Dairy Stream
до трансляции
онлайн

ПОДЛОГ в системе маркировки молочных продуктов

Источник: The DairyNews
EN RU
Контрафакт и фальсификат немногие различают даже во власти. А как раз на этом различии и сыграли свою музыку бенефициары ЦРПТ, раскрутив маховик массовой платной маркировки. В отношении молочной индустрии пока только невозможно разобрать, какой принцип из Макиавелли решили применить эти бенефициары. "Перемены прокладывают путь переменам" - в смысле немедленного ввода маркировки ноздря в ноздрю с Меркурием? Или - "делай все зло подданным сразу, а потом не зверствуй". Но, как говорила Надя из "Любовь и голуби" - "шо то зараза, шо то зараза".
Юлия Осипова
Юлия Осипова
управляющий партнер "Маслодельный завод "Уваровский"

Хочу сразу оговориться. Я имею отношение к молочной отрасли прямое и непосредственное. Но ввиду того, что нынешнее наше предприятие отличается по ассортименту от того, что мы потеряли после рейдерского захвата в 2013 году (Милини), моя заинтересованность в отмене маркировки весьма низка. Мы перестроимся на работу с другим ассортиментом и маркироваться не будем. Убить молочника дважды невозможно.

Поэтому обратите внимание, какие комментарии будут под этой статьей в течение часа-двух после ее публикации о моих истинных целях и т.д. Как мониторят боты или может реальные ЦРПТ-маркетологи, притворяющиеся обычными пользователями Яндекса, которые "предпочли скрыть свои интересы", все публикации с неприглядной стороны маркировки и тычут в незначительную формулировку объемной по смыслу статьи, в основном налегая на популизм и обвинения всех молочников в обмане потребителя.

У меня нет претензий ни к государству, ни к премьеру, ни к ЦРПТ.

У меня претензии к молочникам.

В первую очередь поражает беспрецедентное единогласие молочников. Все высказываются против, но никто не видит нашей победы: не разглядывают её, а гадают - введут или не введут. Реактивная пораженческая позиция. Многие говорят, что закроются из-за этой инициативы. Но до сих пор не нашли одного единственного железобетонного аргумента – почему маркировки в молочке быть не может. Одни и те же слова меняются местами в предложении с акцентом на то, что это просто дорого, несмотря на то, что о стоимости еще осенью 2019 уже все рассказали в Союзмолоко.

Явление перестановки слов в предложении со стороны молочников говорит также и о том, что мы не знаем наши права.


Зоны прохождения инициативы. Иллюстрация атвора.


Зоны прохождения инициативы. Иллюстрация атвора.

Маркировка, как и любая инициатива, прошла три зоны: ИДЕЯ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ. Нас переключают и принудительно перемещают на уровень ВНЕДРЕНИЯ, чтобы отвлечь от двух предыдущих, где и находится тот самый единственный аргумент в нашу пользу и слабое пустое место бенефициаров маркировки, по которому они и опасаются получить удар. Сейчас мы находимся на стыке зон легализации и внедрения.

Маркировка – это атака на молочную индустрию, потому что по сути является подлогом. Одна из скрытых целей атаки - борьба с фальсификатом методом деиндустриализации, или борьба с головной болью методом отрубания головы. Возможно, здесь же скрыта и цель монополизации по аналогии с мясом, схема работы которой хорошо понятна для предыдущего премьера.


В чём подлог в системе маркировки. Иллюстрация автора.


В чём подлог в системе маркировки. Иллюстрация автора.

Мне странно и неприятно, что я буду говорить совершенно банальные вещи.

ЗОНА ИДЕИ

Как написано на сайте Роспотребнадзора, фальсификат регламентируется федеральным законом №29-ФЗ от 02.01.2000г., а свойства контрафакта описаны в гражданском кодексе РФ (п.1 ст.1515, п. 3 ст.1519, п.4 ст.1252).

Фальсификат - это нарушение состава продукции.
Контрафакт - это нарушение прав интеллектуальной собственности или чужая этикетка.

