Горячая тема
One planet. One health. Not in Russia. Как уход Danone может отразиться на молочном рынке России?
Попытки остаться
Еще в марте транснациональная компания Danone приняла решение о приостановке инвестиционных проектов на территории России. При этом компания обращала внимание, что производство на территории России продолжится, а также не будет приостановок дистрибуции — это касалось как молочной продукции, так и детского питания.
Слухи о том, что компания испытывает трудности на фоне текущей ситуации и рассматривает уход с российского рынка, ходили с начала весны. Уже тогда наш источник, представитель одной из компаний-поставщиков, сообщал об этом, отмечая, что действующие санкции заставляли переработчиков молока беспокоиться о поставках — в частности, доступности необходимых ингредиентов, холодильного оборудования, упаковки.
Тогда же холдинг быстро отреагировал ответным официальным заявлением, подчеркивая, что главным приоритетом являются безопасность наших людей и поддержание бесперебойной работы бизнеса, наравне с обеспечением потребителей необходимыми продуктами питания. Уходить из России, если верить позиции Danone, она не планировала. Впрочем, уже тогда некоторые эксперты считали подобные заявления желанием «не выносить сор из избы».
Чуть позже, в апреле, Reuters вновь подняло вопрос об уходе Danone. Ссылаясь на одного из сотрудников компании, издание сообщило, что холдинг действительно рассматривает возможность ухода из России. Отмечалось, что компания в 2021 году заработала в России около 5% своей выручки.
Интересно, что французский офис высказался тогда более открыто и менее категорично, обозначив, что компания продолжает деятельность в РФ, но ее руководством обсуждаются все варианты, а холдинг продолжает следить за ситуацией во взаимодействии с французским правительством.
И вот, 14 октября, Danone опубликовал официальное заявление, в котором объявил о своем решении начать процесс передачи операционного контроля над бизнесом свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в России.
— Это наилучший вариант для обеспечения непрерывности локального бизнеса в долгосрочной перспективе в интересах сотрудников, потребителей и партнеров, — прокомментировали в Danone, добавив, что за первые 9 месяцев 2022 года доля российского подразделения свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе составила около 5% от общей выручки и была ниже среднего показателя по приросту продаж и прибыльности год к году.
Реализация сделки по передаче бизнеса может повлечь за собой снижение стоимости активов компании на сумму до 1 млрд евро, оценили в Danone.
После закрытия сделки, которая должна быть одобрена регулирующими органами, произойдет деконсолидация бизнеса свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в России.
Что на кону?
Приведем выдержку из материала, предоставленного нам Центром изучения молочного рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA). Полную аналитическую сводку вы можете прочитать у нас на сайте. В рейтинге DIA ТОП-100 переработчиков молока в России за 2021 год компания заняла второе место после PepsiCo по объему переработки молока. Объем переработки молока на российских заводах компании в 2021 году составил 1,1 млн тонн, на 7,9% меньше, чем в 2020 году. Доля в общем объеме переработанного молока на российском рынке составила 5,2%. Доля компании на российском рынке переработки снижалась в последние годы.
В 2016 году доля Danone на российском рынке достигала 8,2%, объем переработки составлял 1,4 млн тонн молока в год. Danone оптимизировала производство, закрывая и продавая некоторые площадки. В 2017 году у компании было 16 молокоперерабатывающих предприятий в России, в 2022 году осталось 12 площадок. Объем переработки молока компании в России к 2021 году снизился на 30% (-485,6 тыс тонн) по сравнению с 2015 годом.
Тем не менее несмотря на снижение объемов переработки молока роль компании на российском рынке велика. На некоторых региональных рынках доля предприятий Danone в объеме переработки молока превышает 30%, отметили эксперты.
При этом у Danone есть активы и в других странах ЕАЭС, у которых с Россией сохранились торговые, экономические и логистические связи. По сообщению коллег из Shopper’s Media, в сделку по продаже российских заводов также будет включено производство в Белоруссии (напомним, что на территории республики находятся предприятия, перешедшие Danone после сделки с ЮНИМИЛК). При этом утверждается, что контроль над активами в Казахстане французский холдинг сохранит.
Как рассказала директор по закупкам Danone Ольга Фельдт, конкретного покупателя на активы Danone пока нет, но желающих очень много. В ближайшие месяцы компания продолжит управлять бизнесом в России, и с операционной точки зрения для поставщиков и для потребителей ничего не изменится.
Продажи бизнеса, по словам менеджмента, по частям не планируется, как и выкупа активов российским руководством, рассказал собеседник Shopper's.
Что говорят эксперты и участники рынка?
— данное решение может дать российскому подразделению больше возможностей для дальнейшего развития. Однако сейчас говорить о чем-то конкретном преждевременно, — комментировал генеральный директор национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов. Эксперт отметил, что заводы холдинга функционируют, операционная деятельность сохраняется, а за сотрудниками сохранены места. Поставки продукции Danone также продолжает, а значит, потребителя сделанное холдингом заявление никак не затрагивает, уверен представитель Союза.
Заместитель директора Молочного союза (РСПМО) Александр Рыбин высказывал мнение, что о как таковом уходе с рынка Danone речи не идет, а активы могут быть переданы местному менеджменту — такие кейсы с февраля отрасль уже видела:
— Насколько мы понимаем, Danone не закрывает производство в России, у них огромная линейка, федеральный бренд. Это как в случае с Valio и Tetra Pak, которые работают на тех же площадках под российским менеджментом. Конечно, влияние на рынок у Danone было, но свои мощности компания не закроет.
Генеральный директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко отметил, что ряд косвенных признаков указывал на то, что переговоры с рядом крупнейших собственников велись с начала военных действий.
— На мой взгляд, объявление было сделано, когда решение о передаче уже принято, — сообщил Михаил Мищенко.
Эксперт перечислил несколько возможных претендентов на наследие Danone:
— Наиболее крупные активы могут быть приобретены крупнейшими федеральными игроками, которые смогут оперировать этими производствами. Нужно посмотреть на основных конкурентов компании именно по молочной продукции – это «Молвест» и КОМОС ГРУПП. Они, на мой взгляд, наиболее возможные приобретатели всей или части компании. Еще один игрок – сегодня уже весьма активный игрок рынка переработки, но при этом крупнейший производитель сырого молока – компания «ЭкоНива» — заявил Михаил Мищенко.
Не менее волнует участников рынка и судьба крупнейших брендов, под которыми Danone выпускала свою продукцию, особенно высокомаржинальную — творожки, питьевые и ложковые йогурты.
— Самые известные и высокомаржинальные бренды компания Danone привезла в Россию из Франции. Это, собственно, сам Danone, Даниссимо, Актива, Actimel. Эти марки в сознании потребителя олицетворяют собой современный образ жизни, высокое качество и принадлежность европейским традициям. В некоторых сегментах, например, в сегменте функциональных напитков, «импортированные» бренды Danone занимают до 50% рынка. Если компания заберет свои бренды, то такое развитие событий даст хороший шанс ряду других игроков укрепить свои позиции, — обратил внимание Юрий Власенко, управляющий партнер бюро «Лучшие практики».
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продуктов питания в торговые сети, считает, что представителей молочной отрасли может заинтересовать не только молочный сегмент Danone, но и производство растительных напитков Alpro:
— Возможно, что предприятия будут проданы не единым лотом, а разным покупателям. Производство растительных напитков может заинтересовать, в том числе, и предприятия молочной отрасли. Думаю, что покупатели на него найдутся, потому что это современное производство, которое разливает не только Alpro, но и на контрактной основе выпускает продукцию и для других марок.
При этом, дополнил эксперт, свои бренды Danone, скорее всего, не оставит на территории России.
Ведущий аналитик «Инфагро» Максим Фастеев напомнил о статусе России в глазах международного сообщества, как о факторе, который, наравне с экономическими реалиями, оказал влияние на принятие Danone такого решения:
— Последние резолюции ООН, представление в сенат США соответствующей инициативы, а также прямые заявления в ПАСЕ (хотя и на них особо никто не обратил внимания из-за «несерьезности» организации), является тем фоном, который дает четкие сигналы в т.ч. для международного бизнеса. Является ли выход политическим решением? Нет, это однозначно бизнес-решение. Объясняю: операционные перспективы компании, ориентирующейся прежде всего на высокомаржинальные товары, оказались под большим вопросом уже для ближайших кварталов из-за неблагоприятных макроэкономических факторов. Начавшийся еще в августе процесс бюджетирования на 2023 год должен был однозначно показать негативные прогнозы для бизнеса из-за падения продаж (как в РФ, так и глобально), — прокомментировал Максим Фастеев, дополнив, что, по его расчетам, компания должна была сделать такое заявление в четвертом квартале 2022 года, но обстоятельства вынудили ее ускориться.
Впрочем, нашлись и те, кто встретил новость об уходе французского гиганта не осторожными комментариями или молчаливым наблюдением за событиями, а радостью. Олег Сирота, основатель Истринской сыроварни, в своем телеграмм-канале отметил, что заводы Danone все равно продолжают работу, а значит, поставки продукции, пусть и под другим брендом, продолжатся. И вместе с тем Олег Сирота заявил, что в следующем году, при необходимости, готов сам нарастить производство йогуртов в 2-3 раза, а сама новость не должна печалить российских переработчиков:
— Это не трагедия. С Даноном у меня свои счеты. Я прекрасно помню, как в моем детстве эта контора скупала и резала на металл советские сырные заводы и заводы по переработке молока. Завозили сухое молоко из Германии и Франции, а наше сельское хозяйство искусственно рушили. Фермам было некуда сдавать молоко, и вымирали сотни деревень. На моих глазах. Это было страшное зрелище. Как ядерный апокалипсис. Именно тогда я сам себе пообещал, что займусь сельским хозяйством и возрождением нашей деревни. Нам (российским производителям) уход Данона только на руку: в течение короткого времени эти ниши будут заняты нашими отечественными производителями.
Комментарии экспертов: