Новый год — легко ли быть оптимистом?
Снижение темпов прироста производства молока, рост цен и падение покупательной способности населения — антитренды, которые давали о себе знать не только в России, но и на мировой молочной арене. Лето отметилось аномально жаркой погодой, повлиявшей не только на урожайность, но и на продуктивность молочного КРС. Рост стоимости кормовой базы и премиксов заставил многих производителей искать более дешевые варианты рационов, что также не могло не отразиться на показателях отрасли.
По данным Rabobank, мировое производство молока в 2021 году снизилось после двух лет роста, ожидается, что к концу четвертого квартала рост снизится до отрицательного значения. Увеличение затрат на составляющие производства молока, нехватка рабочей силы и неблагоприятные погодные условия продолжат ограничивать производство.
Согласно последним отчетам аналитической компании, рост предложения молока во второй половине 2021 года остановился, в результате чего рынок пришел к показателям, которых эксперты не фиксировали с 2014 года. Нормализация ситуации, по мнению Мэри Ледман, специалиста по стратегии развития молочного животноводства, ожидается лишь во второй половине 2022 года, но необходимыми условиями здесь станут снижение затрат на корма и благоприятные погодные условия.
Эксперты Rabobank обращают внимание, что экспорт молочной продукции также замедлился в связи с перебоями в логистике, ростом транспортных расходов и повышением цен на сырье. По мнению аналитиков, в 2022 году рост цен на коммодитис станет очевидным и для потребителей, отразившись на конечной цене товаров на полке, что отрицательно скажется на спросе, особенно в развивающихся странах.
Эксперты IFCN также отмечают, что рост затрат ограничивает рост производства, в том числе в регионах, которые являются ведущими экспортерами (Новая Зеландия, США, ЕС). Тем не менее, аналитики прогнозируют рост производства молока во второй половине 2022 года, стимулируемый улучшением экономики фермерских хозяйств и восстановлением экономики.
А что же, тем временем, происходило в России?
По данным Союзмолоко, рост себестоимости производства сырого молока в среднем на 16% по году существенно опередил темпы роста цены реализации молока — она прибавила всего 6-8%. Это свело доходность многих производителей практически к нулю, а основными статьями расходов стали корма и минеральные удобрения.
Снизились и темпы прироста производства товарного молока. Аналитики DIA в ноябре текущего года сообщали, что в январе-сентябре 2021 года объем производства молока в России составил 15,9 млн тонн, что только на 1,4% больше, чем в январе-сентябре 2020 года:
Для сравнения: в январе-сентябре 2020 года рост производства по сравнению с 2019 годом составлял 6,1%. Производство молока в СХО в январе-сентябре 2021 года составило 13,7 млн тонн, на 1,1% больше, чем в 2020 году (в 2020 году рост составил +5,9%). Производство молока в КФХ в январе-сентябре 2021 года составило 2,2 млн тонн, на 3,2% больше, чем в 2020 году (в 2020 году рост составил +7,5%).
По оценкам DIA, объем производства молока в 2021 году составит примерно 21 млн тонн.
Также эксперты DIA отметили, что российский молочный рынок не сбалансирован как с региональной точки зрения, так и в вопросах распределения господдержки. Субсидии идут в первую очередь на поддержку и развитие крупных холдингов, которые, тем не менее, не могут компенсировать общего падения рынка сырья.
Дисбаланс региональный заключается в том, что некоторые регионы (например, Алтайский край) сильнее всего пострадали от снижения объемов производства молока-сырья, так как они и без того зависят в этом вопросе от своих соседей. Падение молока в Краснодарском крае и вовсе связано с тем, что более доходной и надежной сферой для инвестиций в этом регионе является растениеводство и садоводство.
На фоне растущих цен на биржевые продукты неоднократно била рекорды цена импорта в Россию. По данным DIA цена импорта биржевых молочных продуктов в Россию в середине ноября 2021 года достигла 40,75 руб/кг, на 18,6% выше ноября 2020 года и на 16% выше начала 2021 года. Снижение цены импорта к концу декабря было обусловлено снижением самих объемов импорта, в то чремя как цены на биржевые продукты продолжили расти. Рост цен на биржевые продукты на мировом рынке подталкивал вверх и цены на сырое молоко. Dairy Index DIA, по данным на 27 декабря, составил 32,59 руб/кг (без НДС, жир-3,6%, белок-3,0%), что на 0,3% выше прошлой недели и 12,9% выше конца декабря 2020 года. Ключевым фактором роста индекса остается рост цен на сырое молоко в регионах. После небольшого снижения индекс поставил свой очередной, предновогодний, рекорд.
