Поражение на всех фронтах
Обычному человеку это трудно понять: в условиях, когда резко обострилась проблема инфляции, самой обсуждаемой наверху экономической темой стала стратегия социально-экономического развития до 2020 года.
Только за первую неделю апреля темп прироста потребительских цен составил 0,5%, что в 2,5 раза больше по сравнению с последней неделей марта. Слышать о том, как здорово мы будем жить через 12 лет, в условиях, когда власти на Сахалине всерьез заговорили о введении талонов на хлеб для защиты беднейших слоев населения от роста цен, по меньшей мере странно. Люди вообще-то хотят жить достойно уже сегодня.
Между тем находящаяся в разработке с октября 2007 года правительственная программа антиинфляционных действий до сих пор не принята. В условиях повышенных ценовых рисков промедление крайне негативно сказывается на усилиях по сдерживанию инфляции. В результате принимаемые решения (к примеру, продление экспортных пошлин на пшеницу и ячмень до 1 июля 2008 года) носят несистемный характер, а потому рассчитывать на их эффективность не приходится.
По сравнению с осенью 2007 года мы не только не снизили планку инфляционных ожиданий, а, напротив, реально ухудшили и продолжаем ухудшать ситуацию. Денежное предложение на внутреннем рынке уже значительно увеличилось и в ближайшее время еще больше возрастет. Ряд госкорпораций уже разместили на банковских депозитах сотни миллиардов рублей. К примеру, общий объем размещаемых временно свободных средств Российской корпорации нанотехнологий (Роснанотеха) и Фонда
ЖКХ составит 340 млрд рублей. Роснанотех уже разместил 130 млрд рублей на депозитах коммерческих банков. Одновременно в практическую плоскость переведено и решение вопроса о передаче средств госкорпораций в доверительное управление, что опять же увеличит денежное предложение.
В ближайшее время следует ожидать масштабного размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах. Это стало возможным с принятием Постановления правительства от 29 марта 2008 года №227,
которым утверждены правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах. Таким образом, статья 236 Бюджетного кодекса РФ «Недопустимость размещения бюджетных средств на банковских счетах, передачи бюджетных средств в доверительное управление» оказалась фактически не соответствующей формирующейся практике.
Решение об ускоренной индексации тарифов естественных монополий, принятое при утверждении трехлетнего федерального бюджета на 2008–2010 годы и явившееся одной из причин ускорения инфляции в прошлом и начале нынешнего года, не только не было пересмотрено, но, напротив, будет усилено. Уже озвучено официальное мнение Федеральной службы по тарифам о необходимости еще более высокой индексации тарифов на железнодорожные перевозки и электроэнергию. Практика замораживания цен, объявленная как мера по борьбе с высокой инфляцией, продемонстрировала свою несостоятельность (цены на молоко за январь–март выросли на 5,7%, на хлеб пшеничный — на 8,5%, на творог — на 7,6%). Регионы самостоятельно принимают решения о «заморозке», и некоторые из них (к примеру, Санкт-Петербург) уже заявили о желании продлить действие соответствующих соглашений до конца года. Это означает, что даже если будет заявлено о формальном прекращении практики замораживания цен, реально она будет продолжаться.
Все это заставляет признать, что отмеченный в 2007 году отход от курса последовательного 8-летнего снижения инфляции продолжится и в 2008 году. Инфляция составит не менее 14%.
Да-да, именно «не менее», потому что мы можем умудриться получить и гораздо больше. Это зависит, к примеру, от того, какой в конечном счете объем денежных средств будет размещен на внутреннем рынке якобы для решения проблем банковской ликвидности. Но даже если проблема ликвидности в банковском секторе реально существует, вряд ли она является более важной для населения, чем проблема инфляции.