в глазах от однообразия представленных продуктов». Наверное, в том и суть – увидеть разнообразие, которое на первый взгляд совсем неочевидно и неоднозначно.

— Бесспорно, весьма полезно участвовать в конференциях, но чьи мысли и выкладки стоит послушать, а кого пропустить за ненадобностью, причем вторых будет не менее 80%?

— Хорошо изучать презентации о трендах, но многие из них будут для вас бесполезны – на наших национальных рынках несколько иные тенденции и традиции, их можно смотреть как пример, но потом, основываясь на локальном понимании рынка – идти своим путем.

— Необходимо ездить по разным рынкам и изучать новинки, но какие из Новинок там успешные, а какие нет – это ведь не указано на этикетке товара, а местный NielsenIQ вам не доступен.

— Полезно говорить с европейскими компаниями R&D в мороженом, но подобные вопросы им задают все визитеры, и они откровенны далеко не со всеми. Продуктивно самим проводить глубинные интервью, исследования в фокус группах и тестирование различных продуктов, но немногие этим заморачиваются. Да и простой вопрос: «Кто из 183 производителей мороженого РФ делает хотя бы самую простую работу по анализу рынка?»

— Интересно посещать фабрики мировых лидеров отрасли мороженого, но… кто тебя к ним с улицы пустит? Недавно я писал о посещении 4х главных фабрик мира – не думаю, что кто-то еще там был из России. Словом, нужны годы работы на зачетку, чтобы спустя много лет мировые Гуру с тобой говорили если не на равных, то хотя бы не откровенно – сверху вниз.

Выставочное разноцветие мира

В течение календарного года проходит множество выставок по мороженому в разных странах и континентах, и во многом все они очень похожи, но каждая при этом имеет свои особенности. На Anuga (Кельн) едут те, кого интересует производство частных марок – там собираются самые эффективные производители продуктов питания; на Sial (Париж) едут больше именно в Париж, ибо сама выставка ничем особым не отличается от других; Ice Show в Чикаго утратило свою мощь, которой привлекало весь мир еще 10 лет назад и превратилось в местечковое собрание некоторых энтузиастов; на Ice cream Festival в Йокогаме (Япония) со стороны почти невозможно попасть, но, наконец, попав внутрь, ты понимаешь, что никто не собирается с тобой делиться – ты чужой на этом празднике холодного лакомства: традиционалисты Японии трепетно хранят все тайны волшебства мороженого; выставка Gulfood в Дубае больше всего интересует поклонников современного Востока, а любая китайская выставка – это больше хлопот и надежд, чем реальных результатов по освоению рынка Поднебесной.

Выставка Sigep в Римини

На фоне всего сказанного Sigep в Римини стоит особняком. С одной стороны, это не лучшая часть Италии по сравнению с Тосканой, Амальфией, Сардинией и прочими гастрономическими и туристическими мекками – аэропорт напоминает шумный перекресток всех немыслимых чартеров со всей суматохой и беспорядками – словом, в первый раз мы очень долго туда собирались и пытались себя настроить на позитивный лад: что можно увидеть в этой деревне, да еще и в январе? Но… эмоции и настрой начинает разительно меняться сразу после входа на выставку. Таких больших многоэтажных стендов с террасами и антресолями, с большими интерактивными экранами, красивым оборудованием, такого немыслимого сочетания мороженого из рук множества улыбающихся моделей – нет нигде в мире! В Италии даже в январе все дышит летом, праздником и ароматом веселья – тебе с утра до вечера рассказывают о новинках мороженого и ингредиентов, технологий и оборудования, и ты делаешь иногда перерывы между дегустациями мороженого, чтобы зайти в другие павильоны, но и там тебя опять «накрывают с головой» ароматы кофе, пряные вкусы шоколада и других десертов, пицца прямо из дровяной печи, великолепие сыров и бокалы вина от итальянских друзей на стендах, которые с выставки по вечерам перемещаются в прибрежные рестораны, без устали говоря вновь и вновь о продукте, новом сезоне и летнем настроении.

Итальянские корифеи Gelato

«Вешалка» этой выставки начинается с корифеев итальянского Gelato, как и всего традиционного мороженого мира – с компаний, выпускающие «основы мороженого» или на профессиональном языке «Пасты», которые и придают мороженому глубину вкуса, необходимую структуру и непередаваемый натуральный аромат. Таких компаний здесь десятки, их площадь стенда занимает от 300 до 1500 м2 и каждый без устали расхваливает свой продукт. Мы начинаем с «PreGel» (год создания 1967), нас встречает глава компании седовласый мужчина 85 лет Luciano Rabboni –многолетний друг Андрея Шин, нашего президента «Шин-Лайн». Несмотря на то, что с нами был и молодой менеджер, минут 10 говорил только Лучано, эмоционально рассказывая о новинках, а на мой вопрос: «Зачем вам новый продукт Chicco «Безалкогольное вино с мелкими кусочками льда?», он с неподдельным удивлением на лице ответил: «Ты не можешь останавливаться и топтаться на месте – каждый день ты должен думать о новых продуктах!». От них мы перешли к «МЕС 3», компания которая частью вышла из «PreGel» несколько лет назад, но уже имеет самый большой стенд, кучу поклонников и модный слоган: «Мы создаем мороженое завтрашнего дня», там одних фисташковых паст было более 10 видов, но калькуляция цены одного шарика мороженого scooping должна обходиться потребителю в 200 рублей. Рассуждать о пастах мы продолжили на этом стенде с Антоном из «Ренны» – он не без основания считает свою смесь «фисташки» лучшей в РФ: «Все пользуются ароматикой, а мы пастой», но пропасть до итальянской «фисташки» пока еще очень большая и, наверное, весь вопрос в отличии самих паст – итальянских и иных. А когда мы встретились с Дмитрием из «Колибри» на стенде «LeoGel», он тоже посетовал, что такие продукты и цены пока только для Москвы, да и то – в некоторых ее туристических точках.

Печенье к чаю и мороженому – разные продукты!

Еще в 2003 году собственник итальянской «FoodInvest» объяснял нам разницу между печеньем к чаю и для мороженого: «Не смотрите, что они внешне похожи – для мороженого печенье должно соприкасаться с молочной смесью и не размокать, должно находиться в замороженном состоянии и не становиться «деревянным» – и мы потратили много лет исследований, чтобы найти правильную рецептуру. Сейчас она подходит для сахарного, для американского, для брауни и других печений – поэтому мы продаем по всему миру: в Швейцарию, Норвегию и США». Спустя 20 лет уже не стало итальянской «FoodInvest», но другие итальянцы из «Salpa» поставляют нашим прибалтийским коллегам из «Food Union», все довольны, но оно в 2,5 раза дороже отечественного – поэтому пока это остается уделом европейских мороженщиков, а отечественным кондитерам нужно еще постигать итальянские секреты.

Стабилизационные системы – сердце мороженого

Для того, чтобы мороженое не так быстро таяло используются различные стабилизационные системы. В советское время использовали картофельный крахмал – но он несколько скрипит на зубах, есть цитрусовые волокна и яичный желток – но его могут позволить себе только мороженое супер-премиум. Современные стабилизационные системы более сложны и включают в себя «Камедь рожкового дерева», «Гуаровую камедь», «Карбокси метил-целлюлоза» и др. Первая более натуральная, но за последние годы цена то росла в разы из-за проблем с транспортировкой, то падала из-за падения спроса при большой цене. Сейчас каждый решает, что для него важнее – натуральность, качество или цена. Мы не поленились и съездили с выставки в швейцарский и словенский офисы профильных компаний, чтобы решить этот вопрос и для себя.

Встречи с коллегами

На любой большой выставке не обходится без семинаров и мини-собраний. Заранее мы попросили немецких коллег подготовить информацию по европейским и мировым рынкам по динамике развития СТМ в мороженом – в РФ СТМ катастрофически растет и вызывает у всех опасение, кроме того, у нас замедлился рост семейного сегмента, который является хорошим драйвером роста всей категории мороженого. Немецкие коллеги немного упокоили: в Восточной и Западной Европе нет роста СТМ, а есть даже небольшое падение; при этом семейный сегмент растет в Восточной, Западной Европе, как и во всем мире тоже.. Кроме того, у нас получился интересный разговор в Милане с Олегом Бериевым бывшим руководителем креативного агентства «Mildberry», кто еще в 2011 разрабатывал бренд «Сарафаново» для Food Union и потом он стал совместным брендом Х5 и FU – все-таки бренд не откровенная СТМ и надо это брать в учет. Все подробности и инфографику мировой динамики СТМ по сравнению с российской мы предоставим на очередной годовой презентации «Рейтингов» отрасли мороженого.

Достаточно интересной оказалась дискуссия по многолетнему вопросу: У «Froneri» достаточно успешная коллаборация с брендами кондитерского короля «Mondelez» (Oreo, Milka, Alpen Gold и другие), насколько большой риск, что «Mondelez» сам пойдет в мороженое, ведь несколько лет назад он уже собирался? Или «Mondelez» найдет другого мороженщика и заключит контракт с ним? Каждый год называют кучу аргументов «За» и «Против» – в этом году я услышал новенькое от польского аналитика: «Froneri» платит за лицензию «Mondelez» с каждой своей проданной штучки мороженого. «Froneri» – второй игрок в мире и продает миллиарды этих штучек. Никто, ни «Mondelez» самостоятельно, ни иной игрок мороженого в мире не сможет продавать даже в 3 раза меньше – объемы будут отличаться на порядок! «Froneri» может и дальше спокойно развивать этот контракт.

Немало было копий сломано по мороженому Ferrero – они, начав лишь в 2019 г, уже 6 игрок в мире, имеют фабрики в Испании, Италии и США и сохраняют большие амбиции на лидерство. Тут не замолкают два типа аргументов: «Они не смогли повторить кондитерский вкус в мороженом, закопать!» против «Кто в мире лучше Ferrero в вопросах маркетинга и РнД?»

Маркет визит

Находясь в Словении мы на день устроили Маркет-визит, чтобы понаблюдать за сегодняшней борьбой двух лидеров Leon (Словения) и Ledo (Хорватия и Сербия) – оба очень технологичны и современны; один крут в протеиновой линейке, другой – в разнообразии вкусов; оба давно освоили мульти-паки и технологию жидкого азота; они сражаются на локальных рынках и делают СТМ другим странам Европы. Мы следим за ними уже несколько лет и у каждого из игроков бывшей Югославии можно чему-то поучиться

Перед вылетом

По дороге в аэропорт мы потратили день и заехали ко всем значимым производителям оборудования в Италии – они словно выстроились в линейку от выставки до Милана: «Gatta 27», «Laif», «Teknoice». Каждый завершает линии для заказчиков перед сезоном, хвастается своими техническими новинками и готов поставлять оборудование. Они все хороши, но крутые до сих пор только два датских производителя оборудования – «Gram» и «Tetra-Pak».

После Римини ты возвращаешься другим – с новыми мыслями и идеями, а также с уже летним настроением, поэтому можно сказать, что туда едут за эмоциями и позитивным зарядом перед новым наступающим сезоном мороженого.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
13.12.2024
The DairyNews.ru обратился к экспертам, чтобы узнать из первых рук о реакции производителей молока и переработчиков на очередное непопулярное решение Минсельхоза РФ. Игроки молочной отрасли считают, что практика, когда задним числом вводятся ограничения по обслуживанию кредитов, делает рынок непредсказуемым, ставит крест на инвестиционной активности, и, следовательно, лишает бизнес будущего.
Читать полностью