Почему растительное молоко в Греции такое дорогое
Повальное увлечение веганством и сыроедством повлекло массу критики в адрес молочных продуктов животного происхождения. Приверженцы подобных взглядов нашли себе альтернативу. Растительное молоко – это вытяжка из злаков, семян, орехов. С питательной жидкостью, вырабатываемой молочными железами млекопитающих, этот продукт ничего общего не имеет, кроме внешнего вида. Хотя в нем много полезных веществ, абсолютным заменителем коровьего его назвать нельзя. У них разные составы, поэтому диетологи считают их сравнение некорректным. Человек нуждается в разных микро- и макронутриентах, и заменить одни другими невозможно.
Греческие потребители, похоже, смирились с более высокой ценой на данный продукт. Наценка больше не кажется сдерживающим фактором. «Потребитель, который хочет, чтобы в его напитке было растительное, а не животное молоко готов заплатить немного больше», — говорит представитель магазина быстрого питания «Γρηγόρης».
В 2017 году, когда в «игру» с производством растительных напитков вступило большое количество греческих компаний, рынок был оценен в 11,7 млн евро, а объем достиг 4000 тонн. Исключением из правил стал только 2022 год, когда стоимость и объем продукции, по сравнению с предыдущим годом, сократились в среднем на 2,9% и 8,1% соответственно. Доход от растительных напитков в прошлом году составил 34,7 млн евро, а объем 12 800 тонн. Сейчас многие крупные компании предлагают более 10 кодов продукции "заменителей молока".
Тем не менее участники рынка, похоже, согласны с тем, что неудача 2022 года была временной, поскольку некоторые из крупнейших игроков пищевой промышленности намерены инвестировать в дальнейшее расширение категории напитков на растительной основе.
«Учитывая тенденции, складывающиеся как на греческом, так и на мировом рынке, у нас есть веские основания полагать, что развитие его в Греции — это только начало», — говорит представитель компании Alpro.
Представитель DELTA заявил: «Категория напитков на растительной основе в Греции все еще находится в зачаточном состоянии, но мы оцениваем ее будущие перспективы, как положительные, если сравнить с рынками Италии, Англии и Германии».
Это связано с быстрыми изменениями потребительских предпочтений, поскольку существует не только тенденция переходить на "здоровое питание", но население также учитывает "экологические проблемы" в сельском хозяйстве. Потребители ищут и другие предложения, такие как альтернативные продукты для людей с непереносимостью лактозы или напитки с высоким содержанием белка.
Однако в текущий период греки, в первую очередь, предпочитают миндальный напиток, а в контексте перехода на более здоровые продукты — его версию без сахара, за которым следуют кокосовое и соевое молоко.
В то же время важным фактором, формирующим цены растительного молока, является изменение погодных условий, так как они влияют на урожай фруктов и злаковых, что часто приводит к дефициту сырья. Кроме того, «неопытность» греческого рынка приводит к росту цен. Как поясняет представитель DELTA, компании должны инвестировать в исследования и разработки (R&D), чтобы разрабатывать новые рецепты, а также закупать соответствующее оборудование. С другой стороны, конечно, необходимо надлежащее просвещение и информирование потребительской общественности. Реклама также влечет за собой дополнительные затраты.
«Растительные напитки имеют более высокую цену за литр, чем напитки животного происхождения. Также в веганских рецептах — для получения надлежащего уровня вспенивания молока — используется большее количество продукта по сравнению с молоком животного происхождения», — отмечает представитель «Γρηγόρης».
Однако надежда на "светлое будущее" (в плане снижения цен) все же имеется, при условии, что рынок и объемы производства растительного молока будут расширяться. Как поясняет представитель Olympus: «Чем больше продукт развивается и получает более широкое распространение, тем больше увеличение объемов приводит к синергии, которая способствует снижению затрат на его производство и распространение. Однако до тех пор, пока продукт является инновационным и премиальным, его стоимость, естественно, выше по сравнению с другими, более распространенными и известными продуктами».