Каковы настроения в молочной отрасли, с какими прогнозами участники рынка готовятся вступить в новый, 2022 год и к чему, на их взгляд, стоит быть готовыми?
Алексей Богданов, руководитель молочного направления ГК «Союзоптторг», отметил:
— Мировой молочный рынок переживает беспрецедентный рост цен. С 2022 года I-II кв. возможно ужесточение дефицита по ряду продуктов – КМБ, КСБ, сычужный казеин (СК). Цены на КМБ достигли 12-летних максимумов. Цена на литр сырого молока в Европе выросла с 0,3 евро, до 0,55-0,6 евро.
Глобальные причины роста цен все те же: низкий сбор молока в мире в целом, рост цен на корма, энергию, логистику, внутриевропейская инфляция и рост цен, экспорт в Китай и нехватка объемов в Европе.
Пандемия вынудила многих клиентов свернуть R&D проекты, многие интересные продукты отложены по причине высокой цены сырья.
В связи с внедрением системы «Честный знак» и совокупного роста затрат клиенты стали искать новые ниши для своих производств т.к. обычные базовые продукты – пакетированное молоко, сыр, сметана уже не приносят столько прибыли. Более того, некоторые стали практически убыточными. Перед производствами встал вопрос, что делать из молока, чтобы получать прибыль? Как максимально эффективно использовать молоко в условиях, когда использование дополнительных ингредиентов в ГОСТ продуктах (молоко, кефир, сметана, творог) ограничено.
Александр Лебедев, генеральный директор АО «Гатчинское», прокомментировал рост цен:
— Сейчас молочное животноводство находится в сложной ситуации и становится все менее привлекательной для инвестиций отраслью. Ни для кого не секрет, что себестоимость производства растет практически ежедневно. Каждый счет на подпись об оплате, который попадает на стол - по ресурсам, кормам – он с удорожанием.
Все участники рынка говорят об удорожании кормов, которые занимают около 60% в себестоимости продукции. Но проблемы создает рост цен и в других сферах. Так, техника у нас еврозависимая, цены на нее не снижаются. Кроме того, сильно дорожают удобрения. Так, на 7% с мая по ноябрь 2021 года увеличились цены на аммиачную селитру; такая динамика для нас очень чувствительна. За этот же период (с мая по ноябрь) на 10% подорожала электроэнергия и на 10% - дизельное топливо.
При этом цены на сырое молоко растут, но динамика слишком незначительна, чтобы улучшить состояние отрасли.
Валерий Одинцов, директор ООО «Пугачевские молочные продукты», поддержал коллег:
— К сожалению, наши контракты пересматриваются. Сельхозтоваропроизводители не могут продавать молоко по прежней цене, и мы их хорошо понимаем. Но здесь есть важный момент: по нашей продукции тоже прошел тренд на повышение и у нас есть возможность работать с прибылью.
Обычно как происходило в предыдущие годы – молоко дорожало, а цены на нашу продукцию повышались через три-пять месяцев. В этом была проблема, так как мы в течение этого времени были неплатежеспособными. В нынешнем году рост цен на сырое молоко и на нашу продукцию шел параллельно. Поэтому 2021 год мы прошли без такого негатива.
С точки зрения реконструкции производства, да, конечно, нам стало тяжелее. Все-таки, цены на комплектующие, на железо увеличились значительнее, чем на молоко и на нашу продукцию.
Но это тоже тренд мировой. Я все это вижу, понимаю, сам долгие годы работал в сельском хозяйстве. Повышение стоимости зерна никогда не зависело от подорожания техники, как это происходит в 2021 году.
Николай Владимирович Головань, директор Новокубанского молочного комбината, сообщает, что предприятие не может поднять цены для того, чтобы производство молочной продукции стало рентабельным, так как покупательная способность населения в настоящее время ограничена:
— В 2021 году мы прибавили объемы переработки молока на 15-20%. Но мощности полностью не задействованы, мы перерабатываем в сутки 25-30 тонн сырья.
Мы работаем только с натуральным сырьем, без заменителей молочного жира, стабилизаторов и сухого молока, поэтому, экономически сильно зависим от стоимости молока-сырья.
Молоко-сырье сильно подорожало с конца лета - более чем на 20%, тара и упаковка – на 20-60%, закваски и ингредиенты до10%. Нам сейчас нелегко, прибыль, на которую комбинат рассчитывал, сейчас не получает. Цены на готовую продукцию поднять так быстро и в таком объеме мы не можем. Поднимешь цены, потеряешь покупателя. Конкуренция на рынке большая. Поэтому в данной ситуации мы несем экономические потери.
Дмитрий Докин, руководитель категории «мороженое» компании «Шин-Лайн», изложил свой взгляд на то, какие тренды оказали наиболее значительное влияние на рынок мороженого в этом году, отметив, что последствия некоторых из них дадут о себе знать не сразу:
— Их, пожалуй, можно скорее назвать триггерами рынка – они несколько существеннее и агрессивнее простых трендов. Во-первых, это беспрецедентный рост цены на сырье для производства и проблемы с его доставкой из-за логистического коллапса в Китае и остальной Азии. Все это привело к увеличению себестоимости мороженого на 45% и осенние робкие попытки отыграть это в цене на полке привели к фатальному снижению продаж – на некоторых рынка продажи падали до 30%.
Вторым триггером без преувеличения можно назвать маркировку DataMatrix, «прелесть» которой мы ощутили только по первому – самому не затратному и технически не так сложному этапу. Это не должно нас расслаблять и вводить в благостное настроение – это были только цветочки, ягодки появятся позже особенно на этапе агрегации продукта в коробки. По разным оценкам экспертов – агрегацию «не перенесут» до 25-30% игроков рынка, а с учетом принципиального роста цены на продукт – до 40-50%.
Все эти тенденции не обошли стороной и крупные международные компании. Валерия Трифонова, директор Danone по коммуникациям в России и СНГ, комментирует:
— В новой реальности бизнес имеет дело с адаптивным вызовом — с необходимостью решать задачи, для которых нет готового решения, потому что никто раньше с ними не сталкивался.
Умение чувствовать тренды, проявить гибкость, оперативно реагировать на изменения – это ключевые принципы, которые определяли стратегию развития компании в 2021 и являются необходимым условием для успеха.
Бизнес столкнулся с требованием обязательной маркировки, нанесение которой является технически сложным и дорогостоящим процессом. Также 2021 год ознаменовался всплеском инфляции, произошло удорожание всех материалов и сырья.
На сегодняшний день вся отрасль (не только предприятия Danone) сталкивается с ростом цен на сырое молоко. До 60% выросли цены на белковые корма, что резко отразилось на себестоимости производства молока на фермах. Кроме того, с начала года тренд на рост показывали биржевые продукты: сухое молоко, сыр и масло. Это привело к тому, что производители данных продуктов стали активно наращивать свое производство, для чего им пришлось перекупать дополнительные объемы сырого молока. Естественно, следствием этого стал общий рост цен на рынке.
Елена Кипенева, генеральный директор ООО «Валио», также сообщила, что компания не теряет оптимизма, несмотря на то, что прошедший год был для отрасли непростым. По мнению эксперта, на рынке есть перспективные категории, которые еще предстоит развивать переработчикам:
— Стоит признать, что мы все уже стали профессиональными оптимистами и верим, что все еще сможем наполнить стакан, даже когда он наполовину разбит. Текущая ситуация с ценообразованием, дефицитом сырья и упаковочных материалов и другие факторы, конечно, заставляют несколько обеспокоенно смотреть в будущее. Но есть и позитивные прогнозы, которые говорят об улучшении ситуации и новых возможностях. Так, мы полагаем, что на российском рынке сохранится позитивная динамика спроса на продукцию с добавленной ценностью (обогащенную витаминами или протеином, без лактозы или без глютена и т.д.), растительные напитки, а также на желтые и белые сыры. Если оглянуться на европейский рынок, то становится очевидно, что в России у этих категорий еще сохраняется значительный потенциал. Мы убеждены, что потребители продолжат выбирать высококачественные продукты, в которых они уверены и которые способствуют здоровому образу жизни. Развитие такого ассортимента останется приоритетным для Valio направлением.
Александр Крупецков, руководитель сети лавок «Сырный сомелье». Глава жюри конкурса «Лучший сыр России» и «Лучший сырный сомелье», обращает внимание на то, что в текущих условиях важно обращать внимание не только на то, какую продукцию продают производители, но также где и как они это делают:
— Покупатель становится осознаннее и хочет больше знать о том, что он покупает и ест. Несмотря на плохую экономическую ситуацию люди выбирают качественный продукт с историей и красивой упаковкой. Если раньше можно было открыть прилавок и продавать на рынке качественный продукт, то теперь нужно сделать хороший ремонт, ведь даже у сетевых дискаунтеров уровень магазинов очень высокий. Сервис остается таким же важным и именно он отличает фирменную или специализируемую розницу от сетевого формата, а качественного продавца сыра (сырного сомелье) от кассира. Главный тренд остается прежним – сырная культура развивается и с каждым годом все быстрее.