«Молвест» планирует расширить ассортиментную линейку выпускаемых сыров
Источник: rbc.ru
Четыре года назад, в августе 2014 года, Россия применила ответные меры в отношении западных стран, вступив в эпоху продуктового эмбарго. За полгода до этого, в феврале, компания «Молвест» открыла новое для себя направление — совместное с датской компанией ArlaFoods производство сыров. Ни о каком импортозамещении речи еще не шло — решение было рискованным, но чисто экономическим, и оно себя оправдало.
Начав выпуск с полутвердых сыров, за четыре года холдинг нарастил их производство более чем в пять раз — со стартовых 1,8 тысячи тонн до 10 тысяч тонн в текущем году, затем освоил производство мягких сортов сыра и сегодня, по данным StredaConsulting, по числу ассортиментных позиций занимает 11-е место среди российских производителей сыра.
С «твердыми» намерениями
— Решение запустить производство сыров было продиктовано несколькими факторами, — рассказывает Анатолий Лосев, генеральный директор компании «Молвест». — У нас была производственная база и желание работать в сегменте, который во многих странах занимает почти треть всего молочного рынка. В России эта доля — немного меньше трети, а значит, есть куда расти и развиваться.
Именно сыроделие стало важным фактором интенсификации всего производства «Молвеста». Группа компаний начала создавать автоматизированные фермы нового типа, завозить высокопродуктивных коров пород джерси и монбельярд и очень скоро вышла на те показатели качества молока, которые необходимы для изготовления сыра.
Производство началось с популярных и хорошо знакомых в России полутвердых сортов. ArlaNatura, «Калачеевский», «Российский», «Сливочный», «Тильзитер» - эти сорта и сегодня составляют основу ассортимента — на их долю приходится 92% в структуре продаж. По итогам 2017 года рост объемов выпуска в сравнении с 2016 годом составил 46%, а за первое полугодие 2018 года прирост к аналогичному периоду 2017 года достиг 57%. И даже с учетом эффекта «низкой базы» это значительно выше динамики рынка в целом. В планах производителя до 2020 года — расширение линейки за счет актуальных голландских сортов.
Добавили мягкости
С началом эмбарго аналитики заговорили о том, что для появления на рынке зрелых сыродельческих проектов, свободных от политической конъюнктуры, должно пройти не менее четырех лет — отработать технологии, закупить оборудование, наладить стабильное производство или поставки сырья. «Молвест» спустя четыре года со старта сыродельного направления начал осваивать новую нишу — мягких молодых сыров. Эта категория за последние годы стала одной из самых быстрорастущих: по данным StredaConsulting, производство молодых сыров стабильно растет на 8% в год.
Их востребованность у покупателей поддерживается и трендом на здоровый образ жизни, и относительно демократичной ценой на некоторые сорта, и тем, что мягкие сыры по достоинству оценила HoReCa. Кроме того, по мнению экспертов, именно мягкие сорта удалось удачнее всего «импортозаместить» без потери для качества.
— Более 4 лет мы выпускали полутвердые сыры, но понимали, что значительную долю рынка занимают мягкие сорта, поэтому решили пойти и в этот сегмент, — рассказала Наталья Журавлева, руководитель проектов компании «Молвест». — Рынок молодых сыров очень неоднороден, почти 42% приходится на небрендированные сорта, а качество сильно разнится от бренда к бренду, не говоря уже о сырах «домашнего» производства. Поэтому мы были уверены, что, предложив продукт стабильно высокого качества, сможем заинтересовать покупателей. Запуску каждого сорта предшествовала как минимум полугодовая подготовительная работа над технологиями и рецептурой. Сейчас в домашнем регионе мы занимаем лидирующие позиции по продажам мягких сортов, а в других регионах имеем хороший потенциал роста.
В конце 2017-го «Молвест» запустил производство мягкого сыра моцарелла, затем, опираясь на успешный опыт и производственную площадку, освоили выпуск сулугуни — технология его приготовления и требуемое оборудование схожи с моцареллой. Третьим в линейке стал мягкий сыр буррата — первый в опыте компании нишевый продукт со значительной долей ручной труда, ориентированный главным образом на сегмент HoReCa.
Объемы инвестиций холдинга в это направление составили более 65 млн рублей. Сейчас на долю мягких сыров приходится 8% в структуре продаж, но в планах производителя к 2020 году пополнить линейку мягких сыров как минимум еще тремя сортами.
Есть перспектива
За счет открытия новых сырных заводов сегмент сыров в санкционный период демонстрировал наибольший рост среди всех молочных продуктов и, по данным ИКАР, вернулся к своим количественным параметрам уже через два года после введения санкций — в 2016 году физическая емкость рынка сыра составила 790 тыс. тонн, то есть всего на 5% меньше, чем в 2013-м.
Выпуск сыра и сегодня сохраняет свою привлекательность для производителей, несмотря на сложную ситуацию на внутреннем рынке. На фоне падения потребления молока производство молокоемких продуктов — для выпуска 1 кг сыра нужно не менее 10 л молока — хорошая страховка от профицита сырья.
В прошлом году, помимо «Молвеста», о своих намерениях инвестировать в сырное производство заявили еще ряд крупных российских и зарубежных компаний —Valio, Hochland, DMK, Savencia,«Мираторг», «Эконива». Правда, аналитики пока осторожны в своих прогнозах. Драйверов для роста на данный момент нет: все упирается в потребительский спрос. По оценкам ИКАР, в 2017 году отечественное производство сыра прибавило 1,5−2%, а дальнейший рост будет зависеть от того, отменят ли эмбарго.
По мнению BusinesStat, в 2018-2022 гг. следует ожидать довольно невысоких темпов роста выпуска сыров в России — порядка 1,6-3,0% в год, а к 2022 г. значение показателя достигнет 523,5 тыс. тонн. По данным StredaConsulting, сыродельный рынок уже сейчас четко структурировался и резервы ключевых игроков позволяют за 2-3 года полностью насытить рынок, а с учетом заявленных новых проектов — и привести к перепроизводству и усилению конкуренции.
Однако есть и другие, не связанные экономической конъюнктурой тренды. В прошлом году эксперты Международного независимого института аграрной политики назвали шесть основных факторов, способствующих росту спроса на отдельные продукты питания: соответствие концепции здоровья, честность производителя о своем производстве и происхождении сырья, доступность потребления, в том числе и благодаря новым упаковочным решениям, роль социальных медиа в потребительском выборе, ответственное потребление (экологическая политика брендов, благополучие сельскохозяйственных животных, соответствие еды религиозным и культурным стандартам). Каждый из этих факторов давно присутствует в стратегии, которой придерживаются добросовестные производители сыра, и отвечает логике их маркетинговых и PR-коммуникаций. А это в перспективе позволяет рассчитывать на появление у сыроделов качественно новой целевой аудитории.
— Нам важна честность по отношению к покупателям, — подчеркивает Наталья Журавлева. — Современных сырных производств, которые бы поддерживали нормальную репутацию импортозамещения, в стране все еще очень немного. Спрос на качественные сыры остается до конца не удовлетворенным. В то же время обилие фальсификата на рынке привело к серьезным репутационным потерям для всей индустрии. Мы пока не видим предпосылок к тому, чтобы потребители стали внимательнее читать этикетку — напротив, многие, купив некачественный продукт, автоматически переносят негативный опыт на всю продуктовую категорию. Поэтому нам важна идентификация нашего продукта, и мы будем сокращать долю небрендированных развесных сыров, которая сейчас составляет 17%, и расширять линейку упакованной продукции с фиксированным весом. А посыл «молоко с собственных ферм» изначально — один из ключевых в наших коммуникациях с потребителем. Мы хотим донести, что сами производим молоко и отвечаем за качество своего сырья и продукта, из которого оно сделано.
Санкции: до и после
Если раньше развитие сырного рынка аналитики делили на «до» и «после» санкций, то теперь он накануне очередного водораздела. Дальнейший сценарий, по мнению экспертов Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), будет зависеть от того, сохранится ли запрет на ввоз сыров из Европы и дальше. Если санкции снимут, что покажут результаты импортозамещения и что предпочтут российские покупатели?
— Российским производителям придется не просто, — признает генеральный директор компании «Молвест» Анатолий Лосев. — Мы еще не скоро сможем конкурировать по цене с европейцами. Все крупные российские проекты последних лет в сыродельной отрасли — кредитные, а инвестиции в молочной отрасли — долгоокупаемые. Так что, учитывая уровень дотаций молокопереработчиков в Европе, мы еще не скоро выйдем на конкурентную себестоимость.
Но и прежней, отмечает эксперт, ситуация уже не будет. Добросовестные производители «подтянули» производственную базу, освоили современные технологии, научились работать с новой рецептурой и готовы конкурировать в качестве.
— За новыми проектами как-то забылось, что российская индустрия сыроделия началась не в 2014 году, — подчеркивает Наталья Журавлева. — Говоря нашей же терминологией, это не молодая, а «выдержанная» отрасль. У российского сыроделия есть свои традиции и наработки, и то, что происходит последние четыре года — это лишь возрождение отрасли. Так что впереди еще много интересного.
С «твердыми» намерениями
— Решение запустить производство сыров было продиктовано несколькими факторами, — рассказывает Анатолий Лосев, генеральный директор компании «Молвест». — У нас была производственная база и желание работать в сегменте, который во многих странах занимает почти треть всего молочного рынка. В России эта доля — немного меньше трети, а значит, есть куда расти и развиваться.
Именно сыроделие стало важным фактором интенсификации всего производства «Молвеста». Группа компаний начала создавать автоматизированные фермы нового типа, завозить высокопродуктивных коров пород джерси и монбельярд и очень скоро вышла на те показатели качества молока, которые необходимы для изготовления сыра.
Производство началось с популярных и хорошо знакомых в России полутвердых сортов. ArlaNatura, «Калачеевский», «Российский», «Сливочный», «Тильзитер» - эти сорта и сегодня составляют основу ассортимента — на их долю приходится 92% в структуре продаж. По итогам 2017 года рост объемов выпуска в сравнении с 2016 годом составил 46%, а за первое полугодие 2018 года прирост к аналогичному периоду 2017 года достиг 57%. И даже с учетом эффекта «низкой базы» это значительно выше динамики рынка в целом. В планах производителя до 2020 года — расширение линейки за счет актуальных голландских сортов.
Добавили мягкости
С началом эмбарго аналитики заговорили о том, что для появления на рынке зрелых сыродельческих проектов, свободных от политической конъюнктуры, должно пройти не менее четырех лет — отработать технологии, закупить оборудование, наладить стабильное производство или поставки сырья. «Молвест» спустя четыре года со старта сыродельного направления начал осваивать новую нишу — мягких молодых сыров. Эта категория за последние годы стала одной из самых быстрорастущих: по данным StredaConsulting, производство молодых сыров стабильно растет на 8% в год.
Их востребованность у покупателей поддерживается и трендом на здоровый образ жизни, и относительно демократичной ценой на некоторые сорта, и тем, что мягкие сыры по достоинству оценила HoReCa. Кроме того, по мнению экспертов, именно мягкие сорта удалось удачнее всего «импортозаместить» без потери для качества.
— Более 4 лет мы выпускали полутвердые сыры, но понимали, что значительную долю рынка занимают мягкие сорта, поэтому решили пойти и в этот сегмент, — рассказала Наталья Журавлева, руководитель проектов компании «Молвест». — Рынок молодых сыров очень неоднороден, почти 42% приходится на небрендированные сорта, а качество сильно разнится от бренда к бренду, не говоря уже о сырах «домашнего» производства. Поэтому мы были уверены, что, предложив продукт стабильно высокого качества, сможем заинтересовать покупателей. Запуску каждого сорта предшествовала как минимум полугодовая подготовительная работа над технологиями и рецептурой. Сейчас в домашнем регионе мы занимаем лидирующие позиции по продажам мягких сортов, а в других регионах имеем хороший потенциал роста.
В конце 2017-го «Молвест» запустил производство мягкого сыра моцарелла, затем, опираясь на успешный опыт и производственную площадку, освоили выпуск сулугуни — технология его приготовления и требуемое оборудование схожи с моцареллой. Третьим в линейке стал мягкий сыр буррата — первый в опыте компании нишевый продукт со значительной долей ручной труда, ориентированный главным образом на сегмент HoReCa.
Объемы инвестиций холдинга в это направление составили более 65 млн рублей. Сейчас на долю мягких сыров приходится 8% в структуре продаж, но в планах производителя к 2020 году пополнить линейку мягких сыров как минимум еще тремя сортами.
Есть перспектива
За счет открытия новых сырных заводов сегмент сыров в санкционный период демонстрировал наибольший рост среди всех молочных продуктов и, по данным ИКАР, вернулся к своим количественным параметрам уже через два года после введения санкций — в 2016 году физическая емкость рынка сыра составила 790 тыс. тонн, то есть всего на 5% меньше, чем в 2013-м.
Выпуск сыра и сегодня сохраняет свою привлекательность для производителей, несмотря на сложную ситуацию на внутреннем рынке. На фоне падения потребления молока производство молокоемких продуктов — для выпуска 1 кг сыра нужно не менее 10 л молока — хорошая страховка от профицита сырья.
В прошлом году, помимо «Молвеста», о своих намерениях инвестировать в сырное производство заявили еще ряд крупных российских и зарубежных компаний —Valio, Hochland, DMK, Savencia,«Мираторг», «Эконива». Правда, аналитики пока осторожны в своих прогнозах. Драйверов для роста на данный момент нет: все упирается в потребительский спрос. По оценкам ИКАР, в 2017 году отечественное производство сыра прибавило 1,5−2%, а дальнейший рост будет зависеть от того, отменят ли эмбарго.
По мнению BusinesStat, в 2018-2022 гг. следует ожидать довольно невысоких темпов роста выпуска сыров в России — порядка 1,6-3,0% в год, а к 2022 г. значение показателя достигнет 523,5 тыс. тонн. По данным StredaConsulting, сыродельный рынок уже сейчас четко структурировался и резервы ключевых игроков позволяют за 2-3 года полностью насытить рынок, а с учетом заявленных новых проектов — и привести к перепроизводству и усилению конкуренции.
Однако есть и другие, не связанные экономической конъюнктурой тренды. В прошлом году эксперты Международного независимого института аграрной политики назвали шесть основных факторов, способствующих росту спроса на отдельные продукты питания: соответствие концепции здоровья, честность производителя о своем производстве и происхождении сырья, доступность потребления, в том числе и благодаря новым упаковочным решениям, роль социальных медиа в потребительском выборе, ответственное потребление (экологическая политика брендов, благополучие сельскохозяйственных животных, соответствие еды религиозным и культурным стандартам). Каждый из этих факторов давно присутствует в стратегии, которой придерживаются добросовестные производители сыра, и отвечает логике их маркетинговых и PR-коммуникаций. А это в перспективе позволяет рассчитывать на появление у сыроделов качественно новой целевой аудитории.
— Нам важна честность по отношению к покупателям, — подчеркивает Наталья Журавлева. — Современных сырных производств, которые бы поддерживали нормальную репутацию импортозамещения, в стране все еще очень немного. Спрос на качественные сыры остается до конца не удовлетворенным. В то же время обилие фальсификата на рынке привело к серьезным репутационным потерям для всей индустрии. Мы пока не видим предпосылок к тому, чтобы потребители стали внимательнее читать этикетку — напротив, многие, купив некачественный продукт, автоматически переносят негативный опыт на всю продуктовую категорию. Поэтому нам важна идентификация нашего продукта, и мы будем сокращать долю небрендированных развесных сыров, которая сейчас составляет 17%, и расширять линейку упакованной продукции с фиксированным весом. А посыл «молоко с собственных ферм» изначально — один из ключевых в наших коммуникациях с потребителем. Мы хотим донести, что сами производим молоко и отвечаем за качество своего сырья и продукта, из которого оно сделано.
Санкции: до и после
Если раньше развитие сырного рынка аналитики делили на «до» и «после» санкций, то теперь он накануне очередного водораздела. Дальнейший сценарий, по мнению экспертов Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), будет зависеть от того, сохранится ли запрет на ввоз сыров из Европы и дальше. Если санкции снимут, что покажут результаты импортозамещения и что предпочтут российские покупатели?
— Российским производителям придется не просто, — признает генеральный директор компании «Молвест» Анатолий Лосев. — Мы еще не скоро сможем конкурировать по цене с европейцами. Все крупные российские проекты последних лет в сыродельной отрасли — кредитные, а инвестиции в молочной отрасли — долгоокупаемые. Так что, учитывая уровень дотаций молокопереработчиков в Европе, мы еще не скоро выйдем на конкурентную себестоимость.
Но и прежней, отмечает эксперт, ситуация уже не будет. Добросовестные производители «подтянули» производственную базу, освоили современные технологии, научились работать с новой рецептурой и готовы конкурировать в качестве.
— За новыми проектами как-то забылось, что российская индустрия сыроделия началась не в 2014 году, — подчеркивает Наталья Журавлева. — Говоря нашей же терминологией, это не молодая, а «выдержанная» отрасль. У российского сыроделия есть свои традиции и наработки, и то, что происходит последние четыре года — это лишь возрождение отрасли. Так что впереди еще много интересного.
Информация о предприятиях, упомянутых в статье:
Популярные темы
19.09.2024
В сентябре 2024 года Минсельхоз РФ разослал участникам молочного рынка проект ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» с предложением обсудить документ и направить в адрес ведомства замечания. The DairyNews обратился за комментариями к экспертам отрасли – производителям молока и собственникам молочного КРС, чтобы узнать, насколько необходима саморегулируемая организация бизнесу и какие надежды он на нее возлагает.
Читать полностью