Горячая тема
Не навредить: нужен ли рынку ЕЭК расширенный список контроля ветсредств?
ДЕТАЛИ И ПРОБЛЕМЫ
Решение ЕЭК устанавливает, что максимально допустимые уровни остатков ветеринарных лекарственных средств в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, указанные в перечне, контролируются: изготовителем (поставщиком) непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе сырья, в случае применения ветеринарных лекарственных средств для продуктивных животных; при проведении производственного контроля на перерабатывающих пищевых предприятиях в соответствии с представляемой изготовителем (поставщиком) информацией о применении ветеринарных лекарственных средств; при осуществлении государственного контроля (надзора).
В сопроводительном документе на непереработанную пищевую продукцию животного происхождения, в том числе на сырье, выданном в соответствии с законодательством государства – члена Союза, указывается наименование ветеринарного лекарственного средства, дата его последнего применения для продуктивного животного и подтверждение сроков его выведения из организма животного.
Данный пункт вступает в силу 14 августа 2018 года. Норма устанавливает перечень более чем из 70 веществ и их максимально возможное содержание в сырье: мясе, сыром молоке, яйцах и др. Сейчас такие уровни установлены техническим регламентом Таможенного союза лишь для шести групп веществ. Полгода назад производители добились переноса этих правил.
Основные вопросы вызывают состав и формулировки перечня. По мнению ряда специалистов, проблемой является отсутствие для большинства веществ, определенных перечнем, эффективных методик определения.
МНЕНИЯ
Существует мнение, что от принятого ЕЭК решения больше пострадают переработчики молока.
- Финансовые вложения могут потребоваться, но на мой взгляд, они будут незначительными. Скорее всего, такая мера в принципе больше нужна не рынку, а кому-то другому, кто в таком исходе заинтересован. Защитит ли постановление потребителя и его здоровье, сказать сложно, - отметил один из экспертов, пожелавший остаться неназванным.
Заведующая лабораторией технохимического контроля ВНИМИ Елена Юрова называет «минусом» для перерабатывающих предприятий с точки зрения законодательства формулировку «не допускается присутствие лекарственных средств и ветеринарных препаратов в молоке».
– Такое прочтение приводит к тому, что любое вещество, которое обнаружено, может превратить продукт в несоответствующий требованиям. Этот вопрос нужно очень серьезно прорабатывать: какое вещество, в каком количестве. Возможно также оперировать практикой европейских стран – использовать зарубежный опыт, а не ужесточать требования, не опираясь на реальную картину, – добавила заведующая лабораторией технохимического контроля ВНИМИ.
По словам Юровой, проблема заключается в том, что 56 веществ сопровождаются документами, которые в реальности по большей части не работают: возможности определить эти вещества зачастую не представляется. Институт стремится решить вопрос с практической точки зрения, но практика показывает, что оно пока только образовывается.
– Существует проблема: когда комплексный препарат применяется, идет перехлест и он, к сожалению, не обнаруживается. Сейчас мы проводим такую работу для одной очень крупной молочной компании, смотрим перераспределение лекарственных средств в молоке и в процессе технологии. К сожалению, тестирование пока идет только на тетрациклиновой группе, но это уже говорит о том, что вопрос не очень простой. Кроме того, методики определения не позволяют нам сделать это точно. Вопрос очень сложный и должен решаться комплексно, – рассказала эксперт.
В связи с записью в техрегламенте о том, что применение лекарственных средств не допускается, этим могут воспользоваться контролирующие организации, считает Елена Юрова.
– Мы пытаемся быть буфером, но пока сложно, потому что нам указывают на законодательство, а при этом законодательство не разъясняет, как решить этот вопрос. У нас нет готового решения, потому что вопрос сложный: 10% из 56 препаратов фактически вообще не определяются, либо дают ложно положительные результаты. Мы взаимодействуем с рядом лабораторий, которые занимаются этим вопросом, – заключила заведующая лабораторией технохимического контроля ВНИМИ Елена Юрова.
Национальная мясная ассоциация, Национальный союз производителей молока, Ассоциация компаний розничной торговли и ряд других отраслевых объединений недавно направили письмо в адрес ЕЭК с просьбой отложить вступление в силу решения №28 до его окончательной доработки.
Эту позицию поддерживает и Россельхознадзор.
- Причина заключается в том, что данный документ новый и не до конца проработанный. В частности, все те ошибки, которые были в техрегламенте в части максимально допустимых уровней содержания антибиотиков и других опасных веществ, перешли и в решение коллегии ЕЭК. В то же время саму идею о расширении перечня контролируемых ветпрепаратов ведомство поддерживает: «все препараты, которые в решение включены, опасны для здоровья человека», — отметила Юлия Мелано, добавив, что Россельхознадзор направил в ЕЭК письмо с просьбой пересмотреть, отменить либо перенести сроки и доработать документ.
Проблемой является и тот факт, что в некоторых государствах, входящих в ЕЭК, методики, обозначенные в перечне, не проводятся. Решение совета ЕЭК «Об утверждении правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств» должно было гармонизировать исследования выведения остатков ветеринарных лекарственных препаратов в странах-членах союза, однако одобрения данного документа до сих пор не было.
Отраслевые союзы, обратившиеся в ЕЭК с просьбой решения проблемы перечня, заявили, что единственным способом не попасть под нарушение законодательства остается использование лабораторных методов, но в рамках производственного контроля их применить невозможно - необходимо очень дорогое оборудование и высококвалифицированные специалисты. Да и процесс исследования занимает время, не приемлемое для скоропортящихся категорий продукции.
В ЕЭК настаивают, что документ не касается переработанной пищевой продукции.
Кроме того в ЕЭК подчеркнули, разъясняя, что перечень не обязывает осуществлять производственный контроль на наличие всех антибиотиков, а только дает возможность реализовать подход, основанный на оценке рисков: получая информацию от поставщика о применявшихся антибиотиках, переработчик может проверить (если сочтет это необходимым и когда сочтет это нужным) поступающее к нему сырье на наличие остатков антибиотиков, применяя методы исследований, включенные в Перечень. При этом, возможности использования методов исследований при производственном контроле не ограничиваются методиками, вошедшими в Перечень. Периодичность производственного контроля следует определять исходя из техрегламента (статья №11 ТР ТС 021).
ЕЭК также отмечает, что решение - это промежуточный этап в урегулировании вопроса о контроле остатков ветпрепаратов в пищевой продукции животного происхождения.
Напомним, осенью прошлого года разгорелся ряд скандалов в молочной отрасли касательно выявления антибиотиков в готовой продукции ряда крупных переработчиков. Все началось с заявления Россельхознадзора о выявлении антибиотиков в сыре производства Рубцовского завода PepsiCo. Несмотря на взаимодействие компании и власти вопрос этот еще не решен, а с предприятия не сняты ограничения на поставку на территорию ЕАЭС.
Комментарии экспертов: