«От фермы до прилавка» 2.0
Закон позволяет фермерским хозяйствам и сельхозкооперативам реализовывать продукцию собственного производства на используемых ими землях. Но не все так просто и ограничения, само собой, тоже есть. Так, предусмотрена продажа продукции только в специально оборудованных для этого помещениях — в рамках зданий, сооружений и строений, которые являются имуществом лиц, осуществляющих сбыт. Также прописана возможность продажи в нестационарных торговых объектах. Но размещение последних разрешено только на землях, которые не относятся к сельхозугодьям, и при условии, что при установке торговых объектов не нарушается почвенный слой.
Таким образом, разместить палатку для продажи продукции на пашне или пастбище не удастся, но возможна организация продаж в зданиях и сооружениях, которые уже входят в состав фермерского хозяйства: например, молоко может продаваться прямо на ферме или на первом этаже жилого дома владельца сельхозугодий, в помещении, переоборудованном под торговую точку.
Олег Сирота, основатель «Истринской сыроварни» и координатор проекта ОНФ «Народный фермер», комментирует:
— Получился адекватный законопроект, который облегчит жизнь всем фермерам, их перестанут штрафовать за то, что они торгуют фактически на своей территории. Новые поправки позволят фермерам организовать сбыт своей продукции на более выгодных условиях, нежели сейчас. Фактически сельхозпроизводители смогут заниматься продажами, минуя такого посредника, как торговая сеть.
Директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда подчеркнула, что снятие любых подобных ограничений положительно влияет на рынок:
— Любое послабление для предпринимательской деятельности важно поддерживать: современность требует снимать ограничения. фермеры смогут продавать свою продукцию наиболее удобным для себя и для покупателей способом
Азат Карсакбаев, глава крестьянского хозяйства «Карсакбаев КБ», отметил, что то, насколько выгодным для фермера будет вступивший в силу закон, зависит от расположения производства и его удаленности от мегаполисов:
— Думаю, что для реализации собственной продукции из дома должна быть логистика и локация, так как очень важно, где твое личное хозяйство находится, насколько далеко от города. Потому что если продавать все это своим деревенским, так у каждого свое есть. Наверное, это актуально для тех, кто находится рядом с большими городами-миллионниками.
Директор "Полярной звезды" Казбек Абдурахманов заметил, что по-настоящему облегчить работу фермам можно, сняв запрет на продажу сырого молока:
— У нас нет собственной переработки, мы производим сырое молоко, продавать которое запрещает Роспотребнадзор. На мой взгляд, необходимо сначала снять тотальный запрет на торговлю натуральным молоком. В этом случае многие фермеры организовали бы его продажу.
Корней Биждов, президент Национального союза агростраховщиков, обратил внимание на то, что для повышения эффективности фермерам необходима активная кооперация, без которой не будет дальнейшего развития:
— У фермеров-частников и ранее была возможность реализации своей продукции не только на ярмарках. Они могли сдавать ее поставщику или напрямую в рестораны и торговые сети. В последнее время многие организовывали и собственные интернет-магазины. Но основная проблема фермерства в нашей стране, препятствующая и организации страхования малых и средних сельхозпроизводителей, — это слабый уровень внутренней самоорганизации, стандартов и нормативов в сегменте малых хозяйств. В России же пока малое фермерство очень раздроблено, и именно поэтому во многих направлениях сельхозпроизводства уже начинают доминировать крупные компании.