Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Пока ВТО не выжала соки

Источник: www.rusbiznews.ru
EN RU
Свердловские власти обещают принять адекватную стратегию развития агропрома.
Планы почти наполеоновские – до 2020 года вдвое увеличить долю местной продукции на продовольственном рынке. Сельхозпроизводители уверены, что у чиновников непростая задача – пусть медленно, но верно вытащить деревню из болота, а в своих планах им важно не скатиться до утопии.

В последние годы свердловский рынок продовольствия активно захватывали производители из других регионов. В потребительском "пироге" ценой в 420 миллиардов рублей местный кусок весьма скромен - всего 67 миллиардов. При таком раскладе разговоры о продовольственной безопасности (читай, самостоятельности) региона - пустой звук.

Первый шаг к решению проблемы – признание её наличия. В Свердловской области объявлена "мобилизация" села. Правительство призывает местных производителей отвоевывать у конкурентов свою территорию и готово обеспечить им "тыл". Цель весьма конкретная – за 7 лет удвоить долю собственных продуктов питания на рынке Свердловской области, ныне составляющую лишь 16%.

По словам министра АПК и продовольствия Михаила Копытова, для достижения поставленной задачи необходимо ежегодно инвестировать в сельхозпереработку не менее 3 миллиардов рублей и вводить в эксплуатацию от 7 до 10 крупных проектов. Премьер-министр Денис Паслер, в свою очередь, отмечает: "Нарисовать" стратегию несложно, необходимо послушать производителей, что им нужно для того, чтобы достичь заявленной цели".

Сельхозпроизводители готовы ставить перед властью задачи, но если их будут не просто слушать, но и слышать. Проблем на селе – непаханое поле. И зреть нужно в корень, то есть в сырье. Взять, например, молочную отрасль. По словам председателя Союза молочной и перерабатывающей промышленности Свердловской области Игоря Пехотина, заводы в принципе готовы ежегодно увеличивать мощности на 20%. Но чтобы их задействовать, нужно собственное сырье, которого не хватает, – в 2012 году в соседних областях закупалась едва ли не половина необходимого! "А в связи со вступлением в ВТО, у производителей будет соблазн вовсе переходить на европейское сухое молоко, которое в разы дешевле. Поэтому поддерживать животноводство, собственную сырьевую базу, действительно, главная задача", - уверен И.Пехотин.

А куда "убежало" свердловское молоко? Взглянем на цифры: если раньше в частном секторе среднестатистического села Битимка было 150 коров, то сейчас всего 5. Деревню довели до того, что местным жителям выгоднее купить молоко в магазине, чем держать буренку.  Как рассказал руководитель одного из сельхозпредприятий, в начале 2000-х кооператив подкрепил молочное направление переработкой: тогда при себестоимости готового продукта в 1 рубль цена реализации составляла 4 рубля. Нынешняя арифметика: чистая себестоимость молока – 15-16 рублей, с коммерческими затратами (упаковка, доставка) – 24 рубля, а продает его хозяйство за 25 рублей. Пойди поживи на рубль!

Проблема в том, что жизнь дорожает в разы, а финансовый объем поддержки села остается на "замороженном" уровне. Уже несколько лет субсидия по тому же молоку составляет 3 рубля за литр, хотя корма только за последний год подорожали вдвое. Аграрии считают разумным, чтобы объем поддержки сельского хозяйства ежегодно корректировали хотя бы на официальный уровень инфляции.

По словам председателя свердловского Союза производителей и переработчиков картофеля и овощей Виталия Дунина, одна из главных проблем в овощеводстве на сегодняшний день – зависимость от импорта семян. Россия практически полностью сидит на семенном картофеле из Евросоюза, по овощам 100% зависимость. Запрет на их ввоз, о чем не раз заикался Россельхознадзор, обрушит отечественное овощеводство. "Без семенного картофеля из-за границы мы выкрутимся год, по овощам сразу всё остановится", - подчеркивает он.

Возглавляемое Дуниным ЗАО "Агропромышленный комбинат "Белореченский" совместно с ООО "Картофель" и Уральским НИИ сельского хозяйства презентовали областному премьеру бизнес-план по созданию селекционного центра, который позволит на половину и более отказаться от импорта семян. Стоимость проекта – 300 миллионов рублей, его авторы рассчитывают получить по 30% этой суммы из федеральной и областной казны. Денис Паслер пообещал, что проект не будет положен "под сукно" и его представят российскому правительству. При благоприятном стечении обстоятельств селекционный центр начнет работу уже в 2015 году.

Другая немаловажная проблема – ценовые скачки: в условиях рыночной экономика богатый урожай оборачивается бедой для сельхозпроизводителей. При перепроизводстве продукцию им приходится продавать ниже себестоимости. "Мы до сих пор "проглатываем" убытки 2011 года, когда хорошо уродившийся картофель уходил с полей по 5-7 рублей за килограмм, морковь - по 5-6 рублей, а капуста вообще вернулась к показателю 1992 года - 3 рубля", - сетует Виталий Дунин. В форс-мажорных обстоятельствах, по его мнению, аграрии нуждаются в компенсации прямых затрат, чтобы пережить трудные времена. По такому пути в 2011 году, в частности, пошла Тюменская область.

