Подорожание по плану
Исполняется ровно год с того момента, как в Украине стартовал рост цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. А все предпринимавшиеся и предпринимаемые меры как предыдущего, так и нынешнего правительств по «обузданию цен» на внутреннем рынке имели лишь незначительный и краткосрочный эффект. Да, действительно, сегодня на украинском рынке зерна цены на 40% ниже мировых, однако по сравнению с прошлым годом они все же выросли в 2-2,5 раза. Сдержать их рост за счет введения ограничений экспорта всех видов зерновых культур и жесткого регулирования рентабельности пекарных предприятий не удалось. Основная причина фиаско — государственные меры носили явно выраженный административный характер и были направлены не на решение главных проблем, а на устрашение конкретных производителей и торговцев.
Цены на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию повышаются во всем мире. Но если в высокоразвитых странах доля продовольствия в общем индексе инфляции составляет 10-15%, а в государствах с переходной экономикой — в пределах 25-30%, то в Украине доля продовольствия при расчете индекса инфляции составляет 55%, что существенно отражается на покупательной способности среднестатистического украинца. Иными словами, отечественному потребителю гораздо труднее избежать последствий глобального повышения цен, поскольку многие наши агрорынки являются экспортно ориентированными и непосредственно связаны с теми процессами, которые происходят на мировых рынках. А после присоединения к ВТО государству придется отказаться от практики административного влияния на рынок и больше внимания уделять вопросам повышения благосостояния своих граждан и их покупательной способности. Ведь на тех рынках, где цены определенный период удерживались за счет администрирования на низком уровне по сравнению с мировыми ценами, после вступления в ВТО произойдет прогнозируемое повышение цен до мировых показателей. И зерна по $300 за тонну уже не будет, как бы того ни хотело наше правительство. Его стоимость повысится до $500, и произойти это может уже в ближайшее время.
А пока в связи с отменой квот на экспорт фуражного зерна эксперты прогнозируют рост цен на него на внутреннем рынке, что в итоге отразится на стоимости кормов для животноводческой отрасли. Впрочем, на удорожание продукции животноводства повлияет еще один фактор — сокращение поголовья КРС и свиней. К примеру, по сравнению с 1 февраля 2007 года в этом году количество свиней сократилось на 18%. То есть агробизнес считает, что в условиях принудительной стабильности цен при постоянно растущих затратах себестоимости (корма, энергоносители и т.д.) производить такую продукцию невыгодно. Поэтому стабилизационные мероприятия, осуществленные государством, дали обратный эффект — украинские животноводы сворачивают производство.
Несколько иная ситуация на рынке сахара. Последние два года цены на данный товар находятся на довольно-таки низком уровне, хотя по сравнению с мировыми они намного выше. Но в мире правит бал тростниковый сахар, который априори всегда был дешевле свекловичного. И все же на этой неделе президент группы компаний «Укррос» Сергей Федоренко публично заявил, что в апреле-мае оптовые цены на сахар в Украине повысятся на 29-37% — с нынешнего уровня 2550-2600 грн./т до 3300-3500 грн./т. То есть в рознице сахар может стоить 5-6 грн. за килограмм, что, возможно, станет весомым поводом для весенних политических спекуляций на теме «сахарного кризиса» в стране. В ситуации с грядущим подорожанием сладкого товара странным выглядит то, что его запасы на полмиллиона тонн больше, чем мы потребляем. То есть и того сахара, что имеется, у нас хватит чуть ли не на полгода, однако он все же будет дорожать. Все дело в замкнутости внутреннего рынка сахара и отсутствии его экспорта. Но более всего рост цен подстегивает прогноз резкого сокращения посевных площадей под сахарной свеклой на 15% — до 540 тыс. га. Получается, если дефицит сахара и рост цен на него в мире стимулируют фермеров в разных странах только наращивать его производство, то в Украине все наоборот — отсутствие внешних рынков сбыта и перепроизводство заставляет сокращать выпуск сладкого товара. Но столь значительное весеннее повышение цен может иметь и обратный эффект — подтолкнуть сельхозпроизводителей к расширению посевов свеклы, а осенью мы столкнемся с прошлогодними проблемами, когда перепроизводство сахара повлияло на падение его стоимости на рынке.
Сергей Гнатюк, генеральный директор корпорации «Тварынпром»:
— Прогнозировать поведение цен достаточно сложно, поскольку мы сильно зависим от различных составляющих: зерно, топливо, энергоносители, налоги, импорт. До 70% в себестоимости свинины — это стоимость зерна и комбикормов. Как всегда, правительство пытается предпринять какие-то меры для урегулирования ситуации, но нельзя постоянно давить только на производителя. К тому же планируемое снижение импортных пошлин на мясо и мясопродукты, может, и стабилизирует внутренние цены, однако в дальнейшем мы рискуем остаться без собственного производителя и говядины, и свинины.
Когда для производителей мяса закупочные цены невыгодны — поголовье вырезают, когда же цены растут, то самого поголовья уже не хватает, и нарастить его за короткий период невозможно. Не могу не сказать о вакханалии в сфере торговли. Мы продаем свинину по 13 грн./кг в живом весе, в полутушах дороже на 30% — примерно по 18-20 грн./кг. Ну и где вы видели такие цены в рознице? Меньше чем 30-35 грн./кг никто не продает.
Владимир Лапа, руководитель группы экспертов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:
— Если брать рынок хлеба и хлебобулочных изделий, то с началом уборки нового урожая и в зависимости от ситуации на мировом рынке произойдет корректировка цен на внутреннем рынке. Теоретически рост цен на хлеб можно будет приостановить, но все же украинские цены сегодня намного ниже уровня мировых. На рынке молока ситуация, если посмотреть на цены реализации сельхозпредприятий, уже несколько стабилизировалась. Буквально через месяц-два, очевидно, прекратится и рост цен на молочную продукцию, так как молпредприятиям нужно время, чтобы завершить реализацию продукции, сырье для которой закупалось по высоким ценам. То есть в среднесрочной перспективе молочники не будут повышать цены на свой товар.