Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Опасный отход или органическое удобрение: Обязательно ли получать лицензию на навоз?

Источник: The DairyNews
EN RU
Принятый в мае 2011 года Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вызвал неоднозначную реакцию со стороны сельхозпроизводителей. И неудивительно, потому как документ содержал прямое указание на обязательное лицензирование фактически любых действий с навозом: от сбора до размещения.

БУКВА ЗАКОНА

Итак, Федеральный закон указывает на необходимость обязательного лицензирования «деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (глава 2, статья 12). Напомним, что в соответствии с ФККО (Федеральным классификационным каталогом отходом), свежий коровий навоз относится к четвертому классу опасности, а свиной – к третьему (схема 1). А значит, без лицензии животноводческое предприятие не вправе ни помещать навоз в навозохранилища (размещение и обезвреживание), ни разделять его на твердую и жидкую фракции (обработка), ни уж тем более вносить после выдерживания в поля (транспортирование и утилизация).

Долгое время закон о лицензировании (по крайней мере, для АПК) существовал лишь на бумаге – прецеденты его применения в отношении утилизации навоза были единичными случаями. Однако, начиная с 2016 года, ситуация изменилась – число судебных дел и штрафов серьезно возросло, причем, сразу в ряде регионов.

Схема 1. Лицензирование работы с навозом в соответствии с Федеральным законом

Очевидно, что работа без лицензии становится всё более рискованной, а последствия санкций – помимо штрафа до 250 000 рублей, предусмотрена и приостановка деятельности предприятия сроком на 90 дней (или 120 – при повторном нарушении) – могут оказаться весьма болезненными.

ЛИШЬ МАЛАЯ ЧАСТЬ

Стоит ли бояться лицензии? Или процесс ее получения прост и не предполагает каких-либо серьезных трат? Тем более, что размер государственной пошлины составляет всего 7 500 рублей, срок рассмотрения заявки не превышает 45 рабочих дней, а ограничений по времени действия итоговый документ не имеет.

К сожалению, по факту лицензирование потребует куда больше вложений (в некоторых случаях траты могут достигать 900 000 рублей и даже превышать эту сумму) и времени – до 6-8 месяцев. Почему? Дело в том, что помимо «формальных документов» для получения лицензии в списке, числятся и сведения о профессиональной подготовке специалистов (а это оплата обучения и аттестации для каждого сотрудника, так или иначе связанного с процессами утилизации навоза), заключение государственной экологической экспертизы (навскидку: объекты средней сложности – от 90 000 рублей, повышенной сложности – от 130 000 рублей), санэпидемзаключение, проект по отходам и другие. Кроме того, местные управления Роспотребнадзора вправе устанавливать дополнительные требования – запрашивать не указанные в Федеральном законе заключения, подтверждения, справки и т.д. (схема 2). Не стоит забывать и о возможных отказах по каждому из пунктов, с последующими исправлениями, повторной экспертизой и подачей на рассмотрение.

Схема 2. Порядок получения лицензии на работу с отходами

Следует учесть и еще один немаловажный момент: лицензия, по сути, станет подтверждением того, что продукты, образующиеся в результате деятельности предприятия, являются опасными, а значит, и само хозяйство представляет потенциальную угрозу для экологии региона и здоровья населения. А это – серьезный минус при общении с местными активистами в рамках различных общественных слушаний.

ОРГАНИЧЕСКОЕ УДОБРЕНИЕ: НАВОЗ ВО БЛАГО

Многочисленные спорные ситуации, возникшие при активном применении Закона о лицензировании в отношении сельхозпредприятий, подтолкнули Минприроды к написанию развернутых разъяснений (Письмо от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376). В документе в частности, указывалось, что «хозяйства вправе использовать продукты, образующиеся в результате их деятельности (включая навоз), для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, например, в качестве удобрения». Выделим главное из министерского письма: «вправе использовать», «для собственных нужд», «в качестве удобрения». При этом, как следует далее, необходимы:

  1. Документация, позволяющая относить органические вещества, образующиеся на предприятии, к продукции.

  2. Разработанные и утвержденные технические условия на удобрения и технологический регламент на их производство.

Таким образом, доказательством того, что предприятие действительно работает с органическими удобрениями, а не занимается утилизацией опасных отходов, станут два документа: технические условия (ТУ) и технологический регламент (ТР). Их наличие, как следует из Письма Минприроды, освобождает хозяйство от необходимости получения лицензии (Схема 3).

Схема 3. Отход или продукт?

ТУ описывает конечный продукт (его характеристики), а ТР описывает саму технологию – с конкретными процессами на каждом этапе, измеримым результатом по каждому действию и т.д. (схема 4).

Схема 4. ТУ и ТР

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

В качестве наиболее известного, но далеко не единичного случая, когда хозяйству удалось избежать санкций, сославшись на работу в соответствии с разработанными техническими условиями и технологическим регламентом, можно назвать решение Арбитражного суда республики Башкортостан от 17.08.2018 по делу № а07-21119/2018.

Суд исключил возможность квалификации действий «Башкирской мясной компании» в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании того, что «общество использует органическое удобрение на основе свиного навоза (как побочного продукта производства) в качестве продукции, при ведении им хозяйственной деятельности в соответствии с технологическими решениями, проектной документацией, технологическим регламентом и иными документами, с соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства».

Конечно, не стоит полагать, что любые документы, озаглавленные, как ТУ и ТР, защитят хозяйство от претензий со стороны надзорных органов (схема 5). Документы должны не просто быть в наличие, но и соответствовать государственными и отраслевыми стандартами, природоохранными требованиями и нормами законодательства. А, кроме того, отражать реалии конкретного хозяйства, описывать конкретные технологические процессы и оборудование,  и методы контроля. В ином случае, даже минимальная экспертиза хозяйства, которую могут провести, в том числе, и по судебному предписанию, лишь подтвердит фиктивность документов.

Следует добавить, что грамотные ТР и ТУ на органические удобрения будут не только и не столько защитой от штрафов, но и позволят хозяйству выстроить работу по переработке навоза с максимальными выгодами. Например, значительно увеличить урожайность и снизить затраты на минеральные удобрения или полностью отказаться от них.

Документы на производство органических удобрений станут хорошим аргументом и на общественных слушаниях – даже для непосвященного слушателя понятие «органических удобрений» (в отличие от «опасных отходов») несет позитивный смысл и означает экологически чистую продукцию и отсутствие урона для окружающей среды.

Схема 5. Формальный подход к разработке ТУ и ТР

Разработка технологического регламента и технических условий является серьезной задачей и требует достаточного опыта и квалификации, а потому доверить ее лучше экспертам отрасли – специалистам и компаниям, на практике доказавшим свою компетентность в области переработки и утилизации навоза.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.

Читать полностью