Горячая тема
Парализованный порт. Последствия землетрясения в Турции для логистики и поставок продовольствия

Землетрясение затронуло целый ряд стран: оно ощущалось также в нескольких сирийских провинциях, Ливане, Ираке, Израиле, Грузии, Абхазии. 35418 граждан Турции погибли в результате масштабных разрушений, 105505 граждан получили ранения, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 14 февраля.
До сих пор страны всего мира направляют в Турцию помощь и специалистов, помогающих ликвидировать последствия катастрофы. Внимание к происходящему в стране обусловлено как колоссальной человеческой трагедией, так и значением, которое обрела Турция в последнее время на фоне мировой геополитической ситуации. Страна стала логистическим центром, важным для международных перевозок зерновых, продовольствия, удобрений и прочих товаров. Именно в Стамбуле 22 июля 2022 года между Россией и Украиной при участии ООН была заключена «Зерновая сделка», которую по итогам 2022 года редакция The DairyNews выделила как сделку года.
Турция также является ключевым игроком на рынке пшеницы. По данным USDA, страна импортирует около 5% мирового объема этой культуры, примерно 10 миллионов тонн пшеницы, и ежегодно экспортирует 6,5 млн тонн пшеницы.
По словам участников рынка, от землетрясения пострадали юго-восточные порты Турции, в их работе отмечались задержки. Отмечалось также, что в целом работы в портах могут замедлиться из-за повреждения электростанций и линий электропередач, на ликвидацию которых потребуется значительное количество времени, так как все силы страны брошены на проведение спасательных работ.
Землетрясение было критичным для некоторых инфраструктурных объектов страны. Например, для порта Искендерун: на его территории возник пожар в контейнерах с грузом, которые перевернулись во время землетрясения. 8 февраля власти Турции объявили, что пожар взят под контроль, а затем он был потушен, но порт был вынужден временно приостановить работу. А время ожидания в случае с экспортными поставками в порту Мерсин увеличилось до 10,63 дней. Помимо движения судов, перевозящих продукцию АПК, ситуация усложнила и поставки нефти: ниже представлены данные Project 44, которые отображают, какое количество танкеров находилось в турецких портах и какое количество грузовых судов находились в зоне катастрофы.

Грузовой порт Искендерун находится в одноименном городе в провинции Хатай на юго-западе Турции на Средиземном море и входит в десятку крупнейших портов страны. В 2011 году в рамках программы приватизации порт перешел на 36 лет под контроль международной компании Limak с головным офисом в Турции. Компания уже вложила в его развитие $741,6 млн
Порт обслуживает регионы южной и юго-восточной Анатолии и выступает транзитным пунктом для перевозок в страны Ближнего Востока. Площадь порта - 1 млн кв. м, здесь насчитывается 8 причалов. Искендерун принимает грузы общего назначения, сухогрузы, нефтеналивные танкеры, а также контейнеровозы. Мощности - более 1 млн TEU в год. Грузооборот за 2022 год составил 67,6 млн тонн грузов.
Эксперты говорят, что из-за временной остановки порта могут возникнуть некоторые проблемы с доставками грузов из России в другие страны, но они не будут критичными.
«Прибывшие в Искендерун грузы будут перенаправлены в близлежащие порты, это Мерсин, Измир или Стамбул. Это событие, вероятнее всего, отразится задержками в расписании выхода судов на Новороссийск, задержки, о которых я сейчас говорила, для логистики не будут существенными, если, допустим, рейсы задерживаются на два-три дня, это не отражается так существенно на глобальной логистике, вообще на всей цепочке поставок, начиная от связей с поставщиком и заканчивая товаром на полках магазинов», - сказала в интервью порталу BFM.ru директор производственного департамента логистической компании Novelco Виктория Власова.
По словам Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, состояние зернового терминала порта Искендерун, на который ожидается поставка по тендерам Зернового агентства Турции (ТМО) 125 тыс. т зерна в феврале-первой половине марта, пока непонятно.
«В любом случае, мы не ожидаем критических сбоев. У наших турецких партнеров хватает альтернативных портовых мощностей для решения оперативных задач», - сообщил он «Интерфаксу».
Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский тоже говорит, что заметных проблем с поставками зерна, скорее всего, не будет. «Сейчас с отгрузкой из России все хорошо, проблемы могут быть при приеме грузов в Турции. На сегодня сложностей нет, они могут возникнуть позже», - прокомментировал он.
«Но не думаю, что проблемы будут критичными, поскольку в Турции работает не один порт, а несколько, и потоки могут быть перенаправлены», - сказал Аркадий Злочевский.
Примерно об этом же пишет и со ссылкой на участника рынка аналитический портал Mintec. «Все выглядит плохо, но у Турции есть достаточная пропускная способность альтернативных портов, так что, надеюсь, это поможет устранить огромные коллапсы на торговых путях», - прокомментировал порталу ситуацию один из экспертов рынка.
Логистические компании уже заявили о том, что корректируют свои маршруты. Например, компания Maersk планирует перенаправлять свои контейнеры в ближайшие порты-хабы, включая Мерсин (Турция) и Порт-Саид (Египет). А в компании Hapag-Lloyd заявили, что из-за закрытия терминала Искендерун прием грузов осуществляется в другом турецком порту – Мерсине.
Тем не менее, заметил первый заместитель генерального директора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян, для перевозчиков эта ситуация все равно обернется убытками и дополнительными издержками:
— Это простой судов — это раз. Сейчас очень высокий рынок, и если там встанут 100 пароходов, например, из них десять танкеров, 50 контейнеровозов, сухогрузы, то это огромные убытки судовладельцев и фрахтователей, это потеря груза. Я думаю, что там не одна тысяча контейнеров будет списана вместе с грузом.
The DairyNews также обратились за комментарием к представителям ФАО ООН в России, но в организации не посчитали нужным комментировать ситуацию.
Цитаты дня

Комментарии экспертов: