Молоко безразличия
Женский голос в телефонной трубке дрожал и переходил в плач: «Это адов труд: я встаю каждый день в четыре часа утра, чтобы управиться со скотиной. А это никому не нужно: молоко приходится выливать на землю!» Для читательницы Нины Фёдоровны из слободы Ефремово-Степановка, как и для сотен других селян, продажа молока – вопрос жизни и смерти. На пенсию не прожить (всего шесть тысяч), а детей выучить надо. Долгое время единственным в округе покупателем молока у селян был ОАО «Тарасовский маслозавод». Но, по словам читательницы, с начала мая он снизил закупочную цену до 11 рублей за литр, а потом и вовсе приостановил закупку на неопределённый срок.
Селяне в панике: ближайший рынок, где можно продать молоко – за 45 километров, места там давно поделены между постоянными торговцами. У кого есть живность – поят её молоком, в надежде потом компенсировать «молочные» убытки «мясными» доходами. А остатки приходится в буквальном смысле выливать на землю.
Поколение, рождённое в годы Великой Отечественной войны и после неё, воспринимает это как страшное преступление. То, что приходится выливать молоко, выглядит тем более парадоксально на фоне того, как успешно продаётся в магазинах той же слободы порошковый молочный напиток. Назвать содержимое многочисленных бутылочек и пакетиков настоящим молоком язык не поворачивается. Перевезённое за сотни километров, сильно разбавленное и не скисающее, оно охотно раскупается дачниками, бюджетниками, вахтовиками.
Директор маслозавода – тоже наш давний читатель. Он говорит, закупку приостановили на время, из-за проблем на ОАО «Кагальницкий молокозавод». По его убеждению, молочное производство – ключевой вопрос сохранения сельских территорий, поэтому предприятие в последнее время работало в режиме сбытового, закупая молоко на подворьях и сдавая его на более крупные заводы. Остановился Кагальницкий молзавод – возникли сложности с поиском контрагента.
Что происходит с молзаводами Ростовской области, почему в магазинах преобладает продукция из соседних регионов? Можно бесконечно спорить о качестве, сравнивать цены, логистику, природные условия и т. д. и т. п. Но, по моему убеждению, в первую очередь сравнивать надо отношение властей к сельхозпроизводителям и переработчикам сырья. Дело не в объёмах выплаченных субсидий и не в показателях валового производства, а в простом человеческом внимании, вовремя оказанной юридической или даже просто моральной поддержке сельским жителям и предпринимателям. Важная деталь: Нина Фёдоровна не смогла дозвониться ни главе своего сельского поселения, ни замглавы района по сельскому хозяйству. А ведь проблема касается не только её одной, а по меньшей мере пятисот семей!
Может, к проблеме жителей и предприятия Тарасовского р-на не останутся равнодушными в областном министерстве сельского хозяйства и продовольствия. Каждый вторник, с 14.00 до 16.00 там работает горячая линия по вопросам сбыта сельхозпродукции (тел.: (863) 250-97-89). Надеюсь, Нина Фёдоровна сможет на неё дозвониться.