Горячая тема
Маркировка: Невеселые старты
26 ноября Алексей Сидоров, руководитель товарной группы «Молоко» ЦРПТ сообщил, что в системе «Честный знак» зафиксировано общее количество участников оборота – 32860, в том числе 76% юридических лиц или 2055 участников плюс 665 ИП, их статус «менее 80%», потому что зарегистрировались не все.
В числе зарегистрированных почти все импортеры – 88% или 398 организаций, а также большое количество оптовых компаний – 3812, розничных – 24140, соцучреждений и HoReCa — 4872.
90% юридических лиц, которые начинают работать с третьего этапа в системе, на конец ноября уже были зарегистрированы и подключены к ГИС МТ.
Продажа немаркированных товаров, произведенных после 1 декабря, непредставление сведений (или нарушение порядка и сроков их представления) о товарах, подлежащих маркировке, производство и оборот «товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров» и прочие правонарушения могут повлечь за собой штрафы как для физических, так и для юридических лиц.
The DairyNews пообщались с представителями перерабатывающих предприятий, чтобы узнать, во сколько им обошлась маркировка и какие трудности на подготовительном этапе они отмечали.
Коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев комментирует:
— Наше предприятие готово к очередному этапу маркировки примерно на 90%, и могу сказать, что такая степень готовности выше, чем у некоторых других участников отрасли. В целом нам пришлось проделать значительную работу при подготовке к новому этапу маркировки: заказать новое оборудование и его установить, провести большую работу с поставщиками упаковки в связи с нанесением маркировки и определиться, как сделать так, чтобы было удобно и сетям, и покупателю. Мы в итоге выбрали типографский способ нанесения маркировки, который позволяет считать информацию очень оперативно. Но, по данным АКОРТ, у некоторых производителей возникают проблемы со считыванием кодов: самый худший вариант – когда он считывается в течение целых 27 секунд. Это очень долго и неудобно и для продавца, и для покупателя.
Дмитрий Матвеев, президент ГК «Кабош», отметил:
— У крупных компаний отрасли не было выхода, кроме как исполнить эти обязательные требования, однако у них было и больше финансовых возможностей. При этом даже с имеющимися ресурсами в процессе подготовки не обошлось без трудностей. Самое неприятное и парадоксальное, что эти немалые расходы производитель в итоге может переложить на потребителя, чтобы сохранить хоть какую-то рентабельность, — потребителя, ради которого все это и затевалось и ради которого мы и работаем.
Ольга Макаркина, начальник отдела маркетинга Саратовского молочного комбината и Чебоксарского городского молочного завода, рассказала, что одной из трудностей было недостаточно оперативное получение обратной связи от ЦРПТ:
— Сложности возникали с регистрацией в самом «Честном знаке», когда то система висела, то позиции не загружались. Приходилось много звонить в службу поддержки «Честного знака», а она достаточно тяжело работает, потому что звонки принимают операторы, которые не могут сразу ответить на вопрос и подсказать, что оперативно нужно сделать, отвечают по шаблону: «Ваше обращение принято, ожидайте». Если бы сидели компетентные специалисты, то могли бы решить сходу некоторые «мелочные» вопросы, решаемые одним звонком. Потом мне пишут, что ваше обращение принято, через несколько дней подключается специалист, начинает с моей проблемой разбираться, отправлять мне письма, я отвечаю, завязывается переписка, которая отнимает время. Для чего все это, не понятно. И очень неудобно, когда можно было бы решить вопросы одним звонком. А время идет, и ты боишься, что к сроку не успеешь.
Пресс-служба холдинга «Агросила» также предоставила свой комментарий о готовности к маркировке ООО «Агросила-Молоко»:
— Основные проблемы — снижение скорости производственных линий и необходимость увеличения персонала. В частности, появилась необходимость менять работу конвейера — это установка дополнительного оборудования, дополнительный персонал, изменения в расстановке специалистов и работе операторов. Основные затраты направлены на приобретение оборудования для нанесения и считывания маркировки, работу интеграторов - программное обеспечение. Общая стоимость внедрения технологии — 50 млн рублей, кроме того, операционные затраты - 50 копеек без НДС за получение каждого кода, а также использование чернил и этикеток. Только на получение кодов (без учета ленты и чернил) с сентября по декабрь будет направлено 6 млн рублей. Также увеличивается срок поставки продукции.
Дмитрий Ващенок, заместитель генерального директора по производственным и технологическим вопросам ООО «Трубчевский молочный комбинат», поделился результатами подключения предприятия к предыдущим этапам маркировки, отметив, что для комбината более насущной проблемой является текущая цена сырого молока:
— Возникал спорный вопрос, надо ли нам маркировать часть выпускаемой продукции. Пришли к выводу, что предприятие будет маркировать все, что выпускает, — в том сухие молочные продукты, выпускаемые в крупной фасовке по 25 кг. Про мелкие проблемы говорить не буду, но существуют «шероховатости» в типографии, где мы печатаем этикетки, что вызвано проблемами с заказами кодов в «Честном знаке». Вот такие нюансы, с которыми типографии столкнулись.
Наталья Кэлугэряну, представитель ГК Доминант, филиал ООО «Городской молочный завод «Лискинский», рассказывала ранее:
— Мы самостоятельно закупили оборудование, сделали интеграцию и в течение недели уже 90% продукции у нас поставляется в сети с маркировкой. Ждем информацию от сетей по массовому потоку поставок на предмет считываемости кодов. Наш поставщик задержал поставку оборудование на месяц. Но куда нам обращаться? Мы все решали своими силами с помощью своей инженерной службы, службы IT. Начали все делать чуть-чуть заранее. Помогло то, что у нас был опыт внедрения первого и второго этапа маркировки, мы учли сделанные тогда ошибки. И в принципе сами все гладко все запустили
Алексей Крылосов, начальник финансового отдела ГК «Молочный кит», сообщал, что в преддверии третьего этапа предприятие работало в режиме цейтнота:
— Сейчас мы работаем в цейтноте, в круглосуточном режиме, чтобы запустить16 линий. И пандемия помешала, и поставщик оборудования тянет, все одно за другим. Наши предприятия попали под все три этапа обязательной маркировки. На первом этапе пришлось закрыть выпуск плавленых сырков, так как из-за затрат на оборудование, маркировку на них произошло незначительное повышение цены. В сетях продукцию у нас не принимали, и оборудование для маркировки ушло на другие линии. Зато получили опыт.
Комментарии экспертов: