Может ли архангельская молочка конкурировать с вологодской
Производители молочной продукции, которая, к слову, ничем не уступает традиционному лидеру – вологодской – видят решение проблемы в политической воле областных властей и патриотизме местных.
Почему на архангельском рынке на равных правах соседствуют молочные товары вологодских и местных производителей? Закон бизнеса, с одной стороны. А с другой – вроде Вологда дальше, возить оттуда должно быть дороже, но вологодское молоко, масло, сметана традиционно считаются лидерами рынка. В чем подвох?
Председатель Совета директоров агрофирмы «Устьянская» и ОАО «Родина» Александр Фиалковский считает, что в поддержке местных властей. На заседании по председательством Президента России Фиалковский поднял вопрос софинансирования процентной ставки по кредитам, которая зачастую настолько высока, что губит продвижение на рынок товаров местных производителей. Второй бич архангельских молочников – засилье фальсификата. Плюс ко всему, федеральные субсидии и дотации грозят сократить почти вдвое. Путин решил вопрос кивком головы…
– Президент ответил, что программы сокращаться не будут, что все денежные средства в этом году будут доведены в полном объеме. Программы по инвестициям и по возмещению кредитных ставок тоже будут сохранены, – рассказал после разговора с Президентом Александр Фиалковский.
– А как же быть с конкурентами? Жмут ведь.
– Да. Мы чувствуем очень серьезную конкуренцию с Кировской и Вологодской областями, особенно на юге.
– Вологда – это национальный молочный брэнд. Насколько успешно мы вообще можем конкурировать с ней?
– Мы можем конкурировать на сто процентов. Единственная проблема – у нас электричество дороже, чем в Вологде на полтора-два рубля. И газ у нас не везде есть. Поэтому у них себестоимость получается дешевле. А в Вологодской области газ уже давно.
– С югом Архангельской области понятно – там территориальная близость, дешевле доставка. Но ведь они и в Архангельске занимают значительную часть рынка молочной продукции…
– Вытеснять с рынка такого гиганта, как вологодская продукция, довольно тяжело, но постепенно это может получиться. Перспективы есть. Надо поддерживать своего производителя.
– Кстати, в той же Вологодской области есть политика предоставления приоритетов своим производителям.
– Да, когда мы приходим на вологодский рынок, власть и предприниматели всеми правдами и неправдами не пускает туда. А у нас другая ситуация, у нас демократия – вроде губернатор и главы регионов пытаются что-то сделать, но это пока слабо получается. Надо более жестко в этом направлении действовать. Надо защищать своего производителя. Это зависит, в том числе, и от самих жителей Архангельской области. Вот вологодские на это заточены – они считают, что их производители лучше. А наши начинают выбирать: а вот Вологда, а вот цена… не всегда цена и качество идут рука об руку. Фальсификат – очень серьезная проблема.
– Но менталитет сложнее всего сломать. Это долгий процесс…
– Надо ломать постепенно.
– Губернатор может своим волевым решением повлиять на ситуацию?
– Де-факто, думаю, может. Де-юре, наверное, нет. Но делать это все равно надо. Это налоги здесь, производство здесь.
В общем, складывается ощущение, что предприниматели готовы. Ждут только волевого решения губернатора, который, по их мнению, в силах создать благоприятную среду для местного производителя. А среда эта очень нужна: нужен газ, снижение тарифов на электроэнергию, дороги, переправы, мосты и, наверное, законодательно обоснованный режим наибольшего благоприятствования местным товарам. Иначе, без всего этого, местный производитель в скором времени рискует остаться не у дел.