Следом встает другой вопрос – нехватка овощехранилищ "с холодом", которые бы помогли сохранить качество сельхозпродукции вплоть до нового урожая. Задача по их вводу посильна, если бы власти компенсировали 40% затрат, отмечает В.Дунин. Премьер-министр предложил подключить к решению проблемы министерства промышленности и строительства: "Необходимо строителей, которые специализируются на возведении промышленных объектов такого рода, заинтересовать перспективами новых строек". Паслер призвал глав муниципалитетов, где наиболее развито овощеводство, готовить документы на участие в целевых программах по строительству хранилищ.

Молоко и овощи – полбеды Свердловской области. Наиболее аховая ситуация в мясном животноводстве. Здесь даже не надо ходить за примером в Европу – его подают соседи по УрФО. Если на Среднем Урале компенсации на замену оборудования в животноводстве составляют 50%, на строительство и реконструкцию помещений – 30%, то в Тюменской области бюджетный вклад  90% и 70%.

Дешевая продукция из-за границы, где поддержка АПК в разы больше, и без того стояла поперёк горла у местных производителей. Окончательно их добило вступление России в ВТО. При дисконтных зарубежных ценах у наших животноводов нет шансов на рентабельность. Все прежние усилия по подъему свиноводства и птицеводства одним махом могут быть сведены к нулю.

"Таможенные пошлины на свинину были снижены с 40% до нуля, на живых свиней с 40% до 5%, что привело к массированному импорту дешевой свинины и обвалу закупочных цен на отечественном рынке", - констатирует министр Михаил Копытов. Это при том, что российская свинина в живом весе на треть дороже европейской.

На волне двукратного подорожания кормов и падения закупочных цен на свинину на 20% отрасль попросту оказалась на грани выживания. Как заявил "РусБизнесНьюс" председатель Мясного союза Свердловской области Сергей Емельянов, без долгосрочных мер господдержки многие хозяйства разорятся. В частности, необходимы  госзакупки зерна по фиксированной цене. По мнению представителей отрасли, нужно предусмотреть залоговые закупки зерна и формирование продовольственного резерва не только на государственном, но и на областном уровне. Это даст возможность увеличивать посевы крестьянским хозяйствам и одновременно регулировать стоимость кормов. Ощущение почвы под ногами позволит аграриям строить стратегические планы.

Об этом же говорят и птицеводы, по которым ВТО также прошлась катком. Сейчас птицефабрики получают кредиты на льготных условиях: от общей процентной ставки выплату 8,5% берет на себя бюджет. Но через пару лет эта норма будет отменена, и предприятиям уже сейчас приходится сворачивать инвестпланы. "Они боятся, что потом не смогут самостоятельно расплатиться по кредитам. При этом износ оборудования составляет сегодня 50-55%. Необходима модернизация производств, чтобы сохранить конкурентоспособность", - поясняет М.Копытов.

В кризисной ситуации свердловские власти оказали нуждающимся экстренную помощь. Чтобы сохранить поголовье скота и птицы, производителей поддержали дополнительными субсидиями. Животноводам дополнительно "выписали" по 5 рублей за килограмм произведенной и реализуемой продукции, птицеводам - по 4 рубля. Выплаты рассчитываются исходя из объемов производства с января по май 2013 года.

Параллельно власти приняли и долгосрочные меры, направленные на поддержку племенного и мясного животноводства. В частности, племенным заводам будут компенсироваться затраты из расчета 7430 рублей на одно животное в год, репродукторам - 5228 рублей. В целом на поддержку этих направлений в 2013-2015 годах региональным бюджетом предусмотрено 146 миллионов рублей. Одновременно совершенствуется процесс выделения земель под строительство животноводческих ферм.

"Самое главное, чтобы сельчане ощущали стабильность. В свое время мы закупили оборудование, ждали компенсации из бюджета, а в 2009 году сменилась власть, пришел Мишарин, и нам "простили" все долги перед нами же…", - рассказывает руководитель одного из СХПК.

Теперь власти Свердловской области обещают гарантировать сельхозпроизводителям уверенность в будущем. Профильная областная программа на 2013-2020 годы призвана учесть болевые точки. В одной "упряжке" с ней будет работать Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности, которую сейчас доводят до ума. По настоянию Дениса Паслера за столом переговоров соберутся представители отраслевых союзов, ученые и чиновники, чтобы совместно принять взвешенные решения. Власти обещают взять под контроль всю "пищевую цепочку" – от поля до потребителя, регулярно встречаясь с производителями, переработчиками, ритейлерами. Весомость инвестиций в уральскую деревню жители региона в конечном счете должны увидеть на своем столе, во главе которого должно стать "наше - местное".

08.11.2024
По официальным данным, в России работают 57 аграрных вузов, проверка трех из них показала, что только 40% выпускников пошли работать в АПК. Агрохолдинги, в том числе ГК «ЭкоНива», «СТЕПЬ», вынуждены активно заниматься подготовкой студентов, чтобы хоть как-то решить кадровую проблему. DairyNews.ru поинтересовался у представителей отрасли, что не так с образованием в агровузах, каким оно должно быть с точки зрения сельхозпредприятий и чем они могут реально помочь.
Читать полностью