Контрафакт - это всегда фальсификат. Иллюстрация автора.


Контрафакт - это всегда фальсификат. Иллюстрация автора.

Согласно данным Роспотребнадзора фальсифицированная продукция не всегда является контрафактной. Если сам производитель фальсифицирует свою же продукцию, – это умышленная фальсификация. В молочной отрасли существует также фальсификация производителем поневоле из-за фальсифицированного молока-сырья.

Но контрафактная продукция всегда является фальсифицированной. Роспотребнадзор однозначно заявляет, что какой-бы контрафакт ни был выявлен, он всегда является фальсификатом.

С 01 июля 2019 года контролем и борьбой с фальсификатом занимается государственная бесплатная программа Меркурий, оператором которой является Федеральный орган исполнительной власти Россельхознадзор.

Доля контрафакта по официальным данным Союзмолоко составляет менее 1% (ранее были данные о сотых долях процента).


Доля контрафакта в структуре фальсификата в молочной индустрии. Иллюстрация автора.


Доля контрафакта в структуре фальсификата в молочной индустрии. Иллюстрация автора.

Микроразмер доли контрафакта в общем фальсификате подтверждается тем, что условному нарушителю невыгодно подделывать сложные виды упаковки для низко-стоимостных молочных продуктов, как то: творожки, сырки, йогурты, молоко, кефир и т.д.

Контрафакт возможен только на дорогостоящей молочке и скорее на достаточно крупной расфасовке. Например, сыры и сливочное масло в монолитах и фольге не менее 160 г, ибо для меньшей фасовки оборудование стоит дороже. Также сказывается удобство печати поддельной этикетки на обычном офисном компьютере и принтере на самоклеящейся бумаге.


Зоны контроля Меркурия и маркировки. Иллюстрация автора.


Зоны контроля Меркурия и маркировки. Иллюстрация автора.

Таким образом, маркировка –это попытка вычленить из объемной надзорной функции государственного учреждения (Россельхознадзора) одну микро-функцию или разновидность уже контролируемого правонарушения, а именно отделить контрафакт от фальсификата, что противоречит смыслу термина и явления контрафакта по сути.

Лирическое отступление или грубая аналогия.

Автовладельцы и ГИБДД. У кого автомобили подороже, у кого подешевле: старые жигули, современные лады, паркетники, мерседесы S-класса, бентли и даже представительские автобусы. Как и молочники: у кого микроферма, у кого заводик, а у кого-то холдинги. Вернемся к машинам. ГИБДД осуществляет целый перечень надзорных функций бесплатно для всех автовладельцев и водителей. И вот, придумали бы там такую схему: государственные камеры, могут контролировать только остановку в неположенном месте, пересечение сплошной и т.д. А вот контроль скорости решили бы полностью отдать частной компании с мобильными камерами-ловушками на дорогах. Но условием передачи им тотального контроля скорости было бы установка в каждом автомобиле от жигулей до бентли специальной приблуды, которая по стоимости составляет 50% стоимости одной Бентли или стоимость пятнадцати жигулей. Эту приблуду купить можно только у определенного продавца. Её должен поставить себе каждый автовладелец для того, чтобы его контролировали и штрафовали за превышение скорости простые граждане через смарт-фон! Причем каждая поездка должна быть изначально платной для автовладельца. И это было бы своеобразным методом борьбы с пробками на дорогах путем уменьшения количества машин таким образом.

Кому такое можно продать? А молочникам можно, потому что у них там все очень сложно и непонятно с технологией.

Таким образом, такой подход является ничем иным, как «борьбой» ЦРПТ с нефальсифицированным контрафактом, ибо зачем бороться с фальсифицированным, если им уже занимается Меркурий.

Представим себе правонарушителя, который под чужой этикеткой делает высококачественный товар, соблюдая все предписанные нормы. Еще сложнее представить себе правонарушителя, который смог подделать сложную пластиковую упаковку, которая часто бывает очень индивидуальной, особенно для десертной молочной группы. Если такой нарушитель в природе имеется, то интересантом борьбы с ним может выступать только легальный производитель, терпящий убытки от незаконного использования его наименования или торговой марки. А это уже совсем другая правовая история, имеющая других потерпевших и другого виновного, и точно не требующая принуждения.

Микрофункция, раздутая до уровня законодательства, требует агрессивного пиара. "Слон из мухи" - девиз ЦРПТ. Ибо кому придет в голову пиарить функции государственного контроля? Представьте себе, ГИБДД рекламирует камеры скорости с девизом: "Наши камеры скорости рассчитают Ваш штраф за превышение скорости до копейки!"

ЗОНА ЛЕГАЛИЗАЦИИ

Какими способами государство может бороться с правонарушениями? Это регламентирование, информирование, контроль/надзор, поимка и наказание, создание условий для отсутствия нарушений.


Ниши государственной борьбы с правонарушениями. Иллюстрация автора.


Ниши государственной борьбы с правонарушениями. Иллюстрация автора.

Каждое надзорное ведомство имеет достаточно регулирующих документов. Можно уверенно считать, что все участники рынка хорошо осведомлены о том, что правонарушением является, а что нет. Ниша контроля производителя и участника молочного рынка в настоящее время уже перегружена. Кто только ни проверяет молочников: Роспотребнадзор, Россельхонадзор, Санэпидемнадзор, Трудовая инспекция, Технадзор и т.д. ЦРПТ лезут именно в переполненную нишу контроля.

Тотальный контроль приводит к полной потере контроля по законам жизни.

С обнаруженными нарушениями у нас борются неудовлетворительно, а то и вовсе формально. А что касается создания условий для работы без фальсификата, таких как, например, работа государственных социальных структур только напрямую с производителями и т.п., то эта ниша совершенно свободна.

Что мы знаем о своих правах, уважаемые коллеги?

Нововведение называется "Обязательная маркировка молочной продукции". То есть это по сути обязательный контроль участников рынка на нарушение прав интеллектуальной собственности. Обязательный контроль во всех встретившихся формулировках и толкованиях подразумевает исключительно контроль государственными органами или государственный контроль.

Наши права при осуществлении над нами государственного контроля охраняет Федеральный закон N 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ».

Основные принципы этого закона в части защиты прав юрлиц при осуществлении государственного контроля подробно прописаны в статье №3:

п. 2 - презумпция добросовестности юридического лица;

п. 5 - недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица проверок исполнения одних и тех же требований несколькими органами госконтроля, - в случае с молочной отраслью это правило нарушается, поскольку (повторю!), что контрафакт - это всегда фальсификат, а на фальсификат нас уже контролирует Россельхознадзор с помощью Меркурия.

п. 8 - недопустимость взимания платы за проведение мероприятий по контролю, - в случае с молочной отраслью это правило нарушается, поскольку была заявлена стоимость марки для производителя/импортёра 60 копеек с учетом НДС.

Федеральный закон 210-ФЗ от 27.07.2010г. "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по сути определяет, что оказывать платные госуслуги могут только госорганы, и никакие иные организации. Также обращение за платной госуслугой, как правило, носит заявительный, а не принудительный характер. Полученные от оказания услуги средства должны идти в бюджет государства.

Федеральный закон N 212-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об основах общественного контроля" и так уже позволяет любому гражданину беспрепятственно обратиться в любое ведомство, в компетенции которого находится контроль и надзор, и предъявить свои жалобы или претензии.

Ввиду того, что система маркировки противоречит многим действующим законам и постановлениям в РФ, ее вывели, то есть пока исключили, из-под действия этих законов Постановлением Правительства Медведева.

Таким образом, на этом можно заканчивать статью, поскольку сформулирован один единственный аргумент против маркировки:

Контрафакт - это всегда фальсификат, который уже контролируется Россельхознадзором с помощью системы ФГИС ВетИС "Меркурий". Согласно закону №294-ФЗ от 26.12.2008 года не допускается проводить в отношении одного юридического лица проверок исполнения одних и тех же требований несколькими органами госконтроля.

Но поскольку это плохая статья, и Вы обязательно узнаете об этом в комментариях, то я еще пробегусь по зоне внедрения маркировки.

ЗОНА ВНЕДРЕНИЯ ИЛИ "ФОРМОШЛЁПСТВО".

Основная причина того, что разработанная ЦРПТ программа сама по себе подлог или фальсификат, – это алгоритм регистрации в системе. Легализация фантома и злоумышленника происходит методом простой регистрации, то есть подачи заявления. Такая "фича". Это как прийти в полицию и сказать: "Я не крал и поэтому удалите меня из розыска". А полиция так и сделает по простому письменному заявлению. Такой "опенсорс".

Этот же способ регистрации предусмотрен в Меркурии, для чего необходимо предоставить в Территориальное Управление Россельхознадзора сведения об организации/ИП, сведения о местах осуществления деятельности (производство, переработка, хранение, реализация), сведения об администраторе.

Хоть Меркурий является обязательным для участников молочного рынка, по сути он остается добровольным в плане правдивости вводимых данных. А значит, некорректные или фальсифицированные данные можно выявить только при ручной проверке контролирующим специалистом Россельхознадзора. Программа пока не позволяет идентифицировать фирмы-фантомы при регистрации в системе. Но в процессе их виртуальной деятельности, они впоследствии выявляются и блокируются в системе, что не гарантирует отказ в перерегистрации в Меркурии нового фантома, в том числе и по адресам регистрации легальных производителей.

Именно здесь и создается поле для нарушений, генерации виртуальных килограммов подконтрольной продукции. Запиши сколько хочешь, но не обижайся, если тебя проверят и потом заблокируют.

В связи с этим, продукция легальных производителей, осуществляющих свою деятельность на реальных предприятиях, "на земле", может по умолчанию считаться качественной и не фальсифицированной, поскольку такие предприятия постоянно контролируются ветеринарными службами.

А значит, их продукция не требуют дополнительной сертификации или гарантий. Другое дело с фантомами – их все равно не найдешь и не дотянешься до них, на то он и фантом. И пока алгоритм программы Меркурий позволяет регистрироваться всем подряд – эта проблема будет сохраняться. Также и со счетчиком по жиробалансу. Пока такой опции в автомате нет.

Чтобы зарегистрироваться в системе маркировки достаточно предоставить в ЦРПТ ИНН, наименование, ФИО админа, контакты, ЭЦП и глобальный идентификатор из ФГИС Меркурий. То есть система маркировки априори опирается на систему Меркурий и использует ее данные. Обе системы контролируют одно и то же и не требуют от участника рынка подтверждать свою деятельность никакими документами. То есть система маркировки - это городушки на пустом или формошлёпство, говоря языком программистов.


Порядок регистрации в системах ФГИС Меркурий и маркировка. Иллюстрация автора.


Порядок регистрации в системах ФГИС Меркурий и маркировка. Иллюстрация автора.

Чтобы получить марку (код) в системе маркировки на лицевом счете должны быть деньги, то есть надо положить аванс в ЦРПТ. Код тебе выдают теоретически бесплатно, а чтобы ты за него заплатил, надо ввести распечатанный или нанесенный код в оборот. Но можно и не вводить. Фантомы ничего вводить не будут. Они наксерят и налепят. А сложную упаковку и так не подделывают, поскольку она сама по себе уже является защитой от контрафакта.

Значит на коробках с монолитом сливочного масла и на сырах к фальшивой этикетке, фальшивой ветке в Меркурии добавится еще и фальшивая марка на самоклеящейся бумаге.

И даже если легальный молочник марку нанесёт с помощью дорогущего оборудования, введет её в оборот, заморочится со сложнейшей агрегацией, то дальше то что? Эта продукция и так легальна и законна. И все то же самое, что в коде, написано на этикетке. Меркурий за молочником добросовестно следит: откуда он что взял, когда произвёл и куда направил. Молочника персонально проверяет ветеринар. А контрафактная коробка масла или головка сыра также будут свободно обращаться на рынке.

МИСТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ

Но пощупаем еще потребителя с его заявленным общественным контролем, держащего в руках молочный продукт в ритейле. Видятся три вида нарушений. 1 -Марки нет. 2 - Марка есть, но не считывается. 3 -Марка есть, считывается, но продукт плохой.


Виды нарушений с маркой. Иллюстрация автора.


Виды нарушений с маркой. Иллюстрация автора.

Все виды этих нарушений предусматривают один и тот же алгоритм действий для потребителя: заявление в Роспотребнадзор, полицию, а далее проверка документов в ритейле и ветки Меркурия, которая фантома не найдёт и не накажет ни при каких обстоятельствах.

А потребителю рассказали, что в супермаркете на кассе кассир должен будет каждый плавленый или глазированный сырок, каждую микро-баночку йогурта поштучно дважды сканировать, чтобы из оборота вывести? Это еще надо будет в очереди постоять лишние 20 минут и не иметь возможности воспользоваться ручными сканерами типа Scan-and-go.

Я Вам рассказала лишь малую часть, которую прочитала в методичке. Молочники, решившие принять участие в эксперименте, вероятно, методичку не читали. Ведь прочтения методички уже достаточно для того, чтобы понять, что апликуха то битая!

Подростки делают обзоры на видео-игры. Почему же крупные молочники не озаботились профессиональным обзором багов и лагов этой программы, а не своих затрат?

Эта система напоминает мне историю с сотовыми телефонами, когда раньше под каждую новую модель следовало покупать новую зарядку. А тут, под новую прогу надо не просто новый кабель и разъем, а еще и электростанцию, чтобы с ней хоть как-то работать можно было.

После всего это описанного заявленные выгоды для бизнеса, потребителя и государства выглядят издевательством, особенно под вывеской "Честный знак".


Скриншот с сайта Честный знак.


Скриншот с сайта Честный знак.

И главная мистификация.

Всемирно известные итальянские дизайнеры (Gucci, Dolce&Gabbanna и др.) не могут победить контрафакт, а знаменитые "русские хакеры" из ЦРПТ вполне справились! Нигде в мире не маркируют такими штуками продукты питания, а у нас даже социально значимую молочку смогут!

Я понимаю, что этот материал умрёт на просторах сети, да и выглядит с моей стороны, как размахивание палкой перед военными кораблями. Но если вдруг на меня или на мой завод будет накат после этой статьи, или если Вы увидите в прессе ответы на описанные здесь формулировки, знайте, я оказалась права и очень точно попала в цель.

Лунтик в каждой серии прощает гусениц. Вупсеня и Пупсеня. Мой призыв к молочникам - не будьте наивными Лунтиками. Это Вам не мультик. А Вы все-таки кормильцы во всех смыслах этого слова по сравнению с криптофанами из ЦРПТ.

Дайте в конце концов Михаилу Владимировичу внятный материал для отмены постановления Дмитрия Анатольевича. Не должен Михаил Владимирович досконально разбираться во всем подряд, хотя он и значительно более опытен, чем его предшественник. Даже Вы не удосужились свой же вопрос добросовестно изучить. В каком господин Мишустин сейчас положении? Одной рукой пишет, другой зачёркивает что ли? Это я про пандемию и господдержку отраслям. Надеюсь, Вы поняли.

И если уж Вам умирать, то сделайте это красиво: "В нашей смерти просим винить..." И приложите качественные независимые: правовую экспертизу и экспертизу компьютерной программы ЦРПТ.

Источник: zen.yandex.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
08.11.2024
По официальным данным, в России работают 57 аграрных вузов, проверка трех из них показала, что только 40% выпускников пошли работать в АПК. Агрохолдинги, в том числе ГК «ЭкоНива», «СТЕПЬ», вынуждены активно заниматься подготовкой студентов, чтобы хоть как-то решить кадровую проблему. DairyNews.ru поинтересовался у представителей отрасли, что не так с образованием в агровузах, каким оно должно быть с точки зрения сельхозпредприятий и чем они могут реально помочь.
Читать полностью