Потребительские тенденции в Китае стали еще более непредсказуемыми после смягчения ковидных ограничений
Данные Национального бюро статистики Китая показали, что совокупная розничная стоимость зерна, масла и продуктов питания, произведенных в стране в первой половине 2022 года, составила 903,2 млрд юаней (130 млрд долларов США), что на 9,9% больше, чем в прошлом году. Но это было до того, как по всей стране вспыхнули протесты, и Пекин отказался от своей строгой политики по борьбе с коронавирусом, что вызвало всплеск инфекций, которые бросят вызов китайской экономике в новом году.
Представитель Danone незадолго до Рождества сказал Just Food: «что касается моделей потребления, текущая санитарная ситуация в Китае делает потребительские тенденции совершенно непредсказуемыми на данный момент». Официальные данные Китая по-прежнему показывают низкие показатели заражения и небольшое количество смертей, несмотря на сообщения СМИ о переполнении больниц и моргов.
Эта неопределенность подчеркивается тем фактом, что некоторые наблюдатели считают, что отмена строгого контроля за передвижением может фактически стимулировать экономику, несмотря на связанный с этим рост числа инфекций. Дэн Ван, главный экономист Hang Seng Bank (Китай), прогнозирует, что экономическая активность начнет возвращаться к норме после первых нескольких месяцев всплеска инфекций. «Кейтеринг, туризм, развлечения, деловые поездки и мероприятия, которые больше всего пострадали во время карантина, возродятся одними из первых», — говорит Ван, прогнозируя увеличение розничных продаж упакованных продуктов питания.
Чим Ли, аналитик по Китаю и Азии из британского подразделения Economist Intelligence Unit (EIU), прогнозирует, что окончание политики Китая по борьбе с COVID-19 окажет неоднозначное, но в конечном итоге положительное влияние на продажи упакованных продуктов питания. Ли отмечает, что по сравнению с другими категориями розничной торговли продажи продуктов питания были ярким пятном в 2022 году, поскольку индустрия упакованных пищевых продуктов выиграла от того, что люди накапливали продукты в ожидании блокировок и других ограничений на мобильность. Ли, однако, подчеркивает, что влияние было смешанным по категориям.
«За последние несколько кварталов сектора, такие как некоторые бренды закусок, страдали от слабых потребительских настроений, поскольку экономические перспективы Китая ухудшились из-за политики «Zero Covid», но выход Китая из данной ситуации приведет к восстановлению. Вернется доверие потребителей, что, вероятно, в конечном итоге принесет пользу сектору, хотя краткосрочный эффект может быть немного шатким, поскольку люди перестанут копить упакованные продукты», — добавил Ли.
Группа исследовательских и аналитических компаний GlobalData — материнская компания Just Food — также оптимистична. Она отмечает, что общая стоимость продаж упакованных продуктов питания в Китае превысила отметку в 1 трлн долларов США в 2022 году, а в 2023 году прогнозируется рост. Соя, хлебобулочные изделия и крупы должны стать крупнейшими категориями в 2023 году, на их долю приходится более половины общих продаж упакованных продуктов питания в Китае в стоимостном выражении.
«По мере того, как потребители учатся жить с Covid-19, экономическая и социальная активность будет неуклонно улучшаться во второй половине 2023 года», — говорит Бобби Вергезе, потребительский аналитик GlobalData.
«После почти трех лет финансового и психологического стресса из-за прерывистых мер по борьбе с пандемией отмена политики нулевого Covid вызовет неудовлетворенный спрос, активизировав двигатель потребления в Китае. Предстоящее празднование китайского Нового года станет сигналом для настроений потребителей и уверенности в бизнесе».
Базирующаяся в Гуйяне компания Hua Chuang Securities, которая в основном предлагает банковские инвестиции, управление активами и брокерские услуги по ценным бумагам, отметила в сервисе анализа акций на китайском языке Stockstar, что, хотя некоторые крупные компании в пищевой промышленности Китая столкнулись с падением прибыли из-за пандемии, их доход неуклонно растет. Тем не менее, эксперты добавляют, что в некоторых частях сектора наблюдается некоторая рационализация. Между тем брокерская компания заявила, что давление на затраты на такие ресурсы, как упаковочные материалы, пищевое масло и сахар, ослабло, что дает компаниям, производящим упакованные продукты питания, больше гибкости в преддверии 2023 года.
Ссылаясь на недавний опрос, проведенный среди нескольких брокерских компаний по ценным бумагам, Stockstar обнаружили, что в общей сложности 30 акций продовольственных компаний, торгуемых на китайских биржах, добились роста чистой прибыли в 2022 году. Компания выделила компанию Yanjin Shop Food из Гуанси, которая в основном производит и продает закуски, содержащие орехи, тропические фрукты и морепродукты. Ее рост прибыли в годовом исчислении составил 102,3%. Служба также обратила внимание на три другие компании: Teway Food Group из Сычуани, которая в основном производит ингредиенты для горячих блюд и приправы; Delisi Food из Шаньдуна, которая в основном перерабатывает и продает мясные продукты; и молочный производитель Milkground из Шанхая (рост прибыли каждого из них превышает 70% в годовом исчислении).
Несмотря на то, что Китай проводил свою политику Zero Covid и вводил спорадические блокировки в крупных мегаполисах, пищевая промышленность страны по-прежнему привлекала инвестиции в течение последних 12 месяцев.
Многонациональный производитель сыра Bel приобрел 70% акций китайского производителя сыра Shandong Junjun Cheese Co. Bubs Australia купила долю в предприятии по производству детских смесей в Китае, а Thai Union Group планирует инвестировать в китайский рынок кормов для домашних животных. Крупная молочная группа Юго-Восточной Азии Vinamilk инвестировала в свое внутреннее производство отчасти для поддержки экспорта в Китай.
Исследование GlobalData показывает, что в прошлом году в Китае наблюдался спад в заключении сделок, но некоторые наблюдатели предполагают, что сектор упакованных продуктов питания в стране может вступить в период консолидации, поскольку отказ от Zero Covid может вызвать проблемы в цепочке поставок и кардинально изменить модели потребительского спроса.