«Молочный сектор консервативен»

Источник: The DairyNews
EN RU
Прилавки молочных отделов в крупных магазинах пестрят разнообразием продуктов. О том, как развивается спрос на новые категории, рассказал Артем Белов, исполнительный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Он подчеркнул, что тема потребительского спроса острая, многогранная, и она будет обсуждаться на III Международном агропромышленном форуме, который состоится в Московской области 17-18 ноября 2016 года.
– Артем, расскажите, как развиваются на молочном рынке новые категории продуктов.

– Российский молочный сектор в целом следует за тенденциями, характерными для мирового рынка. У нас выпускается такие относительно новые категории продуктов, как ароматизированное молоко, продукты из молочной сыворотки, витаминизированные молочные продукты, причем отмечается рост их реализации. Так, по данным информационного агентства Milknews, за период с 2010 по 2015 год розничные продажи ароматизированного молока в натуральном выражении выросли на 94%, питьевых молочных сокосодержащих десертов – на 75%, молочных пудингов и муссов – на 41%, функциональных молочных напитков – на 2%. Однако в целом доля «современных» категорий в общем объеме продаж молочных продуктов уменьшилась с 14% в 2010 году до 12% в 2015-м, что объясняется снижением благосостояния населения, и эта тенденция еще усилилась в 2016 году во многом из-за того, что стоят они дороже обычного молока или творога. Нужно отметить и то, что молочный сектор в России консервативен. Новые категории хоть и демонстрируют заметный рост, но в целом их доля в общем объеме потребления невелика, что объясняется недоверием многих россиян к новым продуктам.

– Каковы перспективы развития сегмента безлактозного молока?

– В России безлактозное молоко выпускают немногие компании, в том числе Valio, еще один сильный производитель – Ставропольский молочный завод. Этот продукт востребован узкой категорией населения – людьми с непереносимостью лактозы, массовым он не станет. Он мог бы быть массово востребован в Китае, где большое количество населения страдает лактазной недостаточностью, в России же эта проблема не является масштабной. В основном она ограничена несколькими регионами, где люди традиционно не потребляют молочную продукцию, например, на Дальнем Востоке, в Бурятии, в Сибири. Кроме того, многие молочные продукты уже не содержат лактозы, это некоторые виды кисломолочных продуктов, твердые сыры.

– А другие виды молока, помимо коровьего, насколько широко используются в России?

– В рознице можно встретить продукты из овечьего, козьего, верблюжьего, конского молока – чаще всего это напитки или сыр, но, как правило, они имеют очень ограниченное производство и потребление. Даже козье молоко – достаточно традиционный для нашей страны продукт – не выпускается в больших объемах. В целом производство козьего молока в России в 100 раз меньше, чем коровьего. Есть с десяток крупных производителей – в Московской, Липецкой областях, в Марий-Эл, Татарстане. Они добавляют разнообразия рынку, однако общий объем реализации невелик.

Есть ряд регионов, где традиционно развито козоводство и органы власти готовы выделять из бюджета средства на поставки козьего молока в дошкольные и школьные учреждения. По мнению специалистов Союзмолоко, такую возможность им стоило бы предоставить, но однозначного официального мнения – можно ли это делать – пока нет. Поэтому недавно мы направили в Роспотребнадзор запрос, чтобы прояснить ситуацию.

– Сетевая розница позитивно настроена на взаимодействие с российскими производителями, особенно небольшими?

– За последние 2-3 года молочная полка в рознице заметно поменялась. Уже достаточно широко представлена категория фермерских продуктов, которых раньше не было. Стало больше продукции российских производителей, причем не только крупных, способных обеспечит магазинам большие партии товаров, но и небольших предприятий. Некоторые федеральные сети работают в разных регионах с разными поставщиками, закупая у них небольшие товарные партии.

Сложнее говорить об экономическом аспекте взаимодействия производителей с ритейлерами. Кто заработает больше, чей будет доход – это вопрос коммерческих переговоров, и он действительно очень сложный, особенно сейчас, когда падает платежеспособный спрос на молочные продукты. К тому же идет притирка участников рынка в связи с недавним принятием поправок в закон «О торговле». Он обеспечил ряд существенных позитивных аспектов, например, сократились сроки отсрочки платежа. Но в целом ситуация непростая. Поставщикам с розницей приходится договариваться, искать компромиссы.

– Артем, на ваш взгляд, какое значение имеет для отрасли «Молочный форум»?

– В молочной отрасли есть несколько мероприятий, которые проводятся в течение года, и форум – одно из ведущих. За два прошедших года ему удалось набрать хороший вес. На его площадке удается собрать интересных спикеров, широкую аудиторию, обсудить насущные проблемы. Благодаря тому, что на «Молочном форуме» присутствуют все игроки отрасли – представители федеральных и региональных органов власти, производители и переработчики молока, ритейлеры, инвесторы из России и зарубежья – это хорошая, живая дискуссионная площадка.

– Расскажите, какие темы будут обсуждаться на Форуме в этом году.

– Нам нужно поднять на обсуждение несколько ключевых тем. Прежде всего, как обеспечить инвестиционную привлекательность производства и переработки молока, чтобы наращивать объемы производства. Что должен делать бизнес, а что – государство. Стоит ли менять отстроенную систему господдержки – а такой вопрос сейчас стоит, или все-таки оставить проверенные временем механизмы, которые уже достаточно эффективно используются. Как обеспечить долгосрочность и прозрачность условий развития отрасли с тем, чтобы привлечь иностранные инвестиции. Это очень важная тема, ведь ситуация в экономике непростая, у инвесторов есть сомнения, и форум должен дать позитивный сигнал по тем вопросам, которые их беспокоят.

Второй большой блок вопросов: как обеспечить платежеспособный спрос и стимулировать потребление? Нам важно понять, каким будет спрос в следующем году и какие механизмы стимулирования должны быть реализованы, чтобы остановить снижение потребления молочных продуктов, которое началось в 2016 году. И здесь опять, как и в теме инвестирования, нельзя недооценивать роль государства.

Во всех развитых странах существуют программы стимулирования потребления социально значимых продуктов, к которым относится и молоко. Например, американская Food Stamps, в рамках которой каждый социально незащищенный житель Америки ежемесячно получает на карточку несколько сотен долларов для покупки продуктов в определенных магазинах. За ближайшие 10 лет США планируют потратить на это примерно 90 млрд долларов, то есть ежегодно около 100 млрд долларов – больше, чем все валовое производство сельского хозяйства России в год! Такое стимулирование спроса направлено на то, чтобы финансировать не производителей, а дать возможность потребителям проголосовать рублем за их качественные продукты.

– Объединение Союзмолоко подчеркивает необходимость развития экспорта молочных продуктов, и эта тема тоже будет поднята на Форуме. Но нужно ли уповать на экспорт, когда российская молочная промышленность импортозависима?

– Да, молочная отрасль импортозависима, при этом Россия ежегодно экспортирует молочной продукции на 30 млн долларов – это больше, чем объем экспортных поставок всей мясной промышленности, которая считается потенциальным драйвером развития экспорта в сельском хозяйстве. Причем на экспорт отправляется молочная продукция с высокой добавленной стоимостью – переработанное молоко в виде творожков, йогуртов. Поставки ведутся в Беларусь, Украину, Казахстан, страны Европы, Китай – и пусть пока это небольшое количество, оно увеличивается. Объем поставок в Китай, например, по итогам 2016 года вырастет примерно в 3-4 раза. И слабый рубль сейчас – хорошее подспорье для развития экспорта.

Мы должны развивать внутреннюю сырьевую базу и переработку молока с прицелом на экспорт. Ценовая конъюнктура в том же Китае очень благоприятная: цена молока достаточно высока, и она позволяет покрывать даже те высокие инвестиционные затраты, которые есть в России при реализации проектов. Так что вопрос развития экспорта – очень важный, и он не противоречит необходимости решения большого количества задач, которые поставлены в области испортозамещения. Мы должны мыслить и действовать глобально. Если Россия станет конкурентоспособной на внешних территориях, значит, у нее не будет проблем с тем, чтобы успешно конкурировать на внутреннем рынке.

По материалам пресс-службы Международного агропромышленного молочного форума
07.08.2024
DairyNews.ru собрал комментарии участников молочного рынка, чтобы понять, почему растет цена на сливочное масло в РФ, кому это выгодно, ожидается ли существенный рост цен на молоко-сырье. Эксперты издания проанализировали ситуацию и поделились своими прогнозами на дальнейшее развитие событий.
Читать полностью