Негде хлебушка купить…

Источник: rg.ru
EN RU
Столичные власти обещают стимулировать открытие социально значимых магазинов

В ближайшее время департамент торговли и услуг намерен предложить льготы по аренде земли собственникам торговых площадей, решившим открыть социально значимые магазины.

Как рассказал "РГ" глава департамента Алексей Немерюк, недавно в минпромторге обсуждался вопрос, как государство может регулировать развитие бизнеса, в котором оно заинтересовано. Для Москвы - проблема актуальная. "У нас в Покровском-Стрешнево хлеба негде купить", - жалуется местная пенсионерка Валентина Андреевна. Магазинов, которые нужны людям, нет, зато переизбыток однопрофильных торговых предприятий. Кто виноват в этом?

"Тон задает собственник помещения, который или построил его, или арендовал, а затем выкупил, а сейчас сам сдает в аренду, - говорит Алексей Немерюк. - Но ему нужны арендаторы, которые приносят хорошую прибыль". "Чисто российский подход к бизнесу - арендовать или купить землю, выбить разрешение на строительство, а затем стать благополучным рантье", - комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович.

С таким подходом столичные власти больше не желают мириться. "Будем стимулировать открывать социально значимые предприятия, - говорит Алексей Немерюк. - Если собственник хочет держать на месте, где нужен магазин или дом быта, ту же аптеку, пожалуйста, только половину месячной прибыли пусть отдаст в бюджет Москвы. А если идет навстречу москвичам и открывает магазин продуктов, его арендаторы будут платить аренду по льготной ставке". Да, при этом собственник получит меньшую прибыль, зато с него снимут часть платежей за аренду земли. Ведь, как правило, говорит Немерюк, земля под торговыми комплексами находится в долгосрочной аренде - на 49 лет. И один квадратный метр в год обходится владельцу торгового центра от 17 тысяч рублей (например, в Зеленограде) до 103 тысяч ( в Центральном округе). А у него несколько га такой недвижимости. Такая практика , когда государство регулирует развитие определенных видов бизнеса, существует во всем мире". По словам Немерюка, претворить эту идею в жизнь планируется в течение этого - начале 2015 года.

Еще одна давняя проблема столичной торговли - однообразие форматов работы торговых центров. Около 300 торговых центров, имеющие, по оценке исследовательской компании "Магазин магазинов", 4,5 млн кв. м торговых площадей, можно условно разделить на три группы: гигантские ТЦ , расположенные за МКАД, компактные ТЦ со стандартным набором торговых марок среднего уровня с кинотеатром, катком, ресторанным двориком, группирующиеся вокруг станций метро или железнодорожных платформ и небольшие торговые комплексы внутри районов с очень странным ассортиментом, сильно напоминающим тот, которым торговали на знаменитом Черкизоне. "Да, в Москве присутствует некое копирование концепций, многие ТЦ похожи друг на друга,- отмечает старший консультант Андрей Васюткин.- Застройщики, как правило, народ консервативный, и если они запускают какую-то концепцию и она работает, то они начинают ее тиражировать". "Как правило, при организации любого крупного торгового объекта происходит поглощение мелких соседних торговых точек, которые перебираются в качестве арендаторов в новый торговый центр,- добавляет Георгий Остапкович. - Таким образом, торговый хаос с улиц просто перемещается под красивую крышу".

Вместе с тем, как рассказала "РГ" директор по развитию бизнеса в России и Северо-Восточной Европе компании Nielsen - мирового лидера в области исследований потребительского поведения - Илона Лепп, за последние семь-восемь лет предпочтения покупателей-москвичей значительно изменились. "Если раньше жители столицы в первую очередь обращали внимание на ценовые факторы, а потому "цена-качество" и "самые низкие цены на все виды товаров" были в первой пятерке критериев выбора магазина, то сейчас критерий "самые низкие цены на все виды товаров в Москве" находится уже на 25-м месте,- говорит она.- Сегодня покупатель хочет, чтобы все товары можно было купить в одном магазине, а продукты там были в наличии и в большом ассортименте". По ее мнению, московскому ретейлу пришла пора перейти на новую стадию и придумать новые торговые форматы, одновременно повышая качество обслуживания. "Московские центры не только однообразны по торговым форматам, но еще и очень скучны и закрыты внешне, - продолжает Илона Лепп. - В Европе много торговых центров с красивыми стеклянными витринами, на которые посмотришь и уже хочется попасть внутрь. В Москве этого нет".

Не хватает, по ее словам, российской столице и такого традиционного формата, как универмаги. "Это очень удобный формат, при котором у торгового центра один собственник, - поясняет Илона Лепп. - Существует общая концепция торгового пространства, в котором покупатель, переходя из зала в зал, может приобрести все - от пуговиц до шубы". В Москве по такому принципу сейчас работает всего одна торговая сеть средней ценовой категории, представленная в загородных гипермаркетах. Но эта шведская сеть.

Алексей Немерюк считает, что концепцию универмагов в современных условиях трудно широко тиражировать. Дело опять же в собственниках: сам владелец вряд ли захочет вести торговлю. Ему проще нанять 100-200 арендаторов, чем самому заниматься этим. Да и город не планирует застраивать районы новыми торговыми центрами. "Каждый раз, когда обсуждается проект строительства нового торгового центра, москвичи выступают против,- поясняет глава департамента.- Не хотим, говорят горожане, чтобы рядом с домом сновали покупатели, а по ночам велась разгрузка товаров".

Но развивать торговлю в городе все равно нужно, тем более, что скоро из Москвы уйдут все некапитальные рынки и хаотичные ларьки. "Сегодня мелкая розница у нас сосредоточится в основном вокруг метро,- продолжает Немерюк.- Это удобно лишь тем, кто пользуется подземкой. А пенсионерам, если у них нет поблизости сетевого магазина, приходится ехать за продуктами через несколько кварталов к станции метро. Поэтому в ближайшее время мы такие избыточные палатки начнем передислоцировать от транспортных узлов внутрь районов". Только теперь из привычных 6-12-метровых ларьков они превратятся в большие 100-метровые павильоны, которые город за свои деньги построит и сам установит. Места в них будут разыгрываться на электронных аукционах. Пилотный проект, по словам Немерюка, скоро стартует в районе Хорошево-Мневники.

Попробует столица в небольшом количестве вернуть и автомагазины. Передвижные автолавки, переезжающие из района в район, будут торговать мясными и молочными полуфабрикатами. Причем, как уверяет глава департамента торговли, ассортимент там будет состоять из продуктов недорогих марок.

07.08.2024
DairyNews.ru собрал комментарии участников молочного рынка, чтобы понять, почему растет цена на сливочное масло в РФ, кому это выгодно, ожидается ли существенный рост цен на молоко-сырье. Эксперты издания проанализировали ситуацию и поделились своими прогнозами на дальнейшее развитие событий.
Читать полностью