Горячая тема

О рейтингах и прослеживаемости

Источник: The DairyNews
EN RU
Третий этап маркировки стартовал 1 декабря, подавляющее большинство участников рынка уже работают в системе «Честный Знак». Все чаще для проверки правильности нанесения кодов переработчики молока используют специальное приложение, которое позиционируется как универсальный способ проверить происхождение продукции, который подходит и производителям, и потребителям. Молочники стали использовать приложение чаще и обратили внимание, что помимо данных о самом продукте пользователь также видит оценку, которую поставило этому продукту «Роскачество». Некоторые участники рынка высказали мнение, что подобный ход может оказать воздействие на итоговый выбор потребителя и нарушает сами цели маркировки. Как разделились мнения? Узнаете в нашей новой горячей теме!
О рейтингах и прослеживаемости

Стоит отметить, что сама история интеграции ЦРПТ и Роскачества возникла довольно давно: уже в 2018 году они объявили об интеграции имеющихся систем информации о товарах и их происхождении. Предполагалось, что пользователи обеих систем получат доступ к необходимой информации о продукте, а также к рейтингам, которые составляет Роскачество.

После обсуждения стороны заключили соглашение о стратегическом партнерстве, условившись не только совместно разрабатывать методики описания разных категорий товаров, но и участвовать в создании описаний для Национального каталога товаров. Планировалось, что этот каталог станет платформой, которая облегчит регистрацию новых позиций и попутно сможет решить проблему внутриотраслевого отсутствия «единой договоренности о структуре и критериях описания качества товара».

В настоящее время к приложению «Честный знак» обращаются не только переработчики для проверки правильности нанесения и корректности считывания кодов, но и потребители. Еще в октябре Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий, отмечал, что за 4 месяца в приложении было сделано более 1,2 миллиона проверок молочных товаров.

На это не могли не обратить внимания молочники — в этих условиях актуализировался и вопрос взаимной интеграции ЧЗ с «Роскачеством». Мнения экспертов и представителей отрасли по этому вопросу разнятся. В то время как некоторые участники рынка не видят никакой опасности в сотрудничестве двух организаций, ряд переработчиков обеспокоены тем, что присоединение рейтингов и оценок «Роскачества», а главное — их размещение прямо на странице с данными, которые пользователь видит при сканировании кода, может повлиять на выбор потребителя и идет вразрез с самой идеей маркировки.

Руководитель «Роскачества» Максим Протасов ранее отмечал:

— Системы отлично дополняют друг друга. Более того, в соответствии с нашим соглашением, в базовое мобильное приложение и базу ЦРПТ будет загружена вся информация об исследованиях Роскачества. Потребитель будет знать не только о том, кто произвел этот товар, он сможет узнать тут же о том, какой рейтинг данному товару присвоило Роскачество.

Мнения участников рынка и экспертов молочной отрасли разделились.

Директор Центра изучения молочного рынка (DIA) Михаил Мищенко комментирует:

— «Роскачество» – это (как бы!) общественная организация, при этом созданная при полном финансировании государства. При этом она на каком-то неясном основании пытается дублировать деятельность Роспотребнадзора, проводя незаконные и необоснованные проверки. Все это происходит за счет налогоплательщиков. Если бы это был некий совместный проект между ЦРПТ и Роспотребнадзором, это можно было бы как-то понять, однако выходит так, что Общество с ограниченной ответственностью ЦРПТ вместе с некоммерческой организацией «Роскачество» осуществляют контроль за отраслью. Где логика? Непонятно, куда в этом вопросе уходят бюджетные деньги, и почему эта функция не выполняется Роспотребнадзором. Чем тогда занимается он?

Игорь Московцев, генеральный директор «Кореновского молочно-консервного комбината», отмечает:

— Интеграция «Честного знака» и «Роскачества», на мой взгляд, может вызывать противоречия и неправильное восприятие, так как все-таки цели и задачи у этих ведомств должны быть разделены. Можно задать вопрос: а если при сканировании кода будет высвечиваться плохая оценка «Роскачества»? Наличие кода говорит о том, что продукт выпущен и производитель все сделал правильно, указал необходимую информацию, а тут, к примеру, ещё появляется низкая оценка «Роскачества»? Я не критикую, а просто рассуждаю, как это будет восприниматься покупателем, который пришел в магазин, хочет быть уверенным, что DataMatrix код защитит его от фальсификата, сканирует товар, видит, кто производитель — и тут же такое пятно в рейтинге. Значит, товар лучше не брать?

Владислав Чебурашкин, основатель и гендиректор компании «Братья Чебурашкины», высказал свою точку зрения:

— Нам не нравится использование рейтинга в рамках обязательной маркировки. Получается, что помимо жирности, веса, места производства и т.д. (объективные характеристики продукта), вносится оценочная характеристика рейтинга третьей компании, что некорректно, на мой взгляд, и не соответствует целям и задачам маркировки.

Участник рынка, который пожелал остаться анонимным, озвучил мнение:

— Заявленная цель «Честного Знака» – прослеживаемость продукции, а тут мы видим сторонний рейтинг и оценку, которые тоже становятся неотъемлемой характеристикой продукта. 

Получается, что мы платим за каждый код, кто-то собирает и торгует нашей информацией, навязывает нам рейтинговую компанию, с которой мы (не безвозмездно) теперь обязаны сотрудничать, ибо их оценка стала качественной характеристикой нашего товара. Теперь мы обязаны «нравиться» им.  По сути, это равно дополнительным ограничениям, регулированию, и налогу.

При этом мы также должны со своей стороны проверить, насколько объективной является их оценка, согласны мы с ней или нет, если нет – оспаривать результат и доказывать свою точку зрения. А нам известны случаи, когда при проверке молочной продукции «Роскачество» использовали тесты, которые для этого вида продукции не типичны, оценивали качество по критериям, которые неприменимы к молочным продуктам. Получается, нам надо учитывать нового регулятора, если это перманентная история. Это пласт работы, который ранее нигде не заявлялся и который, по сути, никому не нужен – в том числе нам как производителю.

Анна Бойко-Великая, заместитель генерального директора по коммуникациям АО «Рузское молоко», наоборот оценила работу «Роскачества» положительно:

— Я лично не знала, что «Честный знак» интегрировался с «Роскачеством», но в принципе к этому мы относимся нормально. То, что делает «Роскачество» - это важно. И важно, чтобы их результаты были лучше видны, чем результаты разных непонятных коммерческих организаций, выдающих себя за экспертов. И если это достигается, в том числе таким методом - то это допустимо. Мы считаем, что оценка «Роскачества» никак не противоречит «Честному знаку» — это, скорее, просто дополнительная информация.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

07.08.2024
DairyNews.ru собрал комментарии участников молочного рынка, чтобы понять, почему растет цена на сливочное масло в РФ, кому это выгодно, ожидается ли существенный рост цен на молоко-сырье. Эксперты издания проанализировали ситуацию и поделились своими прогнозами на дальнейшее развитие событий.
Читать